Лето

Лето

Некоторые уверяют, что лучшей поры чем осень не может быть. Другим милее всего весна – время расцвета природы и лучших надежд. Немало и тех, кто не представляет своей жизни без морозной русской зимы. Лета с нетерпением ожидает большая часть населения Северного полушария (а значит и всей планеты); во всяком случае, те, кто вкусил и осознал ценности каникул, отпусков, организованного или "дикого" туризма, курортно-дачной благодати и всех сопутствующих им ощущений, будоражащих разум, греющих душу и тело, тех приобретений и потерь, которые наполняют  существование смыслами.
У меня нет любимого времени года. Может быть – потому, что летний отпуск – в силу особенностей профессиональной деятельности и интересов – никогда не был для меня ни нормой, ни целью? Впрочем, скорее всего, причиной тому мой собственный характер и более сложная, чем график отпусков, система социальных обстоятельств и личных предпочтений. Но и нелюбимого сезона я не могу назвать. Всякая пора приносит достаточно ярких, украшающих жизнь, впечатлений, вызывает много положительных эмоций, удовольствия, радости.
Лето, например, дарит больше свободы, разнообразия красок, звуков, запахов, тепла и щедрого света. Летом люди более открыты во всех отношениях, они добреют, почти так же, как перед Новым годом; а женщины летом – просто неотразимы…


Пятница. Вечереет…
Направляюсь домой; один, но не в одиночестве. На аллеях и дорожках Петровского парка полно добродушного, радостного народа. Во всех уголках зелёного островка, примыкающего к переполненной автомобилями широкой магистрали, бродят, сидят, болтают, просто улыбаются люди. Обласканные лучами нежаркого солнца, клонящегося к крышам многоэтажек, омытые прозрачным воздухом, игриво перебирающим всё ещё зеленую листву на ветках, горожане – женщины, дети, редкие здесь в эту пору мужчины –кажутся умиротворенными, довольными.
Избалованные столичным сервисом, информационным и эмоциональным изобилием, статусом крупнейшего города Европы, пресыщенные москвичи порой не замечают земных благ и широких возможностей ухоженного мегаполиса, так же как солнца и воздуха. Однако благодарное и чуткое человеческое естество их – в обход рассудка – прилежно отражает все прелести и преимущества жизни в лучшем городе Земли. Лица людей пропитаны заботливой осенней лаской и предвкушением грядущего week-end.
В ухоженном пространстве парка в этот час особенно много студентов. Отстоявшие и отсидевшие свою недельную учебную вахту в недалеко расположенных корпусах столичного учебного заведения, они теперь веселыми, журчащими беспечной болтовнёй ручейками, стекаются к ближайшей станции метро у стадиона.
Природа, люди, город не перемешиваясь, не теряя своих лучших особенностей и неповторимости, гармонично сливаются в жизнеутверждающий мудрый поток времени, который наполняет всё вовлеченное в него энергией, достоинством, счастьем бытия. Во всей своей многогранной красе и величии на первый план выступает Главное, растворяя и прощая досадные ошибки, мелкие несовершенства, вечные недосказанности, нервозность, самонадеянность…

Ещё не переполненный общественный транспорт – хорошо развитый и продолжающий развиваться – оберегает меня от раздражающих пробок, лишних порций ядовитых автомобильных испражнений, проклятий разгневанных пешеходов, опасных выходок невоспитанных водителей, неоправданных потерь времени, нервов. Взамен выматывающих испытаний предоставляется возможность свидания с книгой – верным другом устремлённого к горизонтам познания разума, тренирующим воображение и вкус, позволяющим лучше понять себя.
Неплохая логистика и увлекательный текст творят чудо.
Бережно, почти мгновенно, без назойливости, укоров и претензий я перенесён в пункт назначения. Это типичный кластер реальности, частичка мира – скромная, утопающая в зелени и полупровинциальном покое, малоприметная с вершины человеческой истории, но бесконечно близкая тысячам сограждан, так же, как и я благодарным своему дому, времени, собственным привычкам.
Здесь выросли мои дети; появились на свет внуки. Отсюда начинались многие мои главные маршруты. В этих кварталах и кронах, давно ставших неотъемлемым фрагментом великого города, необъятной страны и мира, незримо утверждается основа тысяч судеб и свершений, в том числе и моих фантазий, стараний, более или менее удачных попыток что-то изменить, улучшить в себе и вокруг меня…

Как зд;рово, что прогнозы погоды с каждым годом становятся всё более точными.
Наука, слава Богу, исправно исполняет свои обязанности …
Осень со страниц календаря отчаянно настаивает: "Моё время! Унылая пора… Вот, ужо, тучи нагоню!". Тщетно. Метеорологи обещают и завтра день, скорее, июльский, чем сентябрьский.
Я радуюсь теплу, раскрепощённой полураздетости, чистому предзакатному небу, роскошной растительности, людям, беспечно купающимся в задержавшемся лете. И солнцу – большому и сочному, которое сегодня кажется чуть более доступным, приветливым, внимательным.
Подхожу к дому и понимаю, что не желаю и не могу закончить этот день в повседневной бытовой суете, привычном эмоционально-информационном обмене с домашними, запланированных и вынужденных телефонных диалогах, компьютерных экзерсисах и страданиях. Повод для продления свидания с солнцем долго не ищу; поход в гипермаркет кажется вполне убедительным самому себе и не вызывает вопросов у родственников.
По-военному быстро переодевшись, выбрав из обуви удобные сандалии-"шлепанцы", я с предвкушением летней благодати выныриваю в акваторию вечернего ласкового тепла и плыву по руслам тротуаров близлежащих улочек, опрятных дорожек скверов, асфальтированных тропинок, прорезающих участки территории не освоенной городом (есть и такие!). Стараюсь избегать теней окружающих меня многоэтажек и растительности. Это мне почти удаётся. Боковым зрением ловлю огненный персик-Солнце, меняющий цвет от ослепительно белого до щадящего оранжево-лилового.
Разумеется, светило меняет цвет не так быстро. Просто я совсем не тороплюсь. Поэтому становится заметным торжественное сошествие центра нашего маленького мира, заброшенного почти на периферию Млечного пути, к Земному горизонту.
Ничто не тревожит, не потрясает, не удивляет. Можно просто упиваться завершающимся летом, плескаться и парить в океане освежающего вечера, прозрачного, пронизанного неспешно тающими ласковыми лучами.

Вот вальяжно остывающий, растущий в размерах шар, касается розовеющего западного края Земли и начинает стекать по этому краю, расплываться по широкой дуге и, теснимый прессом надвигающейся бездны ночи, невидимым небесным водопадом обрушиваться в день, набирающий силу где-то за Атлантикой. Наблюдать последнюю стадию этого шоу – модели остывания Вселенной – я не буду. И поэтому пришвартовываюсь к надёжной почве, высаживаюсь в прохладную лагуну гипермаркета…

Когда снова оказываюсь на улице, город уже окутан невесомой – фиолетово-серой с золочёной электрическими огням оторочкой – шалью полутьмы. Веками незасыпающая  многомиллионная биржа человеческих интересов и страстей деловито гудит, яркие аквариумы автобусов плавно несут пассажиров в вечерний уют, в грифельно-сизой вышине подмигивает бортовыми импульсными огнями лайнер, скользящий по глиссаде к ближайшей воздушной гавани.
Западный горизонт едва брезжит амарантовыми прожилками тающего дневного света. Бархатный воздух даже здесь, вдали от девственной природы, кажущийся свежим, так и не успевает остыть, пока я возвращаюсь. Ухоженные и нарядные днём, теперь загадочные в свете фонарей, деревья, кусты вкрадчивым шепотом пышных крон приветствуют задержавшееся в городе тепло.

Может, это и есть ощущение гармонии бытия, одно из проявлений счастья?
Обнаружение его в себе и возможность уверенно нести в своём сознании в любое время суток, года, при любых климатических колебаниях и социальных вызовах должно восхищать. Казалось бы, счастье могло бы просто распирать человека потребностью делиться им – щедро, широко; от этого радость будет только прибывать…
Прислушиваюсь к себе… Нет, не так всё оглушительно и помпезно; почти осязаемое прикосновение к совершенству природы, осознание естественного комфорта не рвёт на части, не потрясает. Все спокойно, умиротворённо. Но счастье, радость от этого не блекнут. И не делиться ими невозможно.

У меня нет любимого времени года, фильма, книги…
Но у меня есть мой город и моя жизнь.
А сегодня – ещё и доброе, внимательное ко мне – моё долгое лето.


21  сентября  2018 г.


Рецензии
Ближе всего, особенно в эти холодные зимние дни, для меня оказался именно этот рассказ о лете...и не только потомучто в нём описываются родные места. Петровский парк и правда удивителен, это одно из тех мест, где оказавшись понимаешь, что нет любимого времени года, потому как каждое из них по своему прекрасно. Лето соревнуется с весной, зима с осенью. К тому же в таких местах время имеет свою особенность, оно словно останавливается. И особенно удивителен этот парк еще и потому, что здесь вокруг остановилось и застыло несколько исторических эпох... это старинный небезызвестный ресторан “Яр» с цыганским театром за углом, Путевой дворец со врём эпохи Екатерины ll, это и недавно перестроенный спортивный стадион, отделка которого переливается всеми гранями современных технологий. Мне бы хотелось поблагодарить автора за его интересные мысли, тёплый и душевный рассказ, а равно и повод задуматься об окружающем, о вечном и оживить воспоминания о близком для сердца уголке мира.

Юлия Кахно   04.12.2018 19:11     Заявить о нарушении
Огромнное спасибо, уважаемая Юлия!
Простите, что не отозвался сразу!
Тронут Вашими замечаниями и очень рад тому, что Вам смыслы текста оказались небезразличными, да и просто хроршо – быть услышанным.
Всего Вам самого долрого!

Сергей Антюшин   23.12.2018 22:16   Заявить о нарушении