Сборная солянка

Сегодня командировочный день в череде рабочих будней. Люблю такие дни, потому как переключаешься на решение двух-трех задач вместо большого количества дел разной степени важности. Время в пути особенно люблю, тогда я принадлежу сама себе. Я прикрываю глаза и растекаюсь в кресле. Включаю музыку .Незнакомый мужской голос поет:
Санкт-Петербург-
Славы Российской столица.
И сразу открывается нужная страничка в памяти. Два года назад я в любимом городе на Неве в арт. Кафе «У бродячей собаки», легендарном кафе, где встречались, общались гении Серебряного века. Здесь читал свои стихи талантливый еврейский мальчик Осип Мандельштам с ландышем в петлице с высоко закинутой головой, с ресницами в пол щеки. В доме Книги компании Зингер я купила томик стихов Осипа Эмильевича и теперь не расстаюсь с ним.
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать….
зрелость и необыкновенное совершенство ранних стихов поэта. Я очень люблю вот это:
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
истомой- сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Какая необыкновенная нежность и почему-то хочется плакать….
Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году - и столетья
Окружают меня огнем-
Это реквием Осипа Мандельштама по самому себе и по»миллионам убитых за дешево». Место рождения Варшава , место смерти- разъезд»Вторая речка» близ Владивостока, а между ними громадный разброс страны, и между ними трагическая судьба поэта никогда не имевшего своего дома, своего архива и даже своей могилы…Когда наступил 1933 года, мир померк, в Германии упивался своей победой фашизм, в нашей стране завершилась коллективизация, и слово вырвалось, как бы помимо воли словно человек сдерживал до последней возможности дыхание, а потом выдохнул:
За гремучую доблесть
Грядущих веков,
За высокое племя людей,-
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
До ноября 1933 года у Осипа Эмильевича были жизнь и судьба: жизнь нелегкая, но все-таки жизнь, и было творчество- изъятое, забытое почти всеми, а после не осталось ничего…
Жил Александр Герцевич,
Еврейский музыкант,-
Он Шуберта наверчивал,
Как чистый бриллиант.
Осип Эмильевич Мандельштам умер в лагере в 38 году…
Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета-
Губ шевелящихся отнять вы не смогли.
Из последних , стихотворение жене:
О, как же я хочу,
Не чуемый никем,
Лететь во след лучу,
Где нет меня совсем.
А ты в кругу лучись-
Другого счастья нет-
И у звезды учись
Тому, что будет свет….
Эмоции и впечатления от стихов Осипа Мандельштама, расплескать уже не получится, они со мной…всегда.
Одновременно с томиком стихов О.Мандельштама в доме Книги я купила «Зеленый шатер» Людмилы Улицкой, после прочтения книги я… помыла руки с мылом и …отнесла ее в кладовую комнату…


Рецензии