Зав

Искал с мая. Работы не было. Никакой. Последние деньги ушли на адвоката - судился с прежней конторой. Предложение поработать в пед.институте выглядело хоть каким-то выходом. Оформление было недолгим. Подписал какие-то бумаги, в бухгалтерии объявили, что я принят по тринадцатому разряду. Что это означает три тысячи рублей на руки, я узнал только в получку. Должность называлась зав.лабораторией, подчинялись мне полдюжины лаборантов - они получали по тысяче и требовалось присматривать за несколькими компьютерными классами, часть из которых была в другом районе города. Иногда по паре раз в день мотался туда-обратно. Пришлось купить проездной. По факту, работа "эникейщика". Кафедра называлась "Информатика", но, как оказалась, было их таких две. Другая - с новыми компьютерами - на профильном факультете. Здесь же, общеобразовательная с таким старым хламом, что было удивительно, как на нем запускается Windows 98. Впрочем, один класс удалось модернизировать настолько, что перевели его на Windows 2000.

К работе я приступил в конце августа. Знакомство с делами много времени не заняло: преподавание информатики сводилось, по сути, к изучению нескольких офисных программ и простейших приемов работы с компьютером. Набор софта всюду был однотипный, требовалось только поддерживать его в рабочем состоянии - как и сами компьютеры. И то, и другое было непросто. Скучающие студенты оказались невероятно изобретательны в рассуждении сломать, украсть или удалить. С другой стороны, у лаборантов не оказалось даже крестовой отвертки - снять с компьютера кожух, не говоря уже о прочем инструменте. По счастью, деньги, хоть и небольшие на это выделялись и ручной инструмент стал первой моей заботой.

Выглядело это так: приходишь в магазин, подбираешь инструмент, выписываешь счет. Сдаешь счет в бухгалтерию. Недели через две-три, пройдя по инстанциям, он будет, если все прошло благополучно, оплачен. С уже оплаченным счетом снова идешь в магазин. Оказывается, что часть (а то и все) из ранее присмотренного уже распродана. Варианты - либо ждать нового завоза, либо взять замену на те же деньги. Комбинируя оба метода, за пару месяцев удалось обзавестись комплектом инструмента и расходниками.

Второй важной задачей была унификация всех программ во всех классах и резервное копирование. Ревизия показала, что на всех почти компьютерах стояли пяти гигабайтные жесткие диски (было несколько печальных исключений), но из-за старого BIOS, OS видела только два джига (2.1 GB limit) и большая часть диска оставалась неиспользованной.

В теории, как сотрудник института, я имел доступ к интернету. На практике, это оказалось почти невозможно. Во-первых, пришлось написать заявление на имя ректора, получить логин, пароль и квоту. Во-вторых, скорость оказалась почти никакой, а установленная для образовательного учреждения фильтрация не давала возможности посещения большинства нужных мне сайтов. Наконец, сама эта квота оказывалась исчерпанной в несколько дней и мне пришлось писать еще одно заявление ректору - об увеличении квоты. Все, что скачивалось сверх лимита оплачивалось вычетом из зарплаты. В итоге, почти все, что требовалось для работы, мне пришлось искать и скачивать со своего домашнего компьютера, интернет на работе был почти бесполезен.

Поискав, я нашел патч - драйвер, перехватывавший Int13 и позволявший видеть "стандартные" 8.4 GB. Вторым шагом стала переразбивка диска на два одинаковых по размеру раздела. На первом устанавливался и настраивался весь нужный софт, на второй, с помощью Norton Ghost делалась его копия, после чего этот раздел объявлялся скрытым. Все эти манипуляции проводились с загрузочной дискеты. Дополнительно, на самом жестком диске размещался комплект из нескольких утилит - клинер, дефрагментатор итп, которые лаборант должен был запускать в конце смены. Весь набор также дублировался и на "аварийных" компакт-дисках. На каждый класс был закуплен органайзер, подготовлены CD-ROM с софтом и лаборанты проинструктированы как справляться с типовыми случаями. Таким образом, мне приходилось разбираться только с серьезными неприятностями, но не могу сказать, что их было мало. Лаборантам я объяснял, что хороший сисадмин - это тот, кто сидит "ноги на стол", а все у него настроено и работает "само". Вместо этого, я почти весь день должен был мотаться то из класса в класс, то из корпуса в корпус (на другом конце города) то для срочного ремонта, то для решения проблем, с которыми лаборанты не справились.

Среди прочего, декан "соседнего" факультета попросила меня присмотреть маркерную доску. Обзвонив за пару дней все причастные к этому фирмы, я выяснил, что изготовление займет недели две и цены (скажем, метр на полтора) начинались от пятнадцати тысяч. В моем представлении это было несколько не то и я продолжил поиски. На счастье, нужное мне, наконец, нашлось в магазине "Наглядные пособия" во-первых готовое, во-вторых, всего за пять тысяч. Довольный собой, я немедленно съездил туда и выписал чек. - Что так дорого? скривилась декан, когда я положил этот чек ей на стол.

Неожиданным препятствием оказался и "человеческий фактор". Надо сказать, что оклады были нищенские. Зав.кафедрой, доцент к.т.н. получал восемь тысяч и вынужден был подрабатывать "приходящим админом" в каком-то детском садике. Неостепененные преподаватели получали вдвое меньше. Тем не менее, находились желающие из заочников даже на лаборантский оклад - штат был почти укомплектован. Но люди все разные. И по способностям, и по отношению к работе. Было несколько человек, на которых вполне можно было положиться. Были те, кого приходилось постоянно контролировать. И еще парочка, которых я бы с удовольствием выгнал.

К несчастью, я мог распоряжаться только заданиями, но не деньгами. В результате, я не мог ни поощрить тех, кто работал хорошо, ни наказать тех, кто ничего не делал. Один из этих бездельников был по сути принят как дизайнер сайта, на котором зав. выкладывал свои диссертационные материалы, лекции итп. Нужда в нем была не каждый день, но парень взял за правило появляться не каждую неделю - притом, что другие, буквально, сбивались с ног, обслуживая несколько классов. Мои попытки привлекать его как "горячий резерв" встретили упорное сопротивление. Выгнать не удалось - на защиту встал зав.кафедрой. Итогом стал некоторый компромисс, меня, впрочем, не устраивавший. Я предпочел бы разделить его ставку между теми, кто, действительно, работал.

Второй случай оказался еще более запущенным. Когда я знакомился с персоналом, одного лаборанта, назовем его "Марк" я так и не увидел. Как мне объяснили, парень кое-как дожил до диплома (держали его в честь заслуг отца) и сейчас готовится к защите. Увидел я его впервые где-то через месяц и, естественно, ожидал, что благодарный за заботу, сейчас он усердно займется работой. Но молодой специалист, снисходительно глядя на меня, пояснил, что работать он и не собирается, а готов приходить раз в неделю или две на несколько часов - например, для профилактики компьютеров. Деньги ему, разумеется, платил не я. Причем, деньги такие смешные, что за них, возможно, и вовсе не стоило приходить. Но другие за эти деньги работали. И как бы я мог спрашивать с них, имея перед глазами подобный пример.

Разговор с зав.кафедрой ничего не дал. Ссылки на прошлые заслуги его отца меня не убедили: - ОК, парень выучился. Защитить диплом мы ему не мешали. Не хочет работать - не проблема. Я найду, кому отдать его ставку. Но понимания не нашел и написал официальную докладную, с требованием уволить за прогул - на работе он так и не появлялся. Старая лиса наложила резолюцию "Ознакомлен" и с ней я пошел к юрисконсульту института. Та испуганно заявила, что должна "посоветоваться". Кончилось все приемом у ректора. Все, чего мне удалось добиться - с мерзавца сняли полставки.

Зарплаты, после вычетов, едва хватало на буфет и кофе, так что я не прекращал поиски другого места. Тем не менее, все что полагалось делать, я делал добросовестно. К сожалению, добрым отношениям на кафедре это не помогало. Если в классе что-то портилось или ломалось, виноват, разумеется, был я. С другой стороны, не всем нравилось мое требование обязательных регламентных работ в конце смены - кому-то не терпелось уйти на полчаса раньше. Одна из лаборанток меня возненавидела, потому что я заходил в конце дня и проверял, выполнила ли она дефрагментацию жесткого диска. Отношения особенно испортились после одного несчастного случая.

Один из классов располагался прямо напротив кафедры. Лаборантом туда был принят скромный старательный парень. Ничем особенным он не отличался, но на работу приходил вовремя и все нужное по регламенту выполнял. В один из дней он на работу не вышел. Ну, думаю, мало ли что... Не стоит шум поднимать. Класс напротив - присмотрю. Завтра придет - узнаю в чем дело. Назавтра прямо с утра позвонила его мама. - Почему мы его не ищем? Дома не ночевал. Такой вариант мне даже не приходил в голову. Понял, что сделал глупость. Парня надо искать. Даю наказ лаборанту поехать к нему домой, взять большое хорошее фото - для опознания. Пока тот собирается, вновь перезванивает его мать. Оказывается, парень в больнице скорой помощи. Привезли с улицы. Шел домой, говорил по сотовому. Что было дальше, не помнит. Избит, сломана челюсть, сотрясение мозга. Телефон (куплен в кредит, выплачен только первый взнос) пропал. Прошу мать найти документацию на телефон - может помочь IMEI. На следующий день навещаю его в палате. Оставляю стандартную передачу, желаю выздоровления. Лицо в синяках, похоже, били ногами. И вот, как раз эта лаборантка живет чуть не напротив больницы. Прошу ее зайти к парню - пусть видит, что его не забыли. Через несколько дней интересуюсь, была ли она у него. Злобно отвечает, что нет.

Не знаю причин, но зав.кафедрой пытался "повесить" на меня буквально всякую неприятность. Например, секретарь нашей кафедры (бывшая моя однокурсница), по совместительству, занималась и выдачей зарплаты. Не знаю как получилось, но в конце ей не хватило одной тысячи. Не то передала кому-то лишнюю бумажку, не то наоборот - ей недодали. Казалось бы, причем здесь я? Но зав несколько дней так тщательно расспрашивал меня об этом эпизоде, словно подозревал в краже этой тысячи.

В другой раз, при выкладке из сейфа, недосчитались одного жесткого диска, вместо двенадцати - одиннадцать. За одиннадцать я и расписался. Был ли двенадцатый там изначально, украли ли его или еще что - не имею понятия. И снова зав без конца возвращается к этой теме, словно пытается уличить меня в чем-то.

После апгрейда компьютеров нужно успеть "раскатать" образы по всему классу. Корпус закрывают в одиннадцать вечера. Мы работаем с лаборантом вдвоем, но не успеваем - на этом старом железе копирование будет идти еще пару часов. Несмотря на строжайший запрет оставлять компьютеры включенными, открываем форточку (чтобы не перегрелись) и запираем класс. Наутро приезжаю на полчаса раньше. На беду, зав уже там. Снова скандал, требование объяснительной и проч.

Когда придя на работу я обнаружил записку одного из преподавателей о сгоревшем сервере, то только удивился, как это вдруг случилось без меня и у меня алиби?

В вину мне были поставлены даже занятия с лаборантами. Понятно, что найти за эти деньги квалифицированный персонал невозможно, но, по крайней мере, я мог обучить имеющийся. Разумеется, на полноценный курс информатики не было ни сил, ни времени, но можно было разобрать типовые случаи, показать на старом железе устройство и жесткого диска и оптического привода, рассказать поучительные истории о компьютерах. К несчастью, два корпуса в разных концах города не оставляли иного выбора, как собраться на пару часов в одном месте, по очереди срывая лаборантов с их мест - или там, или здесь. И хотя я выбирал часы без занятий, все это было объявлено ненужной и вредной затеей.

Так что, когда через несколько месяцев я нашел другое место (с в разы большей зарплатой), то ушел без всякого сожаления.


Рецензии