Книга ОБЖ НВП-1. Тема 13
Воздушный бой сравним с групповой поножовщиной в телефонной будке. Победа зависит от силы духа воина – подвиги Н. Девятаева, А. Мамкина... Россия непобедима, пока будут такие, как В.С. Гребенников.
§ 1. Воздушные АСы. Термин «АС» был введён французами в 1-ю Мировую войну (1 МВ). Это лётчик, сбивший 5 самолётов. Большинство АСов во 2-й МВ – лётчики Люфтваффе. Есть огром-ные цифры их побед. 103 гитлеровских лётчика (из них 52 были сбиты и погибли) имели больше 100 сбитых советских самолётов на своём счету. Эти результаты стали возможны из-за большего времени на обучение, наличие практического опыта лётчиков, и нарастающего с 1941г. технического превосходства немецкой авиационной техники (сравнение по мощности двигателей).
Пример: Лучшие Асы 2-й Мировой войны: Хартман – 352 (Германия), Кожедуб – 62 (СССР), Бонг – 40 (США), Джонсон – 34 (Великобритания). Большое количество сбитых советских самолётов говорит о плохой подготовке лётчиков, – «взлёт-посадка». Выжившие в воздушных боях становились АСами. Из воспоминаний лётчика фашист-ской Германии Герхард Баркхорна – «Щитовод» (301 по
беда): «Нужно признать, что они (русские лётчики) были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам пришлось сражаться. Однажды в 1943г. мне пришлось на Ме-109G (технически превосходил луч-шие советские истребители в 1943г.) сражаться с одним советским лётчиком на ЛаГГ-3 (обр. 1940г., безнадёжно устарел). Наш бой продолжался 40 минут. И я не мог его одолеть! Мы вытворяли на своих самолётах всё, что зна-ли и могли. Всё же были вынуждены разойтись. Да это был настоящий мастер!» (В.И. Попков – «Маэстро»). При-писки были у всех противостоящих сторон до ;1:4. Советская система наиболее строгая – засчитывался сбитый самолёт, если его падение подтверждали наземные войска. Отдельно советским лётчикам записывали самолёты врага «сбитые в группе» (их практически не учитывали). Покрышкин А.И., официально (на май 1945г.) лично сбил 59 самолёта врага, на самом деле лично – 94.
§ 2. Классификация самолётов. По решаемым задачам в бою (назначению) и лётно-техническим характе-ристикам боевые самолёты классифицируются: боевые и обеспечения боя. Самолёты обеспечения боя:
1. Военно-транспортные.
2. Заправщики.
3. Постановщики помех.
4. Разведчики.
5. Управления.
6. Связи.
7. Специального назначения.
Пример: 1882-1885гг., – 1-й в мире самолёт А.Ф. Можайского. Братья Райт 1-е полёты 1900-1903гг. США с 1965г. используют «Ганшипы», – это переделанные из транспортных или из устаревших боевых самолётов (С-123, С-130, В-57, Локхид Р-2 «Нептун», Канбера и др.). Применяются обычно ночью, против партизан и рассеянных наступлением остатков сил врага.
§ 3. Общие сведения о боевом применении авиации. По войскам и объектам на поле боя бу-дут действовать тактическая, штурмовая (см. актёр театра и кино В.Л. Гуляев) и армейская авиация (вертолёты), а после уни-чтожения средств ПВО и стратегическая авиация. Тактиче-ская авиация ведёт бой на высотах:
; Малых высотах до 100-1000 метров над землёй (бреющий полёт до 100 метров).
; Средних высотах от 1000 до 7000 метров.
; Больших высотах более 7000 метров.
Примечание: Самолёты наносят удары по наземным целям в пределах дозвуковых скоростей (до 340-500 м/с.) резко увеличивая скорость при выходе из атаки.
§ 4. Авиационные двигатели.
1. Поршневые двигатели.
2. Турбовинтовые (мотореактивные – сме-шанного действия) двигатели. Состоит из 2-х
двигателей на одной оси: вспомогательного – поршневого, и основного – газовой турбины.
Примечание: Компрессор двигателя, в форме мно-голопастного винта, нагнетает воздух (окислитель) в камеры сгорания, приводился в действие поршневым мото-ром, а не газовой турбиной. Воздух при помощи компрессора непрерывно засасывается через входное отверстие, и под высоким давлением подаётся в камеры сгорания, смешиваясь с распылёнными
форсунками топливом. Топливо, воспламеняясь и сго-рая, образует газы, которые расширяясь, раскручивают газовую турбину (ещё «винты» на оси двигателя) рас-кручивая находящийся на той же оси компрессор. В полёте, подача воздуха в турбо-реактивный двигатель (турбину) происходит скоростным напором.
3. Реактивные двигатели 2-х типов: РАКЕТНЫЕ (жидкостные – ЖРД) и твердотоп-ливные – пороховые). Продукты сгорания топлива – горячие газы, расширяясь с боль-шой скоростью, выходят через сопло. Возникает разница давлений («сила отдачи») – реактивная сила.
Примечание: Первый в мире реактивный самолёт Не-178 с ТУРБОРЕАКТИВНЫМ двигателем (Германия 1939г.) Тяга двигателя 510кг. (винтовой двигатель само-лёта Як-3 имел тягу 3000кг.). Первый советский само-лёт БИ-1 с РЕАКТИВНЫМ двигателем ЖРД (1942г.).
4. Воздушно-реактивные двигатели (прямоточные). Принцып. Сгорающее топливо созда-ёт из-быточное давление с одной стороны тур-бины, выбрасывая раскалённые газы, и падение дав-ления с другой. Этим «толкая вперёд» самолёт, и засасывая воздух в турбину.
5. Турбореактивные. Особенность. В прямоточной турбине установили компрессор (осевой или центробежный). Осевой компрессор состоит из вращающейся части – вала с закреплёнными на нём «колесом» с рабочими лопатками, при вращении которых создаётся избыточное давление. Раскручивается вал под действием давления создаваемого камерами сгорания ракетного типа. Воздух при помощи лопаток компрессора непрерывно нагнетается через входное отверстие (в полёте дополнительно давление воздуха в двигателе увеличивается скоростным напором).
Примечание: Мощность реактивного двигателя зависит от давления создаваемого компрессором. Для того, чтобы создать необходимое давление, используются многоступенчатые компрессоры, в них используется распо-ложенные последовательно на одном валу «колёса» (от 8 и более) с рабочими лопатками. Каждая ступень – «коле-со» увеличивает давление (тягу) на 30%.
Турбореактивные с изменяемым вектором тяги. Изменяется направление выброса реактивной струи газов из сопла, его поворотом.
§ 5. Сверхзвуковые скорости. При преодолении самолётами в полёте «звукового барьера» – переход на сверхзвуковые скорости, происходит резкий и мощный «хлопок». Скорость звука (около 1200 км/ч.) обозначается числом «М» («мах»), скорость в два раза больше скорости звука 2 «М», в три – 3 «М» и т.д. Если самолёты проходят «звуковой барьер» на бреющем полёте, в зданиях под ними вылетают стёкла. Первые самолеты, преодолевая скорость звука, развалива-лись в полёте на куски. Причина в создающемся уплотнении воздуха сжатием. Воздух «не успевает» обтекать самолёт, резко увеличивая сопротивление. Давление и температура в этом слое сжатого воздуха возрастает резко и скачкообразно. Самолёт, толкая воздух вперёд, образу-ет «волны» сжатого воздуха расходящийся со скоростью звука. Удар этих волн и разрушает, как взрывная волна.
§ 6. Поколения авиации. Самолёты постоянно улучшают (п-р: И-16 тип 24, Як-1, Як-7, Як-9,
Як-3, Як-15, Як-17, Як-23...). В странах одновременно есть несколько поколений боевой авиа-ции:
1. Винтовые и турбовинтовые самолёты.
2. Турбореактивные самолёты.
Пример: 1991 год. НАТО вторгается в Ирак, проводя операцию «Буря в пустыне» имея более 3500 боевых само-лётов 4-го поколения. Только новейших самолётов американцы бросили в бой: 164 шт. – F-15, 251 шт. –
F-16, 166 шт. – F-18 и 115 шт. – F-14. Иракцы имели устаревшие самолёты 2-3 поколений, выпущенные и прошед-шие модернизации до средины 80-х годов: Су-7 (образца 1959г.), МиГ-21 (обр.1958г.), МиГ-23 (обр.1968г.), МиГ-29 (обр.1977г.) и «Мираж» F-1. Потери самолётов: НАТО – 17, Ирак – 33. В воздушных боях с участием МиГ-29 иракцы потеряли пять (5) МиГов-29, а сбили восемь (8): два F-15Е, пять F-16С и один F-18.
3. Всепогодные, турбореактивные, манёвренные.
4. Высокоманёвренные самолёты с управляемым вектором тяги реактивного двигателя.
5. Многоцелевые сверхманёвренные «самолёты-невидимки».
Самолёты 5-го поколения имеют США (F-22, F-35) и Россия (Т-50). Американский самолёт – «невидимка» F-117 «Стелс» («Летающий гроб» – тихоходный, скорость 1200 км/ч, неустойчивый в полёте – «хромает», не способен выполнять фигуры высшего пилотажа, не мо-жет летать при сильном ветре), и Б-2 «Нортроп» к 5 поколению не относится. Весной 1999г., хвалёный «самолёт-невидимка» F-117А, вовремя бомбардировок Югославии, обнаружен и сбит устаревшим советским комплексом ПВО С-125 «Нева» («Печёра») образца 1961-1978гг.
§ 7. Турбореактивные самолёты. Изучив конструкции немецких самолётов Ме-163, Ме-262, Ar-234 «Arado», и многое скопировав, в 1946г. принят на вооружение Як-15 (конструкция де-ревометаллическая). В конце 1947г. Як-23, МиГ-9 (деревометаллические, см. х/ф.: «Им покоря-ется небо» 1963г.) и Ла-15 и МиГ-15 (цельнометаллический из дюраль-алюминия). МиГ-15 и Ил-28 превзошли самолёты «заклятых друзей» (США и Великобританию). Полное превос-ходство советской авиации в небе Кореи охладили пыл америкосов, и, атомную бомбардировку СССР (по плану США, в конце 1952г.) опять «отложили». ВВС СССР способны были остановить армады бомбардировщиков США с атомными бомбами, и нанести ответный удар самолётами Ту-4, с 11 атомными бомбами (на 1950г.).
Примечание: Советские лётчики на самолётах МиГ-15 и МиГ-15«бис» воевали в небе над Кореей в 1951-1953 гг., ведя воздушные бои с американскими «Летающими крепостями» – Б-29 «Суперфортресс», реактивными истре-бителями F-80, F-84, F-86А, F-86E и F-86F «Сейбр» F-94С «Старфайр», «Глостер-Метеор» F-4, палубными реактив-ными истребителями F-2N, F-9, F-5, F-3D2 и др. США против КНДР, кроме обычного вооружения использовали: напалм, химическое и бактериологическое оружие, уничтожив
9 млн. чел. мирного населения. В тот период ещё не было в СМИ столько брех-ни. Но уже в 1970-х годах в США начали создавать миф о непобедимости, к примеру, что на 1 сбитый самолёт США якобы приходилось по 20 Ми-Гов. Якобы в Корее сбито 2300 «коммунистических самолётов» при собственных потерях 114 самолётов («Энцик-лопедия авиации», Нью-Йорк 1977г.). Реальное соотношение потерь к началу 1952г. 8:1 в пользу Русских. Но к ле-ту 1952г. за счёт установленного на «Сейбрах» радара-дальноме-ров, сбито почти 300 МиГ-
ов Бортовые РЛС на F-86 позволяли обнаружить МиГи на дальности до 10 км., что обеспечивало внезапную атаку. Проблема решена В.В. Мацкевичем – создал «антирадар». И опять с октября 1952г. преимущество за русскими.
Пример № 1: В журнале «Newsweek» под заголовком: «Потери 100%». О воздушном бое 12.04.1951г. 48 бом-бардировщиков Б-29 «Суперкрепость» под прикрытием 80-и реактивных истребителей F-84 «Тандержет» и F-86 «Сейбр» были встречены и атакованы 44-мя МиГ-15 64-го истребительного авиакорпуса (фашистские лётчики, во время 2-й Мировой войны, такие армады атаковать не решались). Цели бомбардировщиков на территории Китая, ГЭС на реке Ялудзян и Аньдунский мост. Итоги воздушного боя: сбито 12 Б-29 и 2 истребителя F-80, наши потери в этот день «0». Самолёты врага, сбросив куда попало бомбы, в панике "бежали дымя хвостами". Бомбардировщи-ки с трудом вернулись обратно, получив тяжёлые повреждения. «Наши военно-воздушные силы, были вынуждены перейти на бомбёжки ночью». Причина в потере за короткое время в небе над Северной Кореей 69 самолётов Б-29. Всю войну америкосы очень старались не залетать на «Проспект Мигов».
Пример № 2: Службой спасения 5-й американской воздушной армии (служебные документы) с территории Се-верной Кореи (КНДР) удалось спасти более 1000 лётчиков и членов экипажей с подбитых самолётов.
Примечание: В войне в Корее 1951-1953гг. сбито самолётов ВВС США около 3000, советских – 335, китайских и корейских – 231. Сбито советскими лётчиками самолетов США, которые упали на территории Северной Кореи в 1872 воздушных боях = 1106. Лучший американский «АС» капитан Joseph M. McConnell сбил 16 самолётов в Ко-рее, а лучший советский «АС» капитан Н.В. Сутягин – 22, Е.Г. Пепеляев – 19, Л.К. Щукин – 15 американских само-лётов. Американцев сбивших за войну более 5 самолётов – 40 лётчиков, у нас таких 54.
Пример № 3: (Из воспоминаний) В 1953г. несколько десятков американских реактивных истребителей 51-го авиакрыла ВВС США атаковали плотину ГЭС в Супхуне. В воздухе их встретили советские лётчики на Миг-15. Вёл в бой наших лётчиков командир эскадрильи капитан Федорец. Воздушный бой напоминал собачью свалку, падали сбитые самолёты. Федорец увидел горящий, теряющий высоту МиГ, и услышал в шлемофоне: «Помогите, меня подбили! Помогите». Горящий самолёт расстреливал «Сейбр», пытаясь убить лётчика. Сделав боевой разво-рот, МиГ Федорца огнём в упор вогнал «Сейбр» в последнее пике. Но его тутже атаковала четвёрка F-86 ведомая капитаном Макконеллом. Очередь хлестнула по кабине МиГа. Брызнули в стороны стекло фонаря, разлетелась на куски приборная доска. Но самолёт остался управляем. Израненный МиГ резко зашёл в хвост врагу. Снаряды прошили правое крыло «Сейбра» вырвав огромные куски обшивки. Макконели тянул свой повреждённый «Сейбр» к морю. Русские его не преследовали (запрет по договоренности с США). «Сейбр» упал в море, лётчик спасся. Ка-питану Федорцу, этот сбитый самолёт, в счёт сбитых самолётов врага записан не был (нет наземного подтвержде-ния).
§ 8. Вооружение самолётов. Самолёты вооружены: БОМБАМИ, РАКЕТАМИ (на внешней и внутренней подвеске) АВТОМАТИЧЕСКИМИ ПУШКАМИ и ПУЛЕМЁТАМИ.
; Авиационные бомбы. Управляемые, самонаводящиеся – «умные» и не управляемые бомбы убивают не только осколками, но и взрывной волной отрывая руки ноги, ломая и дробя кости.
1. Кассетные. Шариковые, осколочные или зажигательные бомбы, весом около 0,5кг. («од-нофунтовые» ; 450г.) находятся в кассетных бомбах. Кассетные бомбы раскрываются на установленной высоте, и из них высыпаются «шарики».
Пример: Авиационная кассетная бомба SW-54 (США) снаряжается 1800 малогабаритными (однофунтовыми) осколочными бомбами. Самолёт такти-ческой авиации F-4Е «Фантом – 2» может нести 6 таких кассет. Стратегиче-ский бомбардировщик В-52Н до 18 кассетных бомб SW-54. Живых не останется (на открытой местности) в полосе «смерти» 1;1,5 мили, после бомбардировки тремя В-52.
2. Фугасные весом от 50 кг. Взрыв проис-ходит не сразу, а с замедлением, за это время бомба успевает углубиться в преграду.
Примечание: 100 кг. авиационная бомба при падении от танка не далее 3-х метров повреждает его взрывной волной и осколками – могла повредить пушку, сорвать гусеницы, выбить катки, а бронетранспортёр или лёгкий танк перевернуть.
3. Осколочные. Взрываются при соприкосновении взрывателя бомбы с поверхностью или над нею (лётчик-ас Н.Д. Гулаев).
Примечание: Для сравнения, бомбы второй Мировой войны при взрыве создавали до 100 осколков. В настоящее время более 1000.
4. Осколочно-фугасные. Осколочные бомбы с установкой взрывателя на замедленное – фугас-ное действие.
5. Зажигательные. При взрыве зажигательных бомб зажигательное вещество разбрызгивается, распыляется.
6. Объёмного взрыва. Сила объёмного взрыва в 4-12 раз больше, чем такового же веса тротилового заряда. Бомба объёмного взрыва весом 450кг. по мощности взрыва равна силе взрыва 10 000 кг. тротила. Принцип объёмного взрыва: Бомба наполнена жидкой взрывчат-кой, металлической или др. «пылью», или газом, которые при первом взрыве превращается в облако «тумана» (аэрозоли). Перемешенная с воз-духом аэрозоль (окись этилена, гелий и др.) крайне взрыво-опасна. Второй взрыв «поджигает» облако тумана, то есть создаёт одновременный взрыв
«тумана». Огромной силы взрывная волна, по расходящимся направлениям, сметает всё в укры-тиях, трещинах накрытых «туманом». Выгорает кислород, резко падает давление в эпицентре взрыва, приводящее к сходящейся в центр взрыва второй взрывной волне.
Пример: В 1970-х годах производилось в СССР объёмно-детонирующая авиационная бомба (ОДАБ) «Ворон» (радиус полного уничтожения пехоты в лёгких полевых укреплениях 20-25 метров), реактивные снаряды С-8ДМ и ракеты 9М120 объёмного взрыва применяемые вертолётами, самолётами и штурмовиками.
7. Вспомогательные (дымовые, осветительные, сигнальные и др.).
Примечание: Бомбы вспомогательного назначения: дымовые, осветительные – висящие в небе «люстры» и светло как днём, бомбы-вспышки ФОТАБы ослепляющие днём людей на несколь-ко часов в радиусе 25-30м., графитовые бомбы (облако графито-вой пыли приводит к замыканию электросетей). В Корейской войне 1951-1953гг. американцы во время бомбардировок сбрасы-вали фугасные бомбы с замедлителем взрыва на
6-72 часа (для затруднения восстановительных работ).
8. Атомные бомбы (Ядер-ные, Водородные, Ней-тронные и «Грязные»).
; Авиационные ракеты. Неуправляемые, управляемые (самонаводящиеся с телевизионной и (или) лазерной (тепловой) системой наведения).
§ 9. Штурмовая авиация NATO:
А-4, А-6. Модификации, к примеру, А-6А, А-6Е…(в полёте 2-2,5ч., дальность ;500км.), А-7, А-10. Вьетнам, США применяли как «штурмовик» F-4.
§ 10. Штурмовая авиация СССР. До 1955г. на вооружении ВВС СССР состоял самолёт вре-мён 2-й Мировой войны – Ил-2. Самолёт имел броневую защиту наиболее важных частей ма-шины (двигатель, баки, вооружение) и кабины лётчика. В 1959г. в ВВС пришёл на смену «штурмовик» Су-7Б. В 1979г. Су-25 «Грач». Война в Афганистане показала недостаточную за-щищённость от ракет ПЗРК «Стингер», но, и высокую живучесть. Созданы модификации Су-25Т и Су-25ТМ (1990-1993гг.). Новый самолёт-штурмовик создан на базе Су-25ТМ. В последу-ющем полу-
чил обозначение Су-39 (с 1995г.). Принят на вооружение, и внешне напоминает «Грача».
Пример: Титановый корпус Су-25 надёжно защищал лётчика и уязвимые части машины. Бронированный короб Су-25 и стекло кабины выдерживает попадания 12,7-мм пуль, которые пробивают броню бронетранспортёров.
§ 11. Вертолёты делятся на боевые-ударные, военно-транспортные и многоцеле-вые общего назначения – это транспортные вертолёты «переделанные» в боевые. Вооружены вертолёты неуправляемыми и управляемыми ракетами, автоматическими пушками и пулемёта-ми. Наиболее эффективно применение ударных вертолётов группами, низко над землёй, (фак-тор внезапности) впереди вертолёт наведения на цель. На цель заходят с нескольких сторон, но удобнее – против ветра. Ударные группы могут идти волна за волной. Наименьшая тактиче-ская группа – пара: вертолёт НАВЕДЕНИЯ и УДАРНЫЙ. СБИТЬ БОЕВОЙ-УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЁТ ИЗ АВТОМАТОВ почти НЕВОЗМОЖНО, даже сосредоточенным автоматным огнём. Основные элементы фюзеляжа ударных вертолётов защищены бронёй, титановыми сплавами, стекло кабины пуленепробиваемое для пуль калибра 7,62мм. Для защиты от самона-водящихся ракет теплового наведения, выхлопы двигателя направлены под винт, распыляю-щий потоки тепла, и тепловыми «целями-ловушками».
§ 12. Применение вертолётов – это атака из засады методами: «ЗАВИСАНИЯ» и «ПОДСКО-КА». В противостоянии «вертолёт – танк», преимущество у вертолётов от 1:3 до 1:10. Пулемё-там (12,7мм.) танков противопоставляются противотанковые самонаводящиеся ракеты (ПТУР). Исходная позиция атаки вертолёта находится на дистанции
1-5км., – за пределами эффективного огня пулемётов танка.
Пример: 14.10.1973г. 18 вертолётов Израиля уничтожили половину египетской танковой бригады у перевала Митла. Вертолёты применялись эшелонировано: 1 наводил на цель, остальные последовательно, группа за груп-пой наносили удары, с одной или с нескольких сторон. А также «свободная охота» парами. В обороне 6-10 верто-лётов огневой поддержки могут составлять противотанковый резерв для нанесения внезапных ударов.
Свидетельство о публикации №218110501183