Книга ОБЖ НВП-1. Тема 19
«Как утверждают патологоанатомы, в каждом
человеке всегда можно найти что-то хорошее».
§ 1. Значение изучения подчинённого как личности. Командир заранее должен знать, как по-ведёт себя военнослужащий в той или иной ситуации, уметь по небольшому количеству уже известных поступков, манере поведения и ходу мыслей понять подчинённого, как личность в целом. Уметь прогнозировать, чего можно ожидать от такого человека, чего и как требовать, чему его можно научить, а чему нельзя. И как использовать положительные и отрицательные качества для общего дела в бою.
Важно: Узнать чело-века, можно только раз-глядывая его в моменты неустойчивости, испуга, страха, гнева, пе-реживаний, переутомления… при преодолении чрезвычайных нагрузок и трудностей (физических и моральных). Выявить стереотипы поведения и проверить (наблюдение и провокация) человека напряжённым испытанием.
Командиру внимание необходимо уделять людям угрюмым, замкнутым, не имеющим друзей. Для предупреждеия «НЕПРИЯТНОСТЕЙ».
Примечание: Опасаться следует не адекватных «дураков» (дебилов) – деятельных энтузиастов – «обезьяна с гранатой».
Жизнь их не учит («танец на граблях»). Командир должен дураку-дебилу подбирать задачу, где не надо думать, а нужна только решительность действий. При этом, не объясняя общую задачу подразделения чтобы не допустить «неожиданной» инициативы от дурака. «Умные» делают ошибки, но быстро их исправляют. Они учатся на своих и чужих ошибках. «Мудрые» и «дураки» обычно считают «умных» дураками из-за большого количества ошибок. Не делает ошибки только тот, кто ничего не делает! Мудрые ошибки не допускают. Они мыслят наработанны-ми шаблонными штампами. Нельзя знания и образование путать с мудростью (старый дед на завалинке, ни дня не учившийся, иногда мудрее учёных). Для мудрых (лысина на голове) нужны впереди идущие «умные», иначе они не способны быстро и «мудро» действовать. Лысый человек мыслит исключительно стереотипами (наработанными шаблонами), и не способен к новаторству.
§ 2. Мыслительный процесс. Обработка и упорядочивание информации. Особенности мыш-ления мужчин и женщин. Мужчины мыслят словесно-логически и образно-логически (ведущее левое полушарие головного мозга «Янь»), а женщины чувственно-интуитивно и эмоциональ-но-интуитивно («Инь» – «чувства»).
Примечание: Такие «исключения» (мужественные женщины и женственные мужчины) в крайних своих прояв-лениях, к примеру, не допускаются к участию в Олимпийских играх. Одно из двух полушарий головного мозга больше задействовано в жизни. Чтобы определить ведущее полушарие необходимо кисти рук взять в «замок» (по-ложение должно быть удобным). Большой палец сверху укажет ведущее полушарие, к примеру, сверху большой палец правой руки – ведущее левое полушарие. При одинаково развитых полушариях мозга, «левши», – практики, а «правши» – теоретики.
;Память – способность сохранять информацию (сравнимо с жестким диском компьютера).
;Мышление – процесс обработки информации («оперативная память»).
;Интеллект – быстродействие мышления («процессор»).
§ 3. Виды словесно-логи-ческого мышления (создание причинно-следственных связей). Ви-ды:
• Абстрактно-логичес-кое – «увидеть картину» в общем, без детальной конкретики (нахождение взаимосвязей при объединении в единое целое, – систематизация).
• Рационально-логическое – понимание сути и закономерностей черездетализацию (дробление целого с последующей систематизацией).
§ 4. Нервная система характеризуется СИЛОЙ протекания процессов ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ, УРАВНОВЕШЕННОСТЬЮ нервных процессов, УСТОЙЧИВОСТЬЮ к воз-действию. Воспитание – проверка «на прочность» рамок дозволенного.
§ 5. ТЕМПЕРАМЕНТ – врождённые особенности нервной системы. Группа крови показывает генетически заложенную родителями в человеке модель темперамента. Отрицательный РЕЗУС добавляет неустойчивость. Взаимоотношения с другими людьми формируют ХАРАКТЕР на основе воли, создавая «штампы» поведения.
1. Холерик – «БЕЗУДЕРЖНЫЙ» – неуравновешенный (возбуждение нер-вной системы пре-обладает над торможением) подвижен, активен (неуживчив, вспыльчив), уверен в себе. Трудолюбив, если надо руководить. Активность конечностей не оставляет времени поду-мать. Экстроверт (всегда винит в своих ошибках других). Эмоции бурные, но поверхност-ные (без внутренних переживаний). Хороший друг.
Примечание: Холерический темперамент – 1-я (0) группа крови. Качества: целеустремлён, прямолинеен, неуживчив, безграничное стремление к лидерству и власти, ненавидит подчиняться, перекладывает свою работу на других и возглавляет её выполне-ние. Живёт по правилам. Чинопочитатель. Суетлив, индивидуалист, оптимист и др.
2. Сангвиник – «ЖИВОЙ» – уравновешен, но эмоционален. Суетливо-активен, полон сил и ленив. Уверен в себе (скрытый лидер). Дорожит общественным мнением. Максималист (максимум результата, если совпадает с личными целями), но не качественно (верхогляд-ство). Не умеет расслабляться (трудоголик). Направленность на внешний мир.
Примечание: 2-я (А) группа крови. Качества: миролюбив, внимателен, не сразу доверяет человеку, живёт по установленным правилам, ценит порядок, сдержан, мыслит традиционно, экстроверт, не склонен долго думать, пессимист, педант, справедлив, склонен к совершенствованию, обидчив, часто переживает стрессовые состояния, вспыльчив, но отходчив, беспокоится, волнуется, тревожится, опасается и др.
3. Флегматик – «СПОКОЙНЫЙ» (интроверт) уравновешен (холоднокровен) малоактивен, медлителен, впечатлителен, не амбициозен. Не уверен в себе. Креативный индивидуалист.
Примечание: Флегматический темперамент – 3-я (В) группе крови. Качества: в работе находчив, действует не стереотипно и быстро; проявляет постоянный интерес к новому; не лидеры, но властные и творческие личности; ненавидит ограничения и идёт своим путём; не заботится об установленных правилах, порядках и обычаях; от-крыто выражает свои чувства; адекватное мышление – прагматично и объективно; справедлив и корректен; впе-чатлителен; творческий индивидуалист; эмоциональные раны заживают быстро и полностью (безобиден); опти-мист; романтик; не уверен в себе (избегает конфликтов); направленность на внутренний мир (во всём происходя-щем вокруг ищет ответы в себе, склонен винить себя) и др. Для понимания процессов см. ДИАЛЕКТИКА.
4. Меланхолик – «СЛАБЫЙ» – нестабилен, обидчив (во всём винит себя). Интроверт. Ана-литик. Противоположность холерику.
Примечание: 4-я (АВ) группе крови. Качества: тяжело переживает эмоциональные травмы; впечатлителен; мнителен; ненавидит лицемерие; устанавливает ровные, гармоничные отношения с людьми (толерантен); постоя-нен и последователен; избегает прямых столкновений; иногда упрям и настойчив; иногда проявляет интерес к но-вому; чаще руководствуются в жизни эмоциями и чувствами; хороший мыслитель, аналитик; фантазёр; не уверен в себе (во всём сомневается).
§ 6. Характер – противодействие психологическому воздействию, с одновременным навязыва-нием своей воли. Формируется из врождённых и приобретённых волевых качеств «в борьбе за место под солнцем» (преодоление трудностей и невзгод). Характеризуется твёрдостью и реши-тельностью. Устойчивость зависит от личности (чувство собственного достоинства) и само-оценки:
; Адекватная (нормальная) – человек чувствует себя и свои возможности такими, какими они и есть в реальности.
; Завышенная – человек считает, что он лучше, чем другие и достоин большего и лучшего (эгоист).
; Заниженная – человек считает себя хуже других.
Характер влияет на темперамент. Внешние изменения приводят к внутренним изменениям (при большом стремлении самого человека к изменениям к лучшему или деградация). Трудности жизни накладывают свой отпечаток на характеры, внешне изменяя (маскируя) их в сторону «соседнего» темперамента, к примеру, меланхолик может внешне выглядеть флегматиком или холериком (пример – учителя младших классов). Хорезматичные люди, пример, – Иван Сирко.
Примечание: Хам, будет хамом, пока ему это позволяют окружающие. Приобретённые качества могут проявляться в большей или меньшей степени. Чаще в процессе жизни люди не меняются, а лишь усугубляют свои недостатки. Командир может формировать, изменять в подчинённых только ВОЛЕВЫЕ качества. В стрессовых си-туациях поведение человека соответствует врождённому темпераменту. Идеальный боец имеет пассивно-агрессив-ный тип характера; интеллект (IQ) выше средней нормы хотя бы на 10-15 баллов (из 100): склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не «обстоятельства» или других людей; ценит мужскую
дружбу (готов к самопожертвованию за товарищей); самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет гибко реа-гировать по ситуации (не впадает в ступор или истерику, а быстро, адекватно и решительно реагирует на измене-ния).
Воля – способность противостоять воздействию. Слабовольных трудно-сти «ломают», или принуждают отступить. Волевых, – закаляют. Волевые качества: смелость, решительность, настойчивость, выдержка и др.
Склонности – направленность и мотивация способностей.
Моральные качества – устойчивое разграничение, внутренний выбор, между ДОБРОМ и ЗЛОМ принятым в обществе, в коллективе (см. х/ф. «ОТЕЦ СОЛДАТА»).
§ 7. Коллектив – группа людей, объединённая общими целями, стремлениями и задачами, и подчинённая лидерам. Противоположность, – ТОЛПА.
Примечание: Отсутствие реальных наказаний за незначительные воинские проступки, привело к «ФИЗИЧЕ-СКИМ ЗАМЕЧАНИЯМ» («дедовщина»), для поддержания дисциплины. Она как явление, в конце 1980-х годов и сменилась «беспределом» в виде полукриминальных «землячеств», «братств», и др. ПРИЧИНА В ОТСУТСТВИИ РЕ-АЛЬНОЙ ВЛАСТИ у младших командиров, и их полная НЕЗАЩИЩЁННОСТЬ (см. Дисциплинарный Устав). По-следствия – самоустранение, рукоприкладство сержантов. Наказать «нарядом внеочереди»? Садить на ГАУПТ-ВАХТУ, или в тюрьму (ДИСБАТ), или… К примеру, опять из увольнения пришёл пьяный солдат, и послал всех «в эротическое путишествие». Хамил и наглел, кусался и царапался... А парень-то, хороший (когда не пьёт и не колет-ся наркотой)? Звери-коман-диры побили такого замечательного мальчика, который и «мухи не обидит».
Примечание: «Чёрная аристократия» (масоны, диархия). Ольденбурги меняя имена и псевдонимы, «про-сочились» (коррупция, перевороты, подмены и т.п.) во власть в странах: Дании, Норвегии, Греции, России, Швеции, Британии, Финляндии. Мимикрируют под местных: берут местные имена, учат язык, ассимилиру-ютя и хитрят.
В воинском коллективе наряду с официальными коман-дирами (начальниками) существуют НЕФОРМАЛЬНЫЕ, которые делают «погоду» в коллективе. Если им это позволяют. Таких «лидеров» чаще 1, реже 2-3 и более (дробление коллектива: национальное, по «понятиям», ре-лигиозное и др.). Возле каждого неформального лидера «СВИТА» («друзья»), поддерживающие «ува-жение» к лидеру. У «друзей» свои подхалимы, поддерживающие свою значимость нагло-стью и хамством. Основная мас-
са – «БОЛОТО». А те, над которыми издеваются, – «ИЗГОЯМИ».
Примерание: Отношения в коллективе: ограниченные, поверхностные, избирательные, приспособленческие, панибратские, деловые, товарищеские, дру-жеские, авторитарные, заносчивые, высокомерные и др. Адаптация за-нимает от 3-6 месяцев (см. х/ф. «ДМБ»). Существует условно ; 12 типов личностей.
§ 8. «Слаживание» и «сколачивание» – это формирование ЕДИНСТВА на основе (см. кн.– «Занимательная ДНК-генеология», авт. А.А. Клёсов) ОДНООБРАЗИЯ и УНИФИКАЦИИ: вы-работка привычки к полному подчинению, органическому внутреннему принятию духа и бук-вы Уставов ВС РФ. Боевая подготовка военнослужащих, как по отдельности, так и группами. Наработка навыков ведения группового боя – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – создание из подразделе-ния боевой единицы с обязательной ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬЮ (в случае гибели).
§ 9. Традиции – символы и ритуалы, которые со временем становятся официальными или не-формальными. Подбор войнов на опасное задание в Русской Армии:
1. Командир назначал лично (секретность…).
2. Набор из желающих отличиться – «грудь в крестах, или голова в кустах».
Примечание: Не каждый способен выполнить задание. Из 10 человек, одинаково обученных и физически раз-витых, – 8. Двое из 10 не смогут преодолеть неожиданный стресс.
§ 10. Боевой дух – состояние самоотречения радипобеды. Основанное на обоснованной вере в свои силы, в своё оружие (см. фильм: «Мстители из 2-го «В» », 1970г.). Из 2-х одинаково силь-ных противников побеждает тот, у кого больше веры.
Пример: 03.09.1943г. 65-й стрелковая дивизия (СД) приступила к за¬нятию участка обороны правее дороги Се-лищи-Спасская Полнеть, заменяя 2-ю СД, выводимую в резерв на переформирование. Во время смены дивизий, противник, внезапной атакой, вор¬вался на наш передний край обороны, заняв 16 ДОТов. Положение создалось критическое, поскольку враг теснил наши войска к р. Волхов. Грозил полный разгром. К месту сражения прибыл командарм 59-й арми¬ей генерал-лейтенант И.Т. Коровников и 2 полка артиллерии РГК (резерва главного командо-вания), на марше находились еще 2 резервные стрелковые
дивизии, но они были далеко, за 40км. Артиллерия помочь не могла, так как бой, шел уже в окопах, где перемеша-лись наши и немцы. В бой были брошены все наличные силы, даже повара, кладовщики и писари, но враг развивал достигнутый успех. В резерве была рота из прибывших на фронт после обучения снайперов. Она состояла из 99 человек, командир роты, политрук и стар¬шина были женщины, остальные все молоденькие девушки. Снайперс¬кая ро-та, представляла из себя отлично сколоченную бое¬вую единицу. Девушки великолепно владели оружием, были прекрасно физически натренированы и хорошо обучены снайперскому делу. Эту роту выдвинули на ключевой участок, от его удержания зависел исход боя. Поскольку с этого направления могли вкли¬ниться в наш тыл фаши-сты, и для нас этот участок также имел огромное значение, поскольку был весьма удобным для прорыва. Только успели маленькие фигурки девушек занять в складках местности свой участок, фашисты, не заметив этой роты, бросили в
атаку батальон своих головорезов (;700-800 чел.). На наших маленьких женщин неслась лавина фашистов, ведя плотный огонь. Как впоследствии говорили очевидцы, было страшно смотреть в ожидании, что всех наших жещин сметет этот смерч. Девушки подпустили врага на 50-70м. и открыли огонь, фа¬шисты падали как подрубленные, де-вушки расстреливали их почти в упор, не вы¬пуская зря ни одной пули. Фашистский батальон сначала был пара-лизован, большинство немцев были сразу же убиты, оставшиеся побежали обратно, а девушки, молча и стреми-тельно, броси¬лись в контратаку. Уничтожая на бегу минометчиков и пу¬лемётчиков, догнав «громил», ворвались на плечах фашистов в их окопы. Устроили им свирепую рукопашную. Обстановка резко изменилась – враг дрогнул. Теперь уже наши воины повсеместно теснили фашистов. Враг, боясь окружения, начал отступать, оставляя захва-ченные позиции, и даже сдал часть своей обороны. Женская снайперская рота в этом бою убитыми не потеряла ни одного человека, легкораненых было четверо. Командующий наградил всю роту орденами «Красная Звезда». Это был их 1-й бой!
§ 11. Специальная психологическая подготовка – выработка способности рационально мыс-лить в состоянии стресса.
• Занятие на наблюдательность.
Упражнение № 1: Тест на запоминание увиденного мимоходом оставшегося в памяти на уров-не подсознания (без логического смысла). Обучаемым показывают (15 сек.) заполненный образец – квадрат (см. рисунок). 30 сек. дают на воспроизведение. Проводят подряд 10 различных комбинаций теста. Оценивание: «отл» – тест выполнен правильно за меньшее время, «хор» – тест выполнен, «уд» – правильно заполнены клетки, но перепутаны знаки, и «не уд» – тест не выполнен. Тесты повторяют Проверка наблюдательности. После физических нагрузок (вопросы о предметах и их количестве) после или во время марша и др.
• Выработка презрения к врагу.
Примечание: В Армиях НАТО, во времена СССР, проводился «День Советской Армии» с переодеванием, и вы-пячиванием всех недостатков.
• Тесты на сообразительность и т.д.
• Изучение особенностей личности (графология, гороскопы, нумерология…).
Упражнение № 2: Святоотеческое учение (XI век) в Православии. Что есть брак (см. Домострой XVI век)? Ценности семьи в религияях.
В состоянии боевого стресса происходит отток крови от мозга к мышцам и чело-век теряет способность мыслить быстро и ясно (временное отупение).
Свидетельство о публикации №218110501206