6. превращение веснянки

       В середине весны лед на Енисее становится  ноздреватым, набухает как почки на   ветке, того и гляди, лопнет. Но ночные  холода долго  держат реку скованной. Любители подледной рыбалки высыпают в воскресные дни на затоны, сверлят в метровом льду  лунки и ловят ельца, хариуса, ленка.
       Хорошо берет хариус в эту пору на червя, мормыша, личинку веснянки. Но  где  же взять этот рыбный деликатес?
       Приглядел я на протоке Енисея мелководную полынью. Родники там  бьют. В лютые морозы она парит, как  котелок с чаем на огне. В солнечные дни  зайчиками искрится. И так манит к себе, так  манит!
Забрел я туда в болотных сапогах, вывернул  один камень. Есть живность, но мелкая, вывернул второй и нашел личинку веснянки. За зиму выросла крупная, как раз для хариуса.
       Набрал сколько мог   в склянку. В крышке дырочку провертел, чтобы  личинка не задохнулась,  Зачерпнул водицы  родниковой. Личинки копошатся в баночке, друг на друга  лезут.
       Дома поставил баночку в холодильник, пусть субботы дожидается. Подошло время, собрался на рыбалку, склянку поставил в карман и поехал с ночёвкой.
Наутро за наживкой в карман и…батюшки! Склянка моя не моя! Такая же точь-в-точь, как моя. Вот и отверстие в крышке гвоздём  проковыряно. Стало быть, моя! И не моя – в склянке-то крылатые насекомые.
       – Где это ты крылатую реколомку  раздобыл?– спрашивают удивленные рыбаки.– Знать, весна нынче будет ранняя…
       Я только руками развожу. Позднее, в первых числах июня, довелось мне снова побывать на рыбалке. С  вечера насобирал  в склянку личинок: они у самого  берега держались, готовясь к выходу из воды. Наутро смотрю –  та же история: в баночке  идет превращение. Прямо на глазах. Личинка сбрасывает  с себя зеленоватый наряд-панцирь, из-под него сначала появляются нежные янтарные и слегка помятые крылышки. Личинка медленно крючком сгибается, и  верхняя кожица постепенно сползает с нее. Но уж  больно медленно. Крепко на бородке и на хвосте она держится, скручивает реколомку знаком вопроса. Потом  янтарные крылышки темнеют, становятся цвета еловой коры, разглаживаются. Тело обновленной веснянки – почти  шоколадное. У многих видны малиновые пятнышки. Это самки.
Понял я: наступает тепло, у веснянки второе  рождение.
       А тогда веснянки у меня в теплом кармане ночевали…


Рецензии