Конунг Хакон I Добрый
Хакон родился, когда отцу его Харальду было почти 70 лет. Мать его звали Тора Жердинка с Морстра, потому что она была родом с острова Морстра (Мостер). У нее была хорошая родня, а сама она отличалась редкой красотой. Ее называли рабыней конунга, ведь тогда даже очень знатные люди обязаны были служить конунгу. Когда Торе пришло время родить, она захотела поехать к Харальду в Сэхейм, но ей не удалось до него добраться. Однажды ночью, когда корабль стоял у берега, Тора родила ребенка на скале у конца сходен. Ярл Сигурд, на корабле которого плыла Тора, окропил мальчика водой и назвал Хаконом по своему отцу.
Мальчик скоро стал красивым и статным и очень похожим на отца. Харальд позволил сыну оставаться при матери, и они жили в поместьях конунга, пока мальчик не вырос.
Рассказывают, что однажды английский король Этельстан (в скандинавской традиции Адальстейн) (№24 в росписи http://www.proza.ru/2018/10/31/1780) послал людей в Норвегию к конунгу Харальду. Посланец должен был предстать перед конунгом и вручить ему меч с позолоченной рукоятью и навершием. А ножны этого меча были отделаны золотом и серебром и украшены самоцветными камнями. Посланец протянул рукоять меча конунгу и сказал: "Вот меч, что Адельстейн конунг просит тебя принять от него." Конунг взял рукоять, а посланец сразу же сказал: "Вот ты взял меч, как и хотел конунг, и теперь ты - его подданный, ибо ты принял от него меч." Тут конунг понял, что это было сделано ему в насмешку. На следующее лето Харальд послал корабль на запад в Англию и назначил корабельщиком Хаука Длинные Чулки. В его руки Харальд отдал Хакона. Хаук прибыл в Англию и застал Этельстана в Лондоне. Там как раз шел торжественный пир. Хаук с тридцатью людьми вошел в палату, подошел к королю и приветствовал его. Король ответил на приветствие. Тогда Хаук взял маленького Хакона и посадил его на колени к Этельстану. После этого он сказал: "Харальд просит тебя воспитать его сына от рабыни." Король пришел в большой гнев и схватил меч, который лежал рядом с ним, как бы желая зарубить мальчика. "Он сидел у тебя на коленях, - сказал Хаук, - теперь ты можешь убить его, если хочешь, но этим ты не уничтожишь всех сыновей конунга Харальда." Затем Хаук и все его люди удалились и отправились в Норвегию. Харальд был очень доволен Хауком, поскольку тот, кто воспитывал чужого ребенка считался менее знатным, чем отец этого ребенка.
Этельстан велел крестить Хакона и обучить его христианской вере, а также добрым нравам и куртуазному обращению. Король очень любил его, даже больше, чем всех своих родичей, да и все любили его, кто его знал. Его потом прозвали Воспитанником Адельстейна. Он хорошо владел разными искусствами, был сильнее, статнее и красивее других людей, мудр и красноречив. Он был также хорошим христианином.
Когда конунг Харальд умер (в 933 г.), в Норвегии началась война между его сыновьями. Эрик (№6 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/05/812) взял все подати, которые платились конунгу в середине страны, Олав (№3 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/05/812) - подати в Вике, а Сигред - все подати в Трендалаге. Весной на следующий год Эрик с большим флотом прибыл в Вик и разбил братьев. Олав и Сигред пали в битве. Эрик поехал по Вику, подчиняя его себе и долго оставался там летом.
Хакон находился в Англии, когда услышал о кончине своего отца. Он сразу же собрался в путь. Этельстан дал ему людей, хорошие корабли и наилучшим образом снарядил его в поездку, и осенью Хакон прибыл в Норвегию. Он поплыл на север в Трандхейм к хладирскому ярлу Сигурду, самому мудрому человеку в Норвегии. Его там хорошо приняли, и он заключил союз с Сигурдом. Хакон обещал ему большие владения, если станет конунгом. Они созвали многолюдный тинг, и на тинге Сигурд говорил в пользу Хакона и предложил бондам провозгласить его конунгом. После этого поднялся Хакон и сам держал речь. Тут люди стали говорить между собой, что это вернулся Харальд Прекрасноволосый и снова стал молодым.
Хакон начал свою речь с того, что он просит бондов дать ему сан конунга, а также оказать ему поддержку и помощь в том, чтобы удержать этот сан. В обмен он обещал вернуть им в собственность их отчины. Это обещание вызвало такое одобрение, что вся толпа бондов зашумела и закричала, что они хотят взять его в конунги. Так и было сделано, и трандхеймцы провозгласили Хакона конунгом всей страны. Ему было тогда 15 лет.
Хакон набрал себе дружину и поехал по стране, и вот в Уппленде стало известно, что трандхеймцы выбрали себе конунга, во всем похожего на Харальда Прекрасноволосого, с той только разницей, что Харальд весь народ в стране поработил и закабалил, а этот Хакон желает каждому добра и обещает вернуть их отчины, которые Харальд у них отнял. Этим новостям все были рады, их передавали друг другу, и они распространились по всей стране, как огонь по сухой траве. Многие бонды отправились из Уппленда к Хакону, некоторые отрядили к нему людей, некоторые послали гонцов, которые должны были передать ему слова и знаменья, все это с целью показать, что они хотят быть его подданными. Конунг принял все это с благодарностью.
В начале зимы Хакон отправился в Уппленд. Он созывал там тинги, и все, кто только мог, шли к конунгу. После этого он отправился на восток в Вик. Там к нему пришли племянники Трюггве (№8 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/05/812) и Гудред (№9 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/05/812) и многие другие и перечислили обиды, которые они претерпели от Эрика, его брата. Ненависть к Эрику становилась тем больше, чем преданнее Хакону становились люди.
Следующей весной Хакон собрал в Трандхейме большое войско и снарядил корабли. Жители Вика тоже выставили большое войско и намеревались соединиться с Хаконом. Эрик стал собирать войско в середине страны, но дело у него шло плохо, потому что многие знатные люди оставили его и перешли на сторону Хакона. И когда он увидел, что не сможет оказать сопротивления войску Хакона, он поплыл на запад за море с теми, кто еще хотел за ним последовать. После этого Хакон подчинил себе всю Норвегию. Пока Эрик находился в изгнании, Хакон постоянно держал наготове войска. Но когда пришла весть, о том, что Эрик погиб, Хакон успокоился. Вскоре после этого Хакон выступил против датских викингов, разорявших Вик. Викинги, не приняв сражения, бежали в Ютландию, но Хакон последовал за ними и здесь произошла большая битва с датчанами. Хакон сражался так отважно, что был без шлема и брони впереди стяга. Он одержал победу и преследовал бегущих далеко в глубь страны. После этого Хакон прошел по всей Зеландии и Сконе, грабя и разоряя страну. Таким образом, он на некоторое время избавил Норвегию от викингов. Во время его правления в стране царил мир между бондами и купцами, так что ничто не угрожало жизни или имуществу тех и других. Годы были урожайные и доходные и на суше и на море. Сам Хакон был человек очень жизнерадостный, красноречивый и простой в обращении. Он был также очень умен и уделял большое внимание установлению законов. Он учредил законы для северной и средней Норвегии - законы Гаулатинга и Фростатинга.
Хакон был хорошим христианином, когда он приехал в Норвегию, но так как вся страна была тогда языческой, и в стране было много влиятельных людей, в поддержке которых, как и в любви всего народа, он очень нуждался, Хакон решил скрывать свое христианство. Хакон рассчитывал ввести христианство, когда он настолько укрепится в стране, что подчинит ее себе всю. Пока же он склонял к христианству только тех, кто был ему всего ближе. Из дружбы к нему многие тогда крестились, а некоторые оставили и жертвоприношение. Когда Хакон решил, что заручился поддержкой некоторых знатных людей, достаточной для того, чтобы попытаться ввести христианство, он послал в Англию за епископом и другими учредителями государства, и когда они приехали в Норвегию, он объявил, что хочет ввести христианство по всей стране. Но жители Мёра и Раумсдаля предоставили решение трандхеймцам. Тогда Хакон велел осветить несколько церквей и поставил в них священников. Приехав в Трандхейм, он созвал бондов на тинг и призвал их перейти в христианскую веру. Они отвечали, что хотят передать решение этого дела на Фростинг и чтобы на этот тинг пришли люди из всех фюльков, которые входят в Трендлег.
Хакон приехал на Фростатинг, и туда собралось очень много бондов. Когда тинг начался, Хакон стал держать речь и начал с того, что он обращается с просьбой к бондам и свободным хозяевам, могущественным и немогущественным, и вообще ко всему народу, чтобы все они крестились и верили в одного бога, Христа, сына Марии, и отступились от всех жертвоприношений и языческих богов, соблюдали святость седьмого дня и в него не совершали никакой работы и каждый седьмой день постились. Но как только конунг возвестил это народу, сразу же поднялся громкий ропот. Бонды роптали на то, что конунг хочет отнять у них их работы и говорили, что тогда им нельзя будет хозяйствовать на земле. Никто не поддержал Хакона, а многие говорили, что готовы служить ему и сражаться за него, но лишь при том условии, что Хакон откажется от своей нелепой затеи и позволит им свободно держаться той веры, какой они хотят. Хакону пришлось на все согласиться.
Летом он получил известие, что сыновья Эрика приплыли из Дании в Вик. Они прошли огнем и мечом по всему Вику, и многие подчинились им. Когда конунг узнал об этом, он поплыл на юг вдоль берега. Хакон и сыновья Эрика встретились у острова Кермт. И те и другие сошли с кораблей и сражались у Эгвальдонеса. Оба войска были очень многочисленны, и битва была ожесточенной. Хакон наступал рьяно, и войско сыновей Эрика обратилось в бегство. Они бежали к кораблям и уплыли, потеряв много народу. В другой раз сыновья Эрика явились внезапно с большим войском у пролива Феэйарсунд. Хакон бился с ними на поле Растаркальв и вновь победил.
Прошло шесть лет, прежде чем среднему сыну Эрика - Харальду (№11 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/05/812), удалось собрать новое большое войско. Он пристал со своим флотом к острову Сторд в Хердаланде. У конунга Хакона людей было в шесть раз меньше, чем у сыновей Эрика. Тем не менее, он решил принять бой. Когда войска сошлись, разгорелась ожесточенная и смертоубийственная битва. Хакон шел перед знаменем и рубил на обе стороны. Он так рьяно продвигался вперед, что все от него шарахались. Сыновья Эрика обратились в бегство. Хакон преследовал бегущих и наносил удар за ударом. Тут пущенная кем-то стрела пронзила его руку пониже плеча. Тогда конунг вернулся на свой корабль. К вечеру он совсем обессилил от ран. Корабли поплыли в Альрекстадир, но в пути конунгу стало совсем плохо. Поняв, что смерть близка, Хакон отправил сказать Харальду, сыну Эрика, что он передает ему власть, но поручает его заботам своих друзей и дружинников. Когда проплывали мимо скалы Хакона, конунг велел остановиться, сказав, что хочет умереть на том месте, где родился. Все произошло согласно его воле. Скорбь о смерти Хакона была так велика, что и друзья и враги оплакивали его и говорили, что такого хорошего конунга никогда больше не будет в Норвегии.
Раннее Средневековье http://proza.ru/2020/01/29/1956
Свидетельство о публикации №218110501359
Оксана Куправа 27.07.2020 16:22 Заявить о нарушении