Субботняя охота

Август закончился, охота на водоплавающую дичь была уже открыта. У нас в Оренбуржье она открывалась в последнюю субботу августа. Стоял тёплый и солнечный октябрь, мы же с моим другом Анатолием договорились субботу и воскресение поохотиться на утку. Была пятница у нас кончился рабочий заезд и следующих четверо суток мы могли располагать собой так, как вздумается. Картошка уже была выкопанная  и сложенна в погреб, сеновал был под завязку заполнен свежим сеном приготовленным для коровы на зиму. Ну а остальное такое как помидоры и огурцы, росли у нас в огороде и по мере их созревания жена убирала их с кустов готовя на зиму различные соления. Можно сказать я мог заниматься охотой на утку без малейшего на то недовольства жены, потому как к зиме у меня всё было приготовлено по хозяйству. Наступил вечер и пришёл Анатолий, я открыл гараж, где у меня стоял мотоцикл иж- юпитер и хранились все охотничьи запасы спрятанные в закрытых шкафах. - Слышь Анатолий, - сказал я -Что-то опять вторая скорость в мотоцикле барахлит вылетает при включение.  - Сейчас посмотрим, - ответил Анатолий,-  Что мы можем с тобой сделать, но коробку вскрывать придётся, я думаю что вдвоём мы это быстро сделаем. - Так-то, оно так но нам нужно зарядить ещё патроны, у меня патронташи пустые да и у тебя тоже. - Не боись у нас вся ночь впереди. Я вздохнул и включил свет, приготовив инструменты мы начали разборку мотора,  как всегда вторая скорость вылетала потому, что усик фиксатора вылетел со своего места, и не фиксировал вторую скорость в её нормальном положении при включении скорости. Поставив его на место мы собрали мотор и я выведя мотоцикл из гаража завёл его, и сделал небольшой круг по двору пробуя включить вторую скорость. Всё оказалось на месте, подрегулировав ещё зажигание, я отставил мотоцикл в сторону. И выкурив по сигарете мы с Анатолием принялись за подготовку патронов. Я включил чайник благо что у меня в гараже были электрические розетки, и стал доставать со шкафов порох, дробь, гильзы, капсюля и пыжи как войлочные так и картонные. Мерки для пороха и дроби и пыжовку.  Пыжовка это выточенная из метала болванка которая по диаметру чуточку меньше внутреннего диаметра гильзы, при помощи её в гильзу трамбуется пыж для закрытия пороха, для чего используется сперва картонный пыж, затем два войлочных если они не слишком толстые или один войлочный пыж который соответствует высоте двух не толстых. Затем засыпается мерка дроби и пыжуется опять картонным пыжом, а после для более надёжности заливается парафином от свечки. Это гарантия того, что патрон не отсыреет и от тряски пыж не вылетит с гильзы и не высыпится дробь.  Но в первую очередь из гильзы вытаскивается уже использованный капсюль, и при помощи специального устройства вставляется новый в гильзу, а уж затем происходит полная зарядка гильзы, И патрон к выстрелу готов. Мы сидели с Анатолием на двух стульях возле небольшого столика на котором было расставлено около двух сот гильз и заряжали их, Анатолий меркой отсыпал в гильзу порох а я забивал пыжи отставлял гильзы в сторону для следующей операции. Перед нами стояли кружки с крепким чаем который мы между дело пили в прикуску с сахаром. Часы показывали уже третий час ночи но мы не обращали на это внимание и продолжали заряжать патроны беседуя о предстоящей охоте и куда лучше поехать чтобы настрелять дичи. Ну как не длилась долго ночь но и она закончилась, да и мы к тому времени закончили заряжать патроны для полной гарантии залили их ещё парафином от свечки. Забив два патронташа патронами я остальные сложил в сумку и положил её в багажник мотоцикла куда последовали наши ружья две тульские курковочки довольно уже обшарпанные от долго общения их с нами, Не смотря на их не очень то хороший вид это были прекрасные ружья с хорошим кучным боем и не разу нас с Анатолием на охоте не подводившими. Жена моя Мария уже встала и готовила завтрак на кухне, я попросил её что нибудь собрать нам в дорогу так ка мы собирались два дня провести в степи на охоте возле степных речушек или какого нибудь озера или плотинки. В ответ на это жена позвала нас завтракать стол был уже накрыт мы с Анатолием принялись за чай и пироги а Мария стала собирать продукты в рюкзак на два дня. Плотно позавтракав мы с Анатолием оделись соответственно положили продукты мои и Анатолия в багажник мотоцикла туда же я положил ещё пару старых одеял, мы ещё не знали где придётся переночевать под открытым небом у костра, или где нибудь в оставленной пастушьей избушке или вагончике, которые в изобилии были разброшены в разных местах нашей необъятной Оренбургской степи. С собой как всегда у меня был ещё походный чайник и паяльная лампа которой и пользовался для быстрого приготовления чая. И вот мы тронулись увешанные патронташами в длинных охотничьих сапогах ружья лежали не заряженные в люльке мотоцикла. Проехав золотой магазин, как мы его по привычке называли, а почему он так назывался были свои причины. Первые старатели наткнувшиеся в те далёкие времена здесь на золото, сдавали сюда золото и получали за него продукты и деньги. С тех пор за ним и закрепилось название золотой. Проехав золотой магазин мы через короткий промежуток времени подъезжали уже к мостику через речку Челиксай, которая уже была и не похожа на реку а так ручей едва едва текущий по балке. Плотинка для скота построенная верху по речке да и химическая фабрика по обогащению золота сделали своё дело и здоровая когда-то полноводная речка превратилась в слабенький едва бегущий ручеёк, кое-где с заполненными небольшими ямами. За мостом открывалась просторная и манящая степь уже с пожелтевшей травой и с сухими перекати — поле, которые ветер который кажется никогда не стихал в степи гонял их с одного места на другое. Сурки уже попрятались в норы и улеглись спать до следующей весны. Лишь кое-где над степью кружил высоко забравшись степной орёл высматривавший для себя добычу. Дорога была сухая затяжных дождей ещё не ожидалось и путешествие наше можно было считать приятным. Иногда высоко над степью тянули косяки птиц ещё не очень спешно летящих к югу.
Мы с Анатолием провожали их взглядом и думали куда они могли бы опуститься на отдых на речку или на водохранилище.  Солнце стояло уже высоко, когда мы подъехали к реке Кумачке к месту которое называлось «Мечетью». Когда-то в этих местах стоял казахский большой аул со своей мечетью место было чудесным для проживания. Выше в реку Кумачку впадала Река «Верблюжка» ниже километрах в пяти в Кумачку впадала река «Джебога»  водохранилища тогда ещё не было и в помине высокая степная трава, позволяла содержать домашний скот обширные отары овец и гурты крупно рогатого скота. Хозяйства были тогда ещё частные я имею ввиду до революционное время. В основном крупные гурты и отары принадлежали местным богачам казахам. С тех времён в этом месте осталось лишь старое казахское кладбище да название места «Мечеть».  Мы остановились возле реки, достали ружья зарядили их и поставив на предохранители, на небольшой скорости двинулись вдоль реки внимательно всматриваясь в небо и воду в надежде своевременно заметить дичь на воде или в небе и проследить пойдёт ли она на посадку и куда. Мы ехали и переговаривались, обсуждая различные варианты мест охоты куда мы поедем если здесь не встретим дичи, подшучивали друг над другом. День стоял ясный небо было чистым река была пуста, лишь кое где на воде плавали нырки-крохали, которые для нас не представляли никакого интереса, они питались рыбой и мясо этой птицы не возможно было есть. Вдоль берега сновали кулички добывавшие себе пропитание на мелководье иногда с берега поднимались испуганные нами чибисы и с криком улетающие в другое безопасное место где их не могли потревожить при кормёжке. Чибисы тоже готовились к перелёту на юга. Утка и гусь скорее всего находились на просяных и пшеничных полях усиленно питаясь перед отлётом в тёплые страны. Проехали мы уже и мост который был перекинут через реку Кумачку соединяющий военный грейдер ведущий в сторону военных точек расположенных там далеко в глухой степи. И наше движение было направленно в Сторону совхозного отделения называющимся «Ореховкой» почему оно носило такое наименование я к сожалению моему сказать не могу, но ореховых деревьев я не наблюдал на этом отделении совхоза да и в округе его тоже. Вообще у нас в степи деревья приживались плохо и рос в основном карагач, в посёлках можно было наблюдать, посаженные берёзки топольки и клёны. Ну и естественно вкруг домов были посажены фруктовые деревья такие как яблоня, груша и вишня. Но их рост объяснялся наличием микроклимата за высоким плотными заборами. Да наличием хорошего естественного удобрения.  - Стой, стой, глуши мотоцикл,  дёргая меня за руку сказал не громко Анатолий, - Вон там видишь впереди возле камыша не большая стайка крякашей, я думаю мы можем скрасть их потихоньку но надо немного пройти. Теперь и я увидел вдалеке движение на воде плавающих уток. Я заглушил мотоцикл предварительно спрятав его в небольшое углубление, вымытое весенним половодьем. Взяв ружья в руки мы стали осторожно скрадывать дичь. Мы молча двигались, пригнувшись и пытались использовать все складки местности, чтобы не заметно приблизится к уткам на выстрел. Сердце в груди учащённо билось, азарт гонял кровь по жилам, мы видели перед собой лишь плавающую дичь и наши мысли были нацелены лишь в одну сторону, как бы не вспугнуть раньше времени. Охотничьей собаки у нас с собой не было, и лишь наше неверное движение могло вспугнуть уток. В это время в нас с Анатолием проснулся тот древний охотник с его осторожностью и его природной реакцией на дичь. На реке по берегам рос в иных местах камыш, но он был не высокий и подойти близко к дичи было очень трудно на выстрел, берега были разные то обрывистые то ровные как стол. Но на наше охотничье счастья мы скрадывали дичь со стороны обрыва и последние метры мы в самом прямом смысле подползали, и вот наконец-то мы у цели осторожно сняв ружья с предохранителя, я шепнул Анатолию -Давай. Мы дружно вскочили на ноги, утки испуганно с кряканьем стали подниматься я накрыл стволами одну утку и выстрелил она стала падать вторым стволом я накрываю выше уже поднявшуюся утку и произвожу выстрел и вторая утка падает. Тоже самое произошло после выстрелов Анатолия и мы имели уже четыре утки в своём активе. Но беда в том, что пару уток упали в воду и надо было их как-то доставать. Осень, октябрь, вода градусов пятнадцать а то и ниже, я посмотрел на Анатолия, он молча отрицательно покачал головой, мол пусть лучше они на воде останутся, но я не полезу за ними. А я как   на зло не взял с собой спиннинг которым я пользовался в таких именно случаях когда надо было достать утку с воды в холодное время года. Не мысленно ответил я Анатолию двух крупных крякашей я на воде не оставлю и стал раздеваться, честно сказать я дружил тогда с холодной водой каждое утро делал холодные обливания летом и мой организм благополучно реагировал на холодную воду. Сперва тело обжигало холодом а потом по телу расплывалось тепло и прилив мощной жизненной энергии. Раздевшись в одних плавках я смело зашёл в воду и поплыл, забрав уток с воды я быстренько рубашкой хорошо растёр своё тело и оделся.  Сложив уток в багажник мы двинулись дальше.
Убрав Ружья в люльку мотоцикла предварительно разрядив их мы проехали Ореховку. Я всегда строго следил за тем чтобы ружья ложились в люльку обязательно разряженными, на то были свои причины. Однажды мы охотились с моим дядей Леонидом я был тогда ещё начинающим охотником без опыта охоты и обычных предосторожностей просто не знал в обращение с ружьём. Отстрелявшись с моим дядей на одной из степных плотинок мы сложили ружья в люльку мотоцикла, и решили посетить следующую находившуюся не очень далеко от этой. Приехав на другую плотинку я стал вытаскивать ружьё из люльки взяв его за ствол, хорошо, что я стоял боком и ствол был направлен мимо меня а дядя мой ещё и не слезал с сиденья мотоцикла всматриваясь в водоём плотинки в надежде увидеть там дичь. Я потянул ружьё из люльки тут прогремел выстрел, заряд дроби почти коснулся моей одежды, я от неожиданности вздрогнул, даже не успев испугаться, когда я потянул ружьё из люльки курок зацепился за что-то и произошел выстрел. За выстрелом последовало громогласное дядькино непереводимое на литературный язык ругательство и последовали наставления, мол какой дурак кладёт заряженное ружьё в люльку. С тех пор я стал очень осторожен в общением с оружием. Вскоре мы были у истока Кумачки, где она берёт своё начало, я скажу вам живописнейшее место. Здесь находиться два глубоких плёса разделённые небольшим отрезком ручья и преходящее второе плёсо в спокойную реку в обрамление камыша не густой стенкой растущего вдоль берега. Один берег заканчивающийся ровной степи неожиданным обрывом а на другом берегу видны были скальные выходы породы на верх, и внизу лежали два прекрасных плёса с совершенно холодной водой в которой и я бы не решился купаться. Родниковая вода где-то порядка четыре пять градусов при выходе на поверхность земли и пить её надо очень осторожно. Это я говорю вам как бурильщик, который имел дело с водопроводными скважинами.  На скалистом берегу стоял забытый вагончик пастуха, угнавшего своё стадо на зимовку в тёплые каменные зимники на отделение совхоза. Мы решили воспользоваться вагончиком, как местом ночёвки и провести вечернюю зорьку на этих плесах в ожидании прилёта уток на ночёвку на воду. Утка ночует на открытой воде, так как её труднее достать от туда её обычным врагам будь то лиса или корсак да и от коршуна легче спрятаться в воде нырнув куда нибудь в камыши. А прятаться утка умеет. Иной раз идёшь вдоль реки где по краям растёт густой камыш, а она сидит тихо, тихо притаившись в нём беззвучно и не выдавая себя ни каким движение, и лишь тогда когда ты почти  наступишь на неё она с криком и громким хлопаньем крыльев вылетает у тебя из под ног. Ты вздрагиваешь от неожиданности хотя кажется готов был к такому вот исходу второпях вскидываешь ружьё и не успев как следует прицелится стреляешь и утка благополучно улетает, оставляя тебе разочарование и ты лелеешь в душе надежду, что такого больше не повторится. Разгрузив вещи наши с Анатолием в вагончик я поставил мотоцикл за вагончик чтобы его не было видно с реки. Утка которая ночует в этих местах где мы остановились очень осторожная и примечает малейшее изменение происшедшее возле реки и может пролететь в другое более безопасное место на ночёвку. Другое дело пролётная утка не знакомая с местностью под ночь с ходу идёт на воду и менее осторожная.  Перекусив на скорую руку попив чаю мы вышли из вагончика на реку и заняли места метрах в трёх стах друг от друга на реке присев у берега в невысокие кусты талы для скрытности. И стали ждать иногда покуривая и постоянно осматривая небо, не летит ли утка. На вечерней зорьке охота скоротечная где-то минут пятнадцать, двадцать. Но при этом надо успевать поворачиваться как говорится. Настал момент, когда последний солнечный луч спрятался за горизонт и начало быстро темнеть и в это время пошла утка, чирки, кряковные, я не успевал перезаряжать ружьё. И в течении двадцати минут выбил ещё несколько уток, у Анатолия была такая же ситуация и мы довольные успешной вечерней зорькой при помощи фонарика стали собирать дичь, хорошо что было маленькое течение и утку выносило в ручеёк соединяющей оба плёса, где мы могли взять сбитую утку без труда. Ночь плотно укутала степь и звёзды высыпавшие на небо ярко святили во все поглощающей темноте. Зайдя в вагончик мы решили приготовить пару чирков на наш поздний ужин как дополнение к тем продуктам которые мы взяли с собой. Хорошо, что в вагончике бывший хозяин оставил кой какую посуду и среди них находилась не большая кастрюлька в которую мы набрав воды опустили общипанных и разделанных чирков к тому же ещё смолённые паяльной лампой, так что жирные тушки исходились жиром. Разожгли небольшую печку находящуюся в вагончике и поставили уток варится. Скоро по всему вагончику стал распространяться вкуснейший аромат дичины который так мил для настоящего охотника, мы с Анатолием давились слюной в ожидании когда дичь будет готова. Но тем временем мы достали и приготовленные продукты, и конечно на печке стоял чайник. Ужин наш был царский на свежем воздухе дверь вагончика была открыта и мы ужиная наблюдали как то в одном месте то в другом пролетал метеорит и сгорал в атмосфере земли. Ночь была спокойной и звёздной немного веяло прохладой, напившись чаю мы легли спать  прямо на полу вагончика постелив на пол одно одеяло а другим укрылись спали мы рядом чтобы было теплее друг другу. Сказалась предыдущая бессонная ночь и мы сразу уснули. Конечно же мы утреннюю зорьку проспали, но мы сильно не расстраивались,  у нас были большие планы на этот день, мы собирались посетить несколько плотинок находящиеся не далеко друг от друга и там поохотится. Но на этом наша охотничья удача можно сказать закончилась мы объехали все плотинки которые хотели объехать на одних уток совсем не было на других они сидели на самой середине и произвести выстрел по ним не было никакой возможности. К середине дня мы с Анатолием решили закончить охоту так как было бесполезно искать утку на плотинках она находилась на кормёжке на многочисленных хлебных полях и её ещё надо было найти на них.  А это уже другая охота и другая подготовка к ней.  Солнце стояло ещё высоко когда мы подъехали к моему дому. Разгрузив мотоцикл мы с Анатолием принялись ощипывать по одному крякашу, а моя жена Мария приготовила тесто и через пару часов на столе стояла чашка с бишбармаком из двух диких уток и бутылка столичной, мы сели за стол прямо на веранде и за удачную охоту подняли с Анатолием рюмки.
                05.11.2018г.


Рецензии