Про овладевание ныне вражеским, иностранным языком

Бродил я сейчас по местам своей боевой, литературной славы,  -проще говоря "рецки"  написанные мне перечитывал.
Я обычно через эти самые "рецки" на страницы своих, любимых авторов захожу -жизнью их интересуюсь.
Как бы подглядываю  за их общением с  поклонниками и  теми кому поклоняются они.
Читаю  значит написанную когда то мне похвалу и вижу, что не ответил на заданный мне одной авторшей  вопрос.
-Та авторша переводами с итальянского балуется, ну я и имел наглость ей свой стихоплётский перевод одной  украинки предложить почитать.
Понты  покидал -мол и мы не лыком шиты.
Девушка вежливо -нейтрально что то ответила и спросила откуда я украинску мову розумию?
А я тогда не ответил почему-то? Не до сук, вернее недосуг сразу ответить было, что-ли, а может, зная, как не любит большинство авторов пустые разговоры в "рецензиях" (времени много теряется, за это время можно не одному десятку друзей по писательству  свои восхищения продемонстрироватьи показать, что ты их читаешь усиленно) воздержался от самолюбовательского умничания, точно не помню, но факт -что не ответил.
-Дай -думаю сейчас отвечу, а то может дама обиделась?
Потом подумал, что столь "позднее зажигание" дева может не понять и не одобрить, и решил отдельным, как бы это не высокопарно звучало произведением объясниться:

С украинским языком я в армии ознакомился. Два года бок о бок с хохлами -это вам не фунт изюма.
В нашу "ВЧ"  ("покупатели" -так называли посланных из части представителей, для доставки и отбора с мест  концентрации призывников) тогда традиционно привозили ребят из разных регионов:   -Весной из Свердловской, Пермской областей  и Азербайджана -осенью из Оренбурга, Воронежа  и Ивано-Франковска.
Примерно по десять человек с каждого города  раз в полгода.
Наш призыв был -десять Свердловчан, десять пермяков и десять азербайджанцев..
В принципе очень даже мудро отцы-командиры делали. -Как бы перемешивали и уравнивали  разные регионы и разные сроки службы.
Ну и ещё с учебок  ШМАСов  (Школа младших авиационных специалистов) примерно столько же солдатиков приходило. Те вообще со всего союза -с бору по сосёнке
Интернационал короче.
Мы -те, кого от  мамкиных пирогов прямо в часть привозили тоже, кстати  все были подготовлены к службе в разных школах ДОСААФ.
Я к примеру полгода учился в радиошколе.

Но меня  как всегда не в ту степь понесло!
Я хотел про изучение украинского рассказать.
Когда нас привезли в части  был такой контингент:
Отслужившие полтора года   Ивано-Франковцы Воронежцы  и Оренбуржцы-"деды",   Свердловчане, Пермские и Азербайджанцы-"фазаны" оттрубившие год . - "Молодые" отмаявшиеся полгода -Оренбуржцы, Воронежцы и хохлы и "Соловьи" -те-кто  службу только начал -то есть мы -Азеры, пермяки и  свердловчане..
Получалось, что только призвавшихся прикрывали уже достаточно прослужившие, это  не давало разгуляться  ставшей притчей во язытцах  "дедовщине".
-Ну и командиры естественно следили  и пресекали  всю неуставщину (давно хочу и про это рассказать -только никак не соберусь)..

И снова меня понесло не по теме!
Как я уже писал Украинцев у нас было  до фига  и ещё маленько.
Ивано-Франковцы почти все были истинными хохлами, по русски говорящими очень паршивенько.
Они и по Украински то говорили так, что представители их диаспоры в армии с других мест их порой не понимали..
А мне нравилось слушать -как они меж собой общаются. Тогда нам ещё не прививали ненависть друг к другу и к языку друг друга.
А что делить? Ночами полы в коридоре казармы мыли наравне отслужившие полгода  "молодые"и мы -отслужившие месяц -пришедшие из "карантина" "соловьи".

Какое то время  (три-четыре месяца) я покопал траншеи, походил в наряды и поползал по чердакам обеспечивая гарнизон телефонной связью во взводе связи,
а потом меня забрал  на свою "точку" командир взвода  ПРМГ и РСБН. (посадочная радиомаячная группа и радиотехническая система ближней навигации.
Старлей по фамилии Денисенко -кстати. Тогда, в офицерском и прапорском  составе наверное процентов девяносто выходцев с Украины было.
Да и сейчас наверняка не меньше.

На "точке" нас тоже было что называется "с миру по нитке". Два солдатика с первой роты обслуживали светооборудование ВПП (взлётно посадочной полосы)
Нас -двое  со  второй роты обеспечивающих бесперебойную работу  КРМ (курсовой радиомаяк) и один с "отдельной роты связи"  следящий за работой ПАРне то 8, не то 9  (приводная аэродромная радиостанция ).
И опять -же все с разных мест и разных призывов..
И был у нас на точке такой сержант по фамилии Гордый.
Вернее сначала он был рядовым, а только потом выслужился до сержанта -начальника объекта.
Надо было наблюдать как он по телефону отвечал:
"-Слухае сэржант Гордый!"
Причём не "Гордый" а с первым звуком   которому буквы в русском алфавите нет не "г" не "х" а нечто среднее "гыканьем" называется ещё.
Южане так говорят.

И любил тот ГХордый по телефону гховОрить с земляками. на своей мове.
А ещё он любил письма писать.
В армии многие письма пишут всем подряд.
Я тоже девками с шестью по первости переписывался, а потом надоело -перестал
Вот и  Володя (так звали того украинца) тоже писал многим.
В том числе и девушкам русским.
А я у него вроде консультанта -переводчика был. -Постоянно он у меня спрашивал -как по русски то, как это?
А потом сержанту  напарника дали -земляка, потом мне дали электромеханика хохла дальневосточного.
У них там много деревень украиноязычных оказывается. Да плюс к тому на соседней точке  два хохла служили и они тоже частенько гостевали у нас.
В таком окружении не хошь да розуимть будешь шо воны тлумачать.
Вот так я и стал мало-мальски понимать ту мову.
И ведь жили -сосуществовали вполне мирно, пусть без особой любви  но и без без нынешней взаимной, бездумно, безумно-яростной ненависти..
Это ж надо пропагандистам от олигархических правительств  довести два народа до такого скотского состояния!!!
............................
5 Ноября 2018 г..

На фото:Ефрейтор Морговцев  Белоруссия  "молодой" ОРС , - ефрейтор Саввенков Воронеж  "фазан" 2 рота,  -рядовой Гордый Ивано Франковск "Молодой" 1 рота,  -рядовой Дерендяев Свердловск -соловей 2 рота,  -на карачках Рядовой Ендальцев 1 рота "соловей" -Шаля Свердловской области.
Фотографирует сержант Гришин 2 рота  Оренбург "дед".
..............
И вдогонку: Употреблённое мной слово "хохол" я не считаю оскорблением украинцев, потому что любимая поговорка сержанта Гордого звучала так:
"Шел хохол -насрал на пол, шел кацап -рукою цап!"
То -есть тот товарищ не считал это слово обидным, раз земляков и самого себя так называл.


Рецензии