Ромен Гари. Цвета дня

                «Я могу лишь одно: защищать то, что люблю. Могу лишь защищать свои противоречия, свои приблизительные оценки,  сомнение, которое меня не отпускает, свои недостоверные истины и братские заблуждения…»

                Ромен   Гари «Цвета дня»

   Ну, раз уж я, с лёгкой руки Светланы Весенней,  взялась за произведения Ромена Гари, то надо их прочитать.

     «Единственный роман, в котором я рассказал о Голливуде и людях кино, – пишет Гари, -  это «ЦВЕТА ДНЯ»… Я постоянно видел изнанку происходящего. ..Все закрытые места, где разыгрывается судьба мечты, мечты девушки или юноши, - это всегда мерзко…» («Ночь будет спокойной»)

      Аннотация: «Иллюзорно-прекрасный средиземноморский пейзаж. Классический любовный треугольник.  Муж, «гений кинематографа», Вилли Боше приглашает двух наёмных убийц, чтобы покарать страстно любимую им жену и избавиться от соперника»

    Наживка проглочена, и я на крючке.

     Итак, роман «Цвета дня». Но…
  Мусолю его уже третий день – и… не могу осилить!   НЕ МОГУ!! Вынуждена признать: если другие написаны так же – это не мой стиль, нет, не мой! Одно запутанное предложение – на целую страницу. Дойдёшь до конца – и забываешь, что было в начале.  Да и вовсе не одно такое неудобоваримое предложение – их тьма и тьма. Или это перевод такой  «хилый»?  Ни динамики действий, ни прорисовки характеров – всё как в тумане: намёки, воспоминания, непристойный жаргон…

    «Так вы не пускаете меня? – орал кюре. – Если вы не дадите мне станцевать вальс, я пущусь во все тяжкие.  Я завалюсь к шлюхам. Нажрусь дерьма.  Это послужит вам уроком»
     Как  вам такой  вовсе второстепенный персонаж?

    А вот и основные.  «Пипи» - произнёс Барон.  «Сейчас сходишь, -  сказал Сопрано. – Видишь, мы разговариваем.  Потерпи…». Барон стерпел лишь наполовину, испустив серию негромких газов»... Удивляюсь, зачем автору нужны были такие физиологические подробности, не оправданные ни сюжетом, ни замыслом?!!

   И посредине между ними «сладкие» любовные сцены, и  герои -  голливудская звезда Энн и Ренье, завербовавшийся в Корею.  Несколько безумно счастливых для них дней и ночей… И авторский сумбурный,(так мне показалось) напыщенный гимн любви:
     «Я вам прямо в лицо кричу о своей радости любить и быть мужчиной, о радости обладать и ласкать, строить свой дом из ласк и знать, что пока существует любовь,  в главном с нами ничего не может случиться.
 - О чём ты думаешь?
- О тебе,- прошептал он и склонился к её губам, и поцеловал их улыбающуюся  тонкую линию как весь человеческий горизонт».
 
     - Нет! – думаю я.  -  Наш Александр Грин – вот кто написал о любви во много раз ЛУЧШЕ!! Проникновенно и  непревзойдённо!  Но это  лишь МОЁ личное мнение.

     Вновь открываю Гари. Отмечаю парадоксы и оригинальность метафор, но мне кажется, что это просто манерничание, стремление поразить читателей. Вот молитва одного из героев, Бебдерна, обращённая к Всемогущему:

     «О ты, потрясающий и колоссальный!... Спаси нас от харакири самоанализа... О ты, знающий историю, не делай её больше! Оставь нас маленькими и милыми!  Прежде чем сотворить Маркса, Гитлера, Ленина, Муссолини и всю вереницу гениальных отцов народов, послушай подольше хор мужчин и женщин, занимающихся любовью: сдержи себя...  Не тревожь их ни под каким предлогом».
 
   Одна из глав посвящена размышлениям Ренье ( герой - авторское альтер эго), в них, по всему, его воспоминания о любимой женщине, ставшей женой и ушедшей слишком рано, - Джин  Сиберг. Посвящена их свободным, трагически странным отношениям. Не зря он покончил с собой в годовщину её смерти. 

   «Я верю в слабость. Как же мне не верить в неё, мне, любящему женщину?  Мне стоит лишь коснуться твоей груди, ангел мой, чтобы узнать, что  - человечно, а что – нет. Прогресс – это право на слабость, с трудом завоёванное, с трудом сохраняемое».

  Последние главы романа – довольно скомканный финал. Вилли умер странно и нежданно. Ренье уехал на войну в Корею, где погиб, подорвавшись на мине.  Сицилийский гангстер Туллио Сопрано убит и ограблен, естественно, Бароном. Красотка Энн продолжает работать в Голливуде, растит сына. 
 
   Перевёрнута последняя страница. Впечатления?  - Смутные.

   Признаться:  ожидала  бОльшего! 


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Элла! Спасибо Вам за интересные очерки о творчестве Ромена Гари! Раньше я ничего о нем не знала. Восхитила ваша сила воли - дочитать до конца то, что не понравилось изначально. Признаюсь, я бы так не смогла. Теперь, ориентируясь на ваше описание, даже не буду пытаться читать этого автора. С искренним уважением и дружеским теплом,

Мария Долгина   11.08.2023 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Машенька, что доверяете моему мнению.
Почему-то я уверена, что романы этого француза вам не понравятся.
С улыбкой,

Элла Лякишева   12.08.2023 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.