Школьная история

В начальной школе у нас имела место бесчеловечная практика зачитывания вслух оценок, полученных учениками за контрольные работы. Казалось бы, какое мне дело, ведь училась я хорошо? – Но сердце-то не обманешь! Я всегда остро чувствовала величайшую неправду этого псевдо-педагогического приема, направленного на то, чтобы задавить развивающуюся личность комплексами, посеять в ней страх и неуверенность в себе. Когда зачитывали вслух чужие «двойки», я дрожала от негодования, и с трудом сдерживалась, чтобы не крикнуть: «Это подло!»

Дети держались с честью! Между нами была негласная договоренность поддерживать пострадавших дружным сочувствием и проявлять максимум такта. И все же положение вещей было мучительным. Классную не любили. Она это знала и мстила. До поры до времени…

Как-то зимой я долго проболела. Когда пришла в школу, в первый же день попала на контрольную. Это было неожиданно. Заранее я не подготовилась и, думаю, что написала работу очень плохо. Классная, разумеется, не упустила бы случая поиздеваться надо мной. Она и так старалась занижать мне оценки. Это был ее метод давления на личность.

— Ты нечестолюбива. — Говорила она мне. — Я хочу развить в тебе гордость.

Теперь же ей предоставлялась возможность с полным правом влепить мне «трояк» или еще похуже…

Дома я не находила себе места. Ситуация казалась неразрешимой по-человечески. Случайно ли? Нет? — Мой взгляд остановился на иконе святителя Николая. В памяти ожили истории, рассказанные мне бабушкой об этом святом человеке, которого она считала своим лучшим другом и скорым помощником во всех бедах. Я замерла перед образом Великого Чудотворца, в немногих словах рассказала ему о своей детской беде и попросила помощи. Добрые, надмирные глаза глянули мне в самое сердце. Спокойствие вернулось мгновенно. Ситуация перешла в надежные руки святого человека.

На следующий день нашему классу пришлось покинуть учебную аудиторию и перейти в другую. Затем в следующую. Затем в зоокабинет. Затем в актовый зал. Затем еще куда-то… Так мы странствовали в течение месяца, в связи с внеплановым ремонтом помещений. Зимой подрядчики брали за работу существенно дешевле. Дирекции это было выгодно. В суматохе переселений непроверенные контрольные затерялись. Пришлось их выполнять заново. Я подготовилась отлично, а вот Толик...

— Данилов! Плохо! Очень плохо! — классная села на своего конька. — Мне стыдно за тебя, Толя! Ставлю тебе два балла! С жирным-жирным минусом! Нам всем за тебя сейчас стыдно!

Бедный Толька! Я боялась на него взглянуть, чтобы не смущать, и все же увидела боковым зрением, как сильно он побледнел. Даже веснушки с лица исчезли.

За удовольствие попить детской крови нашей классной пришлось дорого заплатить. У Тольки имелась «крыша». Ни классная, ни кто из нас не знал, что Толя жил не с родным отцом, а с отчимом, и носил его фамилию. Родной же его отец был крупной фигурой. Он принадлежал к одной из мощнейших структур по управлению обществом. Все выяснилось неожиданно, когда директора школы вежливо пригласили на чашечку кофе в учреждение такого уровня, что мало не покажется. В результате непринужденной, дружеской беседы в нашем классе резко поднялась успеваемость. «Двойки» вовсе исчезли. «Тройки» ставились только условно. При желании ученик мог пересдать тему и поднять оценку.

Весной, перед летними каникулами, нашлись наши тетради с непроверенными контрольными. Классная долго и растерянно смотрела на них, не в силах понять: что же это такое? Старые контрольные давно потеряли актуальность. Оценки за учебный год были уже проставлены и утверждены подписями. Найденным тетрадкам осталось занять свое почетное место в макулатуре.

Вот такие дела! Наша классная существенно поубавила тон, а добрые, святые глаза Великого Чудотворца Николая и по сей день смотрят на меня с любовью и участием!


© Copyright: Светлана Новомлинская


Рецензии