Забытая Слобода Мудровка

     Я хочу рассказать свою историю об одной забытой деревне Новосильского уезда.
 
     Вот уже десять лет я по крупицам пытаюсь восстановить историю своего рода. Начинать приходилось почти на   пустом месте. Связано это с  тем,  что слишком тяжелое время пришлось пережить нашим родным, главное было – выжить, а времени и сил на сохранение документов и информации не было, не до того было,  да и опасно. В результате получилось, что когда в начале 2000-х годов я заинтересовалась историей своего рода, информации у меня было крайне мало.

     Моя бабушка, Камышникова Лукерья Акимовна, родилась 26 мая 1910 года, где-то под Мценском, умерла в 1988 году в Москве. В раннем детстве осталась сиротой, у нее было две старшие сестры, которые уже имели свои семьи, а они с младшим братом, очень бедствовали и совсем молодыми уехали из своей деревни. По воспоминаниям моей мамы, бабушка всегда говорила, что ее деревня называлась Мудровка (название красивое, поэтому запомнилось), так было записано и в домовой книге, по месту ее последнего жительства.  Вот все, что было мне известно, когда я начинала свои поиски.

      Мои многочисленные обращения в архивы Орловской и Тульской области ничего не дали, информации о такой деревне не было. Поиски были бесполезны. Однажды разбирая дома документы, я обратила внимание на название Толстенково, попробовала поискать, и такая деревня нашлась в Новосильском уезде, приход ее относился к селу Игумнову. Я поехала в Орел, в государственный архив. К счастью, метрические книги за 1910 году по селу Игумново сохранились, я нашла запись о рождении своей бабушки, узнала, кто были ее родители. Однако, это своя история, а я веду все это вот к чему.

      Вопрос «Почему же Мудровка?» - ведь это название ясно помнила моя мама, - не давал мне покоя. Я несколько раз приезжала в Орловский архив, вместе с работниками архива мы пересмотрели все атласы и указатели населенных мест за тот период, но Мудровки нигде не было. К этому времени по истории Игумнова (откуда, как оказалось, была родом моя прабабушка) у меня уже набрались некоторые документы, и вот, в очередной раз, собираясь уже уезжать и дожидаясь, когда мне сделают копии документов, я листала лежащую на столе в архиве какую-то опись, когда в одном из наименований дел, мне в глаза бросилось название – «Мудровка». Сначала я даже думала, что мне кажется, несколько лет я уже не могла найти никаких упоминаний о ней. У меня аж руки затряслись и в глазах потемнело. Точно, там было написано «Слобода Мудровка».  Вот о слободе Мудровка я и хочу рассказать.

      Найденное дело оказалось Постановлением Новосильской Уездной Землеустроительной Комиссии от 29 ноября 1913 года.

      Как известно, землеустроительные комиссии были созданы в рамках осуществления аграрной столыпинской реформы, основная цель их состояла в наделении крестьян казенными землями в аренду, устранение чересполосицы, улучшение условий землепользования.

      К этому времени в деревне Толстенково жителей было очень много, вырастали дети, выделялись, а земли не хватало, и тогда часть крестьян приняла решение выделиться на новые земли. Среди них был и мой прадедушка – Камышников Аким Алексеевич.

      04 февраля 1913 г. они обратились в Уездную комиссию с ходатайством о выделе слободы Мудровки в самостоятельное от селения Толстенково земельное общество. В этот процесс были вовлечены непосредственно сами домохозяева слободы Мудровки, общество крестьян деревни Толстенково, общество крестьян села Игумнова, Толстенковско-Игумновское 31 домохозяев товарищество, общество крестьян села Глубок, общество крестьян сельца Становое, замлевладелец А.П.Батурин. Всего захотели выделиться 62 домохозяйства, владевшие в общей сложности 151,5 наделами из общих 565, т.е. почти 27 %.

     Уездная Землеустроительная комиссия определила:
1) отвести слободе Мудровке, состоящей из 23 домохозяев с 55 наделами, в отдельное от деревни Толстенковой общинное владение участок земли 163 дес.570 саж.;
2) 62 домохозяевам, укрепившим свою землю в личную собственность взамен принадлежащих им чрезполосных участков пахотной земли, а указанным выше и в замен прочих угодий отвести для каждого отдельные отрубные участки, согласно приводимых планов.
Мой прадедушка получал участок № 6 в составе пашни - 3д. 1728 к.с., лугу - 1580 к.с., доли участия в угодьях нераздельного пользования и оброчных статьях - на принятых в обществе основаниях;
3) усадебные земли выделяющихся домохозяев, как остающихся при общинном ведении, так и получающих отрубные участки, остаются в их прежнем пользовании;
4) сохранить за вновь образуемым обществом крестьян слободы Мудровки и выделяющимися в отрубные участки, право участие в доходах в мирской оброчной статье, заключающейся в водяной мукомольной мельнице на р. Колпне при дер. Толстенковой совместно с обществом д. Толстенковой на принятых в обществе основаниях;
5) предоставить селению Толстенкову, выделяющемуся селению и собственникам отрубных участков право прохода и проезда по всем, пролегающим по выделяемым участкам дорогам, прогонам и улицам, как ранее существовавшим, так и вновь проложенных и показанных на планах;
6) предоставить обществу крестьян дер. Толстенковой право безприпятственного проезда и прогона скота к общественному выгону, находящемуся за речкой Колпной, по прогону, указанному на плане, что между усадебным местом слободы Мудровки и берегом реки Колпны и имеющем в месте около вышеупомянутых усадеб 17 саж., а ближе к выгону 125 саж. ширины;
7) сохранить за обществом крестьян слободы Мудровки право безпрепятственного проезда по дороге, идущей из дер. Толстенковой, через указанный в п.5 прогон, по общественному д. Толстенковой выгону в урочище "Остров";
8) предоставить всем выделяющимся право пользования водопоем, колодцами в пределах всей надельной земли дер. Толстенковой, проезда к означенным местам по всем существующим и вновь проложенным дорогам и также пользование площадкой для водопоя. показанной на плане;
9) обязать выделяющееся селение и собственников участков содержать в исправности пролегающие по выделяемой земле дороги, ручьи, канавы и проч. с тем, чтобы в случае неисправности. допущенной собственниками участков, необходимые исправления будут сделаны за их счет обществом;
10) обязать собственников участков и вновь образуемое общество крестьян слободы Мудровки нести совместно с обществом крестьян дер. Толстенковой, все расходы, вызываемые поддержанием в исправности общественных угодий, право пользования которыми за ними сохраняется совместно с обществом крестьян дер. Толстенковой;
11) сохранить за всеми выделяющимися и выделяемыми домохозяевами, за исключением (...перечисляются имена, в т.ч. и Камышников Аким Алексеевич....) право пользования в угодьях, переделяемых на особых основаниях сенокосах и лесах совместно с обществом дер. Толстенковой в неизменных долях;
12) сохранить за выделяемыми домохозяевами слободы Мудровки .... (перечисляются те же, что и в п.11 имена. в т.ч. и Камышников Аким Алексеевич...) право участие на принятых в обществе основаниях в угодьях нераздельного пользования - выгонах совместно с обществом слободы Мудровки;
13) сохранить за всеми выделяемыми за исключением указанных выше в п. 12 сего постановления, право пользования на принятых в обществе основаниях в угодьях нераздельного пользования - выгонах совместно с обществом дер. Толстенковой;
14) выделяемые участки поступают в действительное пользование слободы Мудровки и собственников отрубных участков со времени вступления в законную силу постановления об утверждении проекта выдела и по освобождении земли прежними владельцами от посеянных хлебов.

       Это только выдержки из Постановления землеустроительной комиссии, которая содержит имена всех домохозяев. У меня есть полная копия документа. Может быть, будет интересно привести ее полностью, вдруг кто-то еще ищет своих родных из Мудровки.

      Вот так была найдена, эта деревня с красивым названием «Мудровка», но история на этом не закончилась.

      Через некоторое время, побывав в этих местах,  мы нашли несколько (три или четыре) жилых дома в деревни Игумново, в двух из которых проживают Казарины, к сожалению, никаких данных о родственных связях они не имеют. Церковь в деревне давно разрушена, сельское кладбище находится в запустении. По рассказам местных жителей упадок деревни начался в 60-е годы 20 в., когда в деревне закрыли школу, в дальнейшем пробовали строить коровники, но молодежь постепенно уезжала и деревня опустела.

      Деревня Толстенково  уже не была обозначена ни на одной карте Орловской области, но мы надеялись увидеть хотя бы место где она находилась.  Однако Казарины, с которыми мы встретились в Игумново, обрадовали нас – Толстенково существует! – и показали дорогу как туда проехать. Кстати, до Игумново на легковой автомашине нам не удалось добраться, хотя было и сухо, но, проехав большую часть дороги, мы не рискнули перебираться по очень шаткому мостику и, оставив машину в поле, пешком добрались до Игумново. От деревни Чулково в сторону Мценска третий поворот направо, дорога без покрытия через поле, проехать можно только в хорошую погоду. В деревне Толстенково остался только один дом, в котором в то время жил Камышников Сергей Михайлович (1923 г.рождения)  - последний житель деревни Толстенково. Но что самое интересное - сохранилась и деревня Мудровка, в которой к 2010 году тоже остался только один дом и в котором жила баба Шура - Камышникова Александра 1930 г.рождения. Баба Шура – Камышникова по мужу – Ивану Виссарионовичу Камышникову, отец которого предположительно дядя моего прадедушки. Она и показала нам речку, на которой была раньше мельница, фундаменты старых домов, да ракитку, рядом с которой и стоял дом "тех Камышниковых" (предположительно моих родных". Потом мы некоторое время с ней перезванивались, но сейчас уже давно ее не слышала.

       "Деревня жива, пока жив ее последний житель", - расхожая фраза, но как горько слышать это, представляя себе некогда процветающую деревню, в которой было так много жителей, что земли не хватало. А сейчас кругом заброшенные поля.....


Рецензии
Извините, пропустила ваше предложение зайти, как краеведу мне очень интересно. Толстёнково на карте теперь называется Троицкое, И только в старых документах встречается двойное название.В Игумново я была, когда писала свои заметки по этому селу...А Камышников С.из Троицкого-последний ветеран войны из этого села-умер не так давно..."У меня есть полная копия документа. Может быть, будет интересно привести ее полностью, вдруг кто-то еще ищет своих родных из Мудровки." А присылайте! Я в нашей газете опубликую , упомянув ваше исследование.Это моя тема-ушедшие деревни...

Антонина Балабанова   17.02.2019 23:33     Заявить о нарушении
Извини, Екатерина, ошиблась я, жив ещё Камышников...Вроде его на лето даже привозят родственники в деревню...Но мне доехать было не на чем, июль был дождливым,в августе уехала в гости...Так жаль, что нет указателей у нас вдоль дороги даже ко многим деревням, где ещё живут люди... Вы не будете возражать, если я опубликую в нашей газете Ваши материалы? И, конечно, включу в рукопись будущей книги о новосильских деревнях, над которой работаю. С о ссылкой на автора, конечно! А что там нового появилось об Игумново?

Антонина Балабанова   27.09.2019 13:44   Заявить о нарушении
Екатерина!зайди на почту, отправлю свою статью о Троицком.Она еще не завершена, но Ваш материал уже там!Позже вышлю и копию рисунка, что в книге есть.спасибо Вам!

Антонина Балабанова   17.10.2019 15:47   Заявить о нарушении