Елеонский некрополь. Инокиня Ольга Капнист

Фото: Могила инокини Ольги Капнист (Лишиной) на кладбище Елеонского монастыря

Могила инокини Ольги Капнист (урожд.  Лишина) находится в глубине  "нижнего" кладбища на территории Спасо-Вознесенского женского монастыря. На табличке, прикрепленной к деревянному кресту, начертана дата смерти  инокини Ольги – "24.02. 1961 г."

Ольга Константиновна Лишина, имевшая после замужества титул графини,  принадлежала к малороссийскому дворянскому роду – Дудицких.  Она родилась 13 июля 1881 года в греческой деревне Нимборьё на острове Халки, расположенном недалеко от Родоса. Здесь в тот год  проводили летний отдых  ее родители: мать Матильда Пердикарис (гречанка родом из Афин; ? –1926) )  и отец Константин Николаевич  Лишин ( 1851 –1906  ), состоявший на дипломатической работе в Константинополе.

Ольга Константиновна получила хорошее образование, изучила несколько языков. В разные годы она жила вместе с родителями  в Каире,  Бейруте, Рио-де-Жанейро, Саксонии, Адрианополе и в Риме. После получения Константином Николаевичем нового назначения  в Аддис-Абебу Ольга Константиновна должна была ехать туда во главе Красного Креста. Однако по причине ослабленного здоровья матери  Ольга Константиновна  решила отказаться от поездки в Эфиопию. Она  жила  вместе с матерью в римском  «Отеле де Рюсси»,  дожидаясь там  окончания службы любимого отца. Однако в семье Лишиных произошло несчастье: в 1906 г. Константин Николаевич  скоропостижно  скончался от сердечного приступа в Аддис-Абебе, где и был похоронен. По завещанию   Ольге Константиновне перешло имение  отца  с. Поповка недалеко от  г. Мглин.
 
За два года до получения скорбной телеграммы о смерти отца Ольга Константиновна познакомилась в Риме с  графом Алексеем  Павловичем Капнистом  (1871 – 1918), ставшим вскоре ее супругом, а позже и   отцом пятерых детей.  В 1905 г. в счастливом браке родились  сын Дмитрий (умер в 1975 г.), а через год – сын Павел (умер  в 1993 г.).  Имеются сведения о том, что "после замужества Ольга Константиновна  в качестве сестры милосердия участвовала в русско-японской войне". В 1905 г. ее наградили  "Серебряной медалью, с надписью "За храбрость" для ношения на груди на Георгиевской ленте".  В приказе о награждении отмечалось, что сестра милосердия  Ольга Константиновна  "собирала раненых, оборудовала санитарные поезда, перевязывала раненых под неприятельскими выстрелами, подвергая свою жизнь опасности в боях под Мукденом".

Ольга Константиновна хранила   большую и ценную коллекцию  отца, увлекавшегося  при жизни нумизматикой. Она  продала Эрмитажу более пятисот редких  греческих,  римских, а также фракийских монет. В 1908 г. в семье Капнистов родилась дочь Эмилия ( умерла в 1996 г.), а в 1911 г. –  дочь  Ольга (умерла в  2003 г.). 
В 1910 г. Ольга Константиновна с супругом и детьми переехала в имение Поповка Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне – Мглинский район Брянской области). Графу Алексею    Павловичу  Капнисту в 1913 г. был пожалован  чин камергера Двора Его Императорского Величества, а через четыре года ему присвоили звание контр-адмирала.

С началом Первой мировой войны  Алексей    Павлович вернулся на военно-морскую службу, а Ольга Константиновна окончила курсы сестер милосердия в Петрограде и стала  сестрой милосердия в сестричестве, основанном фрейлиной Императрицы Кауфман. Некоторое время она  работала  медсестрой в одном из военных лазаретов Петрограда. В 1915 г. Ольга Константиновна родила сына Сергея (умер в 2006 г.).
В ноябре 1917 г. большевики  отстранили от должности Алексея  Павловича  и отправили его под временный арест. Осенью 1918 г. Ольга Константиновна неожиданно овдовела: по приказу большевиков   Алексея  Павловича   в числе других офицеров высшего командного состава и видных государственных деятелей  расстреляли в  Пятигорске.
 
В 1919 г. Ольга Константиновна  эвакуировалась вместе с детьми в Константинополь, а оттуда перебралась в Италию, где жила до 1923 г. Позже она переехала  во Францию, где  работала в Ницце медсестрой и компаньонкой. Далее ее жизнь была  связана  с г. Аньер, расположенном  близ Парижа. Ольга Константиновна посещала  в Аньере местный  храм Христа Спасителя. Здесь в начале 30-х годов  она познакомилась с настоятелем прихода –  архимандритом Мефодием (Кульман; позже – епископ Мефодий Кампанский; 1902–1974). В Аньере при  храме существовала женская монашеская община, здесь открылся  "дом призрения для пожилых русских эмигранток", создана "Православная культурная ассоциация". После окончания Второй мировой войны Ольга Константиновна переехала жить в русский монастырь под Парижем, где стала инокиней   Ольгой.
 
Архимандрит Мефодий был одним из первых в РПЦЗ, кто проложил путь русским изгнанникам на Святую Землю. Начиная с 1951 г., он ежегодно  организовывал паломничества из Аньера в Иерусалим и останавливался с группой паломников на Елеоне, где женскую обитель возглавляла игуменья Тамара (княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская).  В одну из паломнических поездок на Святую Землю отправилась и инокиня Ольга, которая близко познакомилась с игуменьей Тамарой. Приблизительно в 1958 г. 77-летняя инокиня Ольга по благословению духовника и с согласия игуменьи Тамары переехала на Святую Землю и  поселилась в женской обители  на горе Елеон. По воспоминаниям елеонских сестер, инокиня Ольга выполняла посильные послушания в канцелярии монастыря и помогала в качестве секретаря начальнику Русской духовной миссии РПЦЗ архимандриту Димитрию (Биакаю).Иногда она проводила уроки русского языка для маленьких арабских девочек, обучавшихся в монастыре. К инокине Ольге с почтением относились не только игуменья Тамара, но и все елеонские сестры.
Инокиня Ольга скончалась 24 февраля  1961 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе.


Рецензии