О названии пьесы Горе от ума

Начнём с исторической судьбы известной комедии. Отношение к ней у современных ей критиков было от негативного (А.С. Пушкин, А.И. Писарев и др.) до позитивного (А.И. Гончаров). Причём последнее возобладало спустя лет 40 после написания пьесы
прежде всего из-за того, что «Горе от ума» продолжали читать, а, следовательно, нельзя было не признать ценность комедии, прошедшей проверку временем. К тому же злоба дня с годами ушла, перестали искать в героях прототипы и обижаться. Литература изменилась, стали появляться произведения символического толка и «Горе от ума», чем-то похожая на них, стала считаться пионерской работой целого литературного направления. Со сменой века эта тенденция только нарастала. Появился ярлык «классика» не только на самой комедии, но и на критических статьях о ней столетней давности. Мнение о комедии сформировалось и застыло. Нас учат на уроках литературы примерно тому же, что и наших учителей в ученичестве: «Чацкий бунтующий против фамусовской Москвы».

Отбросим в сторону сложившиеся стереотипы и спросим себя: «Почему мы читаем эту комедию?» Ответ лежит на поверхности – в настоящее время комедия «Горе от ума» является коллекцией крылатых фраз русского языка. Эти фразы помнят давно читавшие её люди, которые вспоминают о каком-то конфликте некоего Чацкого с кем-то. Знают эти фразы и не читавшие комедию! Они вошли в кровь русского языка и живут отдельной жизнью от породившего их произведения. Но кто произносит эти меткие, образные и запоминающиеся фразы в комедии? Только «умный» Чацкий? Отнюдь. Они рассыпаны по устам всех персонажей и если и связаны с определённой личностью – то  это сам Грибоедов. Если не обращать внимания на эти великолепия, то что останется? По словам А.С. Пушкина – банальный сюжет, распространённый в то время. Это закон – до потомков доходит немного произведений одной сюжетной линии и, как правило, не самые ранние (например, сюжет «Маскарада» Лермонтова почти дословно совпадает с более ранней малоизвестной сегодня повестью С. Павлова «Кинжал»). Поэтому сюжет комедии вряд ли можно считать серьёзным её достоинством. Возможно, с этим и связано негативное восприятие комедии современниками.

Что же это за сюжет? Взята однородная группа человеческого общества (связанная общим бытом, детством, устремлениями, родством и др.), отличающаяся не более чем средними способностями. Умным в этой группе скучно, им не о чем разговаривать с фамусовыми и софьями и они давно ушли (например, двоюродный брат Скалозуба). В этой группе нет ни одного дельного человека, который что-нибудь создаёт (музыку, литературу, науку и т.п.) или занимается общественно-полезным трудом (медицина, торговля, производство и т.п.). В соответствии с канонами психологии, такая первоначально однородная группа распадается, и в ней, в свою очередь, выделяются псевдо умные, «ум» которых бездеятелен и говорлив. Излишняя болтливость Чацкого всегда ставила в тупик критиков, видевших в нём положительного героя. В заслугу Чацкому ставится его «деятельное» путешествие непонятно куда и зачем. Но служанка Лизанька ещё в начале комедии чётко говорит о его поездке «на кислые воды», где не так скучно. Оказывается, наш герой сделал променаж на модный курорт.
Любопытно о чём любят говорить эти люди? О вершинах человеческого духа, загадках мироздания, великих творениях? Нет. О знакомых (вспомните первую встречу Чацкого с Софьей). Психология утверждает, что в таких разговорах основной целью любого индивидуума является повышение общественного рейтинга. В группе Чацкого-Фамусова одной из выигрышных стратегий является критика (прежде всего отсутствующих) и насмешки - стратегия, свойственная молодым особям, претендующих на роль лидера в группе. С годами это проходит, побеждает стремление к стадности, проявляющееся в показном смирении и приспособленчестве, но злословие остаётся. Тех, которые не «научиваются жизни», отвергают. Симптоматичны сами приёмы такого отвержения: от слабой формы (фат, мот) до сильной (сумасшедший), которые не свойственны более высокой группе, где предпочитают говорить об индивидуальности человека. Отвержен ли Чацкий своей группой надолго – неизвестно. Он удаляется, возможно снова на курорт, но нет и намёка, что навсегда.

Интересно, что имел в виду, давая название своей комедии Грибоедов, вся жизнь которого свидетельствует о его инородности группе Чацкого-Фамусова. Комеди, являющейся взглядом со стороны умного человека на «умеющих жить», считающих себя солью земли. «Горе от ума» можно сравнить с путешествием Гулливера в Лилипутию – ведь путешественник Грибоедов был хорошо знаком с этим произведением Свифта. Добавьте мысленно в число персонажей Свифта ничего не делающего и всех критикующего лилипута, который в знак протеста отворачивается от других таких же болтливых лилипутов. Смешно. Иронизируя над обывательским понятием ума, над расхожими мнениями фамусовского большинства, Грибоедов – литератор, дипломат, путешественник, этнограф – даёт название своей комедии - Горе от "ума" – название, ставшее крылатой фразой, авторский подтекст которой не был понят критиками.


Рецензии