Реклама - двигатель амнезии

                                          РЕКЛАМА – ДВИГАТЕЛЬ АМНЕЗИИ*



        Эпиграф:
Отбить  кому  память, притупить дурным обращеньем.
                (русская пословица**)



Уже который год я наблюдаю такое удручающее явление, как ухудшение памяти у людей, рождённых в 60-тых, в 70-тых и даже в 80-тых годах. Взрослые люди часто сами рассказывают о своей забывчивости, если её результатом стало что-то смешное или забавное. Если её результатом стало что-то неприятное или плохое, то рассказывают редко и только своим. А вот ответить на прямой вопрос: «Почему у вас память стала дырявой?», не могут, только косятся с подозрением. Городскому жителю шибко не охота признаваться в том, что он действительно становится забывчивым и начинает тупеть, другими словами – теряет профпригодность: «город – не тётка», тут всё ясно. Зато менталитет сельских жителей позволяет им быть более честными, хотя особого значения данной проблеме они не придают – у них своих забот полон рот.

Я долго перебирал в голове всевозможные варианты и версии: чернобыльский фактор, отходы промышленных предприятий, ГМО и синтетика как в пище, так и в напитках, медикаменты, бытовая химия, косметика, многочисленные антенны и ретрансляторы якобы сотовой связи, которые дескать сгеноцидили городских тараканов, и так далее, и тому подобное. Но все эти пазлы никак не складывались в более-менее стройную картину.

И тут в многомерном массиве своих воспоминаний я обнаружил и проследил чёткую связь между двумя датами, между двумя событиями.

Первое произошло со мной в Польше в конце 90-тых. Меня тогда сильно поразило изобилие рекламы. У нас на Украине она только начала показывать свои зубки, а Польшу уже грызла везде и всюду, она была всякая и разная. Первый месяц я рассматривал её, как ребёнок – книжки с картинками. А через полгода я уже не обращал на неё внимания. Вскоре реклама стала наводнять и Украину, и все мы потихоньку в ней утонули, даже не заметив этого.

Второе памятное событие произошло в 2007-м году, я тогда целую неделю провёл в столице Белоруссии. А там реклама была не в чести, там в явном фаворе были разноцветные флажки да шарики, и ещё цветы – цветы везде, где только можно было их посадить и воткнуть. Просто радость для глаз и души. И вот в Минске, как сейчас помню, я прям физически почувствовал как моему сознанию стало легко и приятно, свободно и просторно, я почувствовал, как оно вздохнуло. Всю неделю я наслаждался ЧИСТЫМИ и СВЕТЛЫМИ улицами красивого города, общением с добродушными и немного наивными людьми, ещё не обозлёнными капитаКлизмом на все 360 градусов.

Но вся эта идиллия исчезла, когда я вернулся домой, под Киев.

Со всех сторон на меня опять глазели бигборды и "бигморды", растяжки и вывески, мне опять слепили глаза иллюминации и бегущие строки... Вся эта хрень разными способами призывала меня что-то купить, тянула куда-то наведаться и заставляла в чём-то поучаствовать, особенно – вляпаться в какой-нибудь кредит... Вездесущие тинейджеры жалостливыми взглядами прям вынуждают тебя брать у них бесполезные флаеры и рекламки... Почти в каждой маршрутке всегда включено радио и только на волне «Дыбил-FM», потому как других нет. И если на улице ты ещё можешь отвернуть свои глаза от рекламной чепухи, то в маршрутке тебе обязательно за это отомстят её децибелами по ушам. Чуть ли не каждый день какие-то невидимые "почтальоны-печкины" опорожняются бумажно-рекламными экскрементами в каждый почтовый ящик каждого подъезда. Зайдёшь к знакомым или соседям – там обязательно включён "телепиzдор" (даже если его никто не смотрит), и гонит он либо полную чепуху, либо разбавленную, но обязательно вперемешку с рекламой. Причём каждая последующая реклама тупее и противнее предыдущей. А если в ней снимаются люди, то просто удивляешься либо уровню их бесстыдства, либо их искусству перевоплощения (а может и нет) в "дыбилоидов"...

Вот мы и подошли к ключевому вопросу: поскольку любителей рекламы на планете меньше, чем кот наплакал, а нелюбителей – полным полно, то резонно спросить: «Если реклама никому не приятна, то почему её так много?»

— Только не говорите мне, что она – «двигатель торговли»!
Если бы люди после рекламы начинали бегать по магазинам, то я бы это заметил и сейчас не отнимал бы у вас время.

Тут дело в другом, и как говорится: «Ларчик просто открывался» – надо лишь правильно провернуть подходящий ключик:
- когда фильм по ТВ или какая-то передача внезапно и многократно прерывается рекламой, то мы либо отключаем звук, либо переключаем ТВ на другой канал, или просто идём на кухню, чтобы со злости что-нибудь прогрызть; другими словами – спасаемся, защищая себя от рекламной информации;
- когда легионы придорожной рекламы лезут нам в глаза через окна транспортных средств, мы опять пытаемся не обращать на неё внимания, чтобы не отвлекаться от дороги, если мы за рулём, или – от своих мыслей, если мы – пассажиры (и если мысли имеют место быть);
- когда на улице наш глаз падает на какую-то рекламу, то мы уже почти не помним ту, на которую посмотрели перед этим, и с каждой последующей происходит то же самое – мы скользим по ней пустым, не запоминающим взглядом;
- когда мы "юзаем" Интернет, то наша ненависть к рекламе уже буянит на подсознательном уровне: "на автомате" мы продолжаем плеваться и проклинать её создателей и всех админов, которые нагло тычут ея пред наши ясны очи;
- мы выбрасываем рекламу из почтовых ящиков почти не глядя на неё;
- мы стараемся не слышать её в маршрутках;
- мы как зомбированные смотрим и не видим её в метро, офисах, магазинах, учреждениях;
- даже липучие "свидетели Иеговы" больше напоминают нам рекламных агентов, нежели верующих людей...

Яркая, крикливая и назойливая реклама, желая донести до нас свою информацию, парадоксальным образом становится для нас и неслышной, и незаметной, как воздух, которым мы дышим. Вокруг нас она есть, а для нас её нет.

— А вот теперь обратите внимание на то, ЧТО при всём при этом происходит?

Реклама – это по сути такая же информация, как и всё, что мы видим, слышим, обоняем и чувствуем в течение своей жизни. Только жизнь, в отличие от рекламы, не злоупотребляет своей информацией. Рекламе же такой комплимент не сделаешь: пусть она не всегда агрессивна, но она всегда чрезмерна. Её так много, что от неё порой тошнит. Русская поговорка гласит: «Много да дурного». На Украине говорят: «Через міру й свині не їдять». То же самое утверждают и поляки: «Сo zaduzho, to nie bardzo». Во всём должна быть мера. Но реклама её не имеет. И вот, защищаясь от "переедания", от перенасыщения, мы сами себе как бы даём установку «игнорировать... ИНФОРМАЦИЮ». Наш ум незаметно для нас самих приучается НЕ ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. У нас, как у собак Павлова, вырабатывается коварнейший рефлекс – он хоть и считается защитным, но по сути выполняет очень «медвежью услугу».

— И что мы имеем в итоге?

А то, что многие из нас в расцвете лет уже имеют такую забывчивость, которую раньше мало кто имел в старости. Моя бабушка, например, рождённая при царе-батюшке, прожив 88 лет, до самой смерти имела твёрдый ум и ясную память. Я опрашивал многих своих ровесников – все рассказы аналогичны: чьи-то предки жили дольше, чьи-то – меньше, но чтоб голова напоминала решето, такого не было. Зато сами рассказчики, не выключая свои "телепиzдоры", только и делают, что сетуют на дырявую память. Многие за ужином с трудом вспоминают, чем их потчевали на завтрак. Мы "почему-то" забываем, где положили ключи, кошелёк, мобилку... "Почему-то" не помним, что кому-то что-то пообещали, "почему-то" вылетело с головы то одно, то другое... Хотя в то же самое время прекрасно помним стихи, которые учили в советской школе, помним многие старые анекдоты... А вот новые "почему-то" не запоминаются... А то, что ещё удивительным образом запоминается, ещё более удивительным образом запутывается одно с другим и растрёпывается по всей голове. И получается каша.

А теперь после каши – десерт.

Если массированная реклама (вкупе с тем, что сегодня трудно назвать «музыкой»), согласно моим выводам, действительно отбивает мозгу способность запоминать, то нам с вами следует: одно – понять, а другое – сделать.

ПОНЯТЬ, что некие лаборанты давным-давно таки ЗНАЛИ эту психологическую хитрость***, и совсем недавно (после появления радио и ТВ) провели на своих кроликах свой иезуитский эксперимент, по ярко выраженным результатам которого Михаил Задорнов вывел знаменитую формулу: «Ну, ту-пы-е...», чем, собственно говоря, очень обидел и самих лаборантов, нарочито не отделив плевела от зёрен.

— С этим, надеюсь, всё понятно.

А касательно СДЕЛАТЬ, скажу так: здесь каждый сам должен решать: оставаться ему тем самым кроликом или всё-таки становиться человеком, до смерти глядеть в телевизор или хоть раз да заглянуть**** ему за спину.


         ЭПИЛОГ
Когда-то Аристотель сказал: «Слово – самое сильное оружие человека».
Если бы он жил в наши дни, то непременно заключил бы: «Слово – самое сильное оружие супротив человека». И в подтверждение сказанного ударил бы посохом по ловко замаскированному капкану «В начале было слово».

____________________________

* АМНЕЗИЯ – нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение ранее образовавшихся понятий, представлений; пробел в воспоминании.

**  В.И. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка.

*** Потому нам и внушают: «Кто владеет информацией, тот владеет всем», чтобы до нас не дошло: «Кто владеет информацией, тот не владеет ничем. Ибо всем владеет тот, кто владеет ЗНАНИЕМ». (©)

**** Я не смотрю "тлявизор" с 2004-го года, после водевиля «Ющенко – наш президент!». Если бы знал, КАКОЕ ЭТО БЛАГО для ума и психики, то перестал бы смотреть его ещё в 1985-м, до спектакля «Перестройка».


Рецензии
Может имеет смысл в таком случае запретить рекламу? Это можно сделать на законодательном уровне, однако вряд ли такой законопроект найдёт поддержку в странах с рыночной экономикой, да в странах с плановой экономикой. Достаточно вспомнить рекламу товаров, к примеру в журнале Радио, денежно-вещевой лотереи, лотереи "Спортлото", облигаций внутреннего займа. Если нам досаждают насекомые, мы от них изолируемся, так и от непотребной рекламы. А реклама и предназначена, чтобы информация превращалась в знания, а знания претворялись реальность. Всего доброго!

Роман Заблудший   22.01.2021 15:55     Заявить о нарушении
И Вам, Роман, всего хорошего!

Хомуций   27.01.2021 10:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.