О страхе и его роли в развитии человека
Относительно страха нам есть чему поучиться у древних мудрецов. Они умели одухотворить свой страх и поднять его к Небесам, сделать его союзником в своих изменениях. Как сказал рабби Ханина: «Все в руках Небес, кроме страха (трепета) перед Небесами».
Страху и трепету перед Небесами отведено в культуре Исраэль очень много.
Несколько лет назад я была на лекции, посвященной культуре древнего Израиля, где лектор объяснял значение высказывания одного из мудрецов Раба Бар Рава Уна: «Каждый человек, в котором есть Тора, но нет трепета перед Небесами, подобен казначею, которому передали внутренние ключи, а ключи от наружных дверей, чтобы войти - не передали».
Лектор пояснял: «Иными словами, каждый человек, в котором уже есть знание (Тора – световая инструкция), кто в душе уже знает, как именно надо поступить для своего развития и исправления, но нет у него трепета/страха перед Небесами, то есть не боится он не воплотить Замысел и не перевести это знание в действие, то подобен он казначею, которому передали внутренние ключи, а ключи от наружных дверей, чтобы войти - не передали».
Лектор подчеркивал, что страх - это особое духовное явление, его проживание и преодоление является необходимым условием для нашего развития. В момент его преодоления мы приобретаем необходимые для следующего уровня развития свойства.
Преодолевая свой страх и продолжая действовать не смотря на него в «трепете перед Небесами», то есть в страхе не осуществить Замысел Небес, в самом этом процессе преодоления, в душе человека рождается нужные качества (гвура ивр.), а они, в свою очередь, дают силы и способность найти необходимые ресурсы для совершения изменений и адаптации к ним.
Этот же смысл заложен в притче про двух монахов, которые прогуливаясь по лугу наблюдали чудо трансформации - рождение бабочек из коконов. Процесс прорыва кокона требовал от бабочки огромных усилий. Один из монахов, не смотря на все предостережения друга – второго монаха, в порыве «милосердия» решил бабочкам помочь. Он стал осторожно разрывать коконы, освобождая рождающихся бабочек. Монах хотел, чтобы они не страдали выбираясь из своего плена к новой жизни и как можно быстрее обретали свободу. Но когда он закончил, выяснилось, что бабочки, которым он помог, не могут летать.
Доверившись страху и трепету, осознавая, проживая и преодолевая его наша душа крепнет и обретает крылья. Если же пассивно дрожать, не проживать страх, а накапливать его, не тратить его энергию на активное действие, страх становится ядом, разъедающим душу и делающим человека безвольным и слабым.
Страх – это цена за приключение, за то, чтобы чувствовать себя поистине живым.
Конечно, на моих группах, где намеренно создаётся максимально безопасная психологически среда, намного легче преодолевать страх и разворачиваться лицом к себе, актуализировать свои проблемы и задачи, но даже там, все же придется совершить прыжок в неизвестность. Совершить прыжок, чтобы обрести внутреннюю свободу…
#LeaWedensky #ЖивоеСлово #ОПредназначении #ТекстСилы #ЖивыеОтношения #ИзобильноеМышление #ОСвободе
Свидетельство о публикации №218110500365
Но в процессе реализации проекта первоначальный естественный страх/волнение должен постепенно сменяться чувством уверенности в своих силах.
Страх же и трепет перед Небесами (если следовать тексту Библии) является банальным страхом перед наказанием со стороны недовольного начальства. Это только отчасти можно назвать ответственностью за результат, поскольку даже в случае провала начальство можно задобрить, разжалобить и т.п.
С уважением,
Томас Твин 05.11.2018 08:07 Заявить о нарушении