Двадцать копеек. Студенческая байка

ДВАДЦАТЬ КОПЕЕК студенческая байка.

В точных науках  я всегда был полный баран.
Впрочем, в гуманитарных дело обстояло, пожалуй, немного  хуже. Но об этом – после.
Итак я второй раз прочно завалил экзамен по высшей  математике.
Екатерина Петровна Шамова – так звали мою любимую преподавательницу  математики – как-то вяло, даже, пожалуй, сонно промолвила:
- Студент Айбазов, я вам дам третий и последний шанс. Приходите ровно через неделю в это же время в этот кабинет, здесь будет экзамен…После третьего «неуда» вы, как мужчина, как благородный человек, без эксцессов, без душераздирающих сцен идете в деканат, и забираете свои документы. Я очень плохо переношу, когда студент, особенно мужчина начинает унижаться, канючить…Вы, наверное, в курсе..
Я был в курсе. Мы все ей ужасно сочувствовали – недавно разбился ее муж во время прыжков с парашютом. И ее следовало оберегать от стрессов.
Я еще подумал – может прямо сейчас пойти и забрать документы? Чудес не бывает – если  за два года у меня в голове не зацепилось ни одно уравнение, ни одна теорема, то за эту   неделю я навряд ли стану Лобачевским. И даже Евклидом стать не светит…
Надо попутно заметить – после описываемых событий прошло более трети века, тем более – дело происходило в  Сибири, да в какой точке Сибири – старинном студенческом, научном граде Томске… То есть – о подношениях, подарках, знакомствах, и проч.. и думать как-то было диковато.
Я шел по городу, в голове лениво ворочались мысли… ну, словом  – всё по классике – был самый разгар весны.. а может, начала лета…
В общем – я шел, и думал: на какого чёрта биологу эта высшая математика? Ну в какой ситуации он использует интегральное исчисление, или, скажем – теорию больших чисел…
- Парень, дай двадцать копеек… - услышал я совсем рядом проникновенный, даже, пожалуй – задушевный голос. Голос потрепанного, замурзанного мужичка в самом деле проникал в душу. И то, что я, не раздумывая полез в карман за мелочью, скорее объяснялось тем, что  он возвращал мне уверенность в себе, подсказывал, что я еще далеко не на дне, что есть люди куда несчастнее меня.. Он возвращал меня к жизни..
А может быть – это была судьба, рука ангела хранителя… как там еще говорят поэты?
Я дал ему, пожалуй, больше двадцати копеек, вполголоса пробормотал:
- Мне б твои проблемы, мужик, ты хоть слово такое слыхал – высшая математика.. Я экзамен завалил и меня из университета вот-вот турнут..
Видимо, я рассчитывал, что он после этих моих слов придет в благоговейный ужас от того, с какой грандиозной личностью столкнула его судьба, но…
- А.. да это ерунда – высшая математика. Это дело мы быстро поправим.. – как-то уж очень легковесно что ли, беспечно заявил он.
«Вот бывают такие сволочи… - мелькнула мысль, - Я человека выручаю, а он издевается. Нет в жизни справедливости… И подзатыльник давать нельзя – руку себе испачкаю в какой-нибудь дряни..»
Он, видимо, почуял каким-то звериным чутьем мое состояние, заговорил скороговоркой:
- У тебя там что – матанализ, дифференциальное исчисление, ряды...?
- Ты, мужичок, такие мудреные словечки где-то нахватал..  Даже слышал такое слово – высшая математика, - с нажимом сказал я.
- Да уж слыхал.. Лет пятнадцать работал преподавателем в твоем университете, на физико-техническом факультете. До того инженерил на номерном заводе..  Давай, я тебе быстренько объясню – ты пойдешь  пересдашь..

Экзамен сдавала какая-то группа, я взял билет,  прошел – сел в заднем ряду , стал готовиться… В билете обычно были три вопроса – две задачи и немного теории. Екатерина Петровна теорию и не смотрела – прекрасно понимала, что ловкому студенту перерисовать из книги особого труда не составит. Она смотрела задачи.
Она несколько раз оглядела группу, бросила на меня пару быстрых взглядов  - действительно ли перед ней сидит тот самый оболтус – студент Айбазов, а то ведь в жизни всякие истории бывают – находят удивительно похожего двойника…
- Скажите мне честно, кто вам помогал? Я вам поставлю положительную оценку в любом случае. Эта группа – первокурсники, они эту тему еще не проходили, не могли вам подсказать…
- Екатерина Петровна, задачи я сам решил. Можете задать еще несколько…
Ну,  то, что она была просто поражена – ничего странного. Я сам обалдел от своих способностей – вот что интересно.
- Но этого не может быть.. – растерянно бормотала она. – Такого не должно быть… Где здесь подвох…
- Фокус – мокус, - пожалуй, слишком самоуверенно говорил я. Кстати, надо заметить – в молодости я был очень нахальный, развязанный малый. Это теперь я стал удивительно скромный, деликатный… Ну, это к слову. – Отметочку мне какую-нибудь поставьте, а объясню я вам потом.
- Ну, «отл» я вам, конечно, не поставлю – не положено с третьего раза. А «хор» - пожалуйста. А можно я вам еще несколько задачек задам?
- Да-да, конечно, - говорил я, на всякий случай подвигая к ней зачетку.
Кстати – я могу показать желающим ксерокопию с тем самым «хором».
Прошло несколько лет.  Такая уж вышла судьба, я сдружился с Володей Шкаликовым, корреспондентом областной молодежной газеты кажется – «Молодой Ленинец». А Володя был другом ее мужа, вместе занимались парашютным спортом. И вот он случайно пригласил вместе друзей семьи – её и меня, на какое-то торжество –  день рождения  то ли дочери,  дочери, то ли жены…
Мы оба, конечно, немного удивились  этой  неожиданной встрече,  она и спрашивает:
- Ну теперь-то объясните мне честно – где был подвох, Айбазов..
Я честно попытался рассказать ту историю с того момента, как я второй раз провалился на экзамене, но она осталась неудовлетворенной,  ожидала услышать  какую-то невероятную историю.
А ничего невероятного, всё просто и банально.
Алексей Белозеров, так звали моего спасителя, когда-то окончил физико-технический факультет того же ТГУ,  судьба у него складывалась поначалу прекрасно, потом, как часто бывает с одаренными личностями, он стал попивать, начались семейные нелады (или – наоборот, я уж не помню), словом надломился человек, покатился…
Одет он был в резиновые сапоги и совершенно обшарпанный плащ, несмотря на то, что прилично припекало, зарос как черт рыжей щетиной… Я ему предложил платить пять рублей за пару (часов), это, по-моему, по тем временам была профессорская ставка. Но он скромно отказался, сказал, что это слишком большие деньги для него, что он быстро угорит.. За большую  бутылку портвейна, ценой, если мне не изменяет память – в рубль сорок в день, и ёмкостью в три четверти литра,  плюс скромная закуска, он взялся обучить меня высшей математике, пройти со мной полный курс за пять дней.. Да, он поставил условие, что проведет собеседование (а вдруг я совсем непробиваемо тупой!), результатами беседы остался доволен…
Я, конечно, сводил его в баню, переодел в свою старую одежду, сводил в парикмахерскую, так что рядом с ним вполне можно было уже находиться…
Я тогда снимал угол у старика Якова Лукьяныча Шейдемана, немца, фронтовика, инвалида, бывшего машиниста паровоза, который два раза слетал под откос со своим паровозом и составом. Кстати, был весьма занятный старикан, со своей философией, шутками-прибаутками, увлекательными историями.. Но не будем на Лукьяныча отвлекаться, а то выйдет целая повесть… Так вот мы занимались в нашей халупке.
Алексей проводил со мной два занятия в день по два часа. Проводил он занятия всегда одинаково. Большую часть времени занимали байки, анекдоты, головоломки, задачки…а под конец он сообщал, что это такая-то тема, а задачи стал ставить всё сложнее и сложнее, под конец объявлял, что я прекрасно владею материалом….
После экзамена я ему вполне искренне предложил держаться вместе, стал заверять, что никогда его не брошу, попробую вытащить…
- Да нет… - говорил он как-то обреченно за «прощальным ужином». – Зачем я тебе.. У тебя своя жизнь, вся жизнь впереди.. А моя… уже кончилась..

История эта вполне реальная, совпадения имен, событий неслучайны, возможно – найдутся люди, которые знали героев данной истории – отзовитесь…


Рецензии
Очень понравилась Ваша история, Юсуф! Повезло Вам встретить человека, обладающего даром доступно объяснить сложный материал. Не всем это дано, к сожалению. Для меня математика была чем-то сложным, как страшное слово "параллелепипед", пока один мальчишка не сказал: "Подумаешь, параллелепипед! Да это же просто спичечный коробок!" И страх исчез. Жаль, что судьба так обошлась с талантливым человеком.
Всего Вам доброго!

Галина Марчукова   18.07.2019 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо,Галя, за тёплый отзыв.
Не знаю, как получится, хочу написать серию статей о нашей системе образования.
Понятно - их никто читать не будет, думаю опубликовать на ютьюбе.
Первый ролик в общем-то подготовил - "Нужны ли экзамены?".

Юсуф Айбазов   19.07.2019 09:50   Заявить о нарушении
Будут читать! Я - первая! Наболело!

Галина Марчукова   19.07.2019 13:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.