Встреча с прошлым

"Ничего нет постоянного в подлунном мире";" Всё течёт всё изменяется",  -  говорят о жизни на Земле религии и учёные. С их мудрыми высказываниями не поспоришь, но бывает так, что ушедшие в Лета события, повторяются в человеческой памяти  и человек переживает гамму чувств, так, словно вернулся в  прошлую жизнь.

В тысяча девятьсот шестьдесят пятом году Анатолий Томилин жил в небольшой сибирской деревне.  Он учился в пятом классе деревенской  школы. Самым любимым предметом для него была литература. Наверно, из-за того, что любил читать художественные книги, он  любил литературу? Впрочем, так оно и было. По большому счёту, на его любовь к изучению школьных предметов или школьных дисциплин, влиял коллектив учителей. 

В новом учебном году в школе начали работать двое выпускников педагогического института, что находился в областном городе. Анастасия Михайловна, одна из выпускниц того института, начала преподавать литературу в старших классах. Невысокая ростом, миниатюрная женщина,  она оставляла о себе приятное впечатление. Уроки её всегда были интересными. О человеке, который отдаёт себя без остатка  любимой работе, говорят, что он "работает с душой".

Анастасия Михайловне работала  с  душой: не повышала голос, когда вела уроки в классах. В её голосе всегда были и теплота, доверие, и уважение к ученикам. Стоило ей начать говорить  о  писателях или поэтах, как она преображалась и вела себя так словно находилась в том времени, о котором говорила.

***       
В учебнике литературы за пятый класс средней школы, находилось много иллюстраций картин известных советских и российских художников на произведения известных писателей. Говоря, о прошлом Родины или о её  настоящем, ученики смотрели на них и рассказывали о том, что было изображено на них. Эти  иллюстрации они называли: " Прежде" и "Теперь" . Естественно, что о картине Ильи Ефимовича Репина " Бурлаки на Волге"  говорили часто, особенно о молодом бурлаке, который снимает с плеча бечеву;  часто обсуждали иллюстрацию картины, с изображённым рабочим, везущим санки с углём в шахте; обсуждали иллюстрацию картины, с нарисованными подростками, везущими  зимой на санках  бочку с водой.

На иллюстрациях картин советских художников, были нарисованы  пионеры со своим вожатыми. Они были нарисованы светлыми красками. Естественно, что у всех на груди были повязаны пионерские галстуки.

Летним днём пионеры со своим вожатым находились  на лоне природы. С голубого неба светило яркое солнце. Из-за того, что день был тёплым, на них были надеты белые рубашки и шорты. Пионервожатый рукой указывал вдаль, а пионеры слушали его. Когда зритель видел эту иллюстрацию, то у него непроизвольно создавалось хорошее настроение.   
   
***

На уроках литературы ученики не только пересказывали содержания прочитанных произведений, но высказывали о них своё мнение и давали характеристику литературным героям; говорили о писателях, поэтах, и о времени, в котором они жили и работали.

Ненавязчиво и тактично Анастасия Михайловна втягивала в обсуждение весь класс. Бывало и так, что ученики начинали спорить друг с другом, если их взгляды не совпадали. В таких случаях, она направляла разгоревшуюся дискуссию в нужное русло.

В один из октябрьских дней на очередном уроке литературы она рассказала об Александре Николаевиче Радищеве и о его произведении " Путешествие из Петербурга в Москву", наделавшим много шума в России, в восемнадцатом веке, потому что оно было направлено против крепостного права. Автор, дворянин по происхождению, обличал крепостное право в России. Он был не только честным человеком, но был  и смелым человеком. Во время царствования царицы Екатерины Второй,  дворянам были дарованы  законы из- за которых  время её правления они назвали " золотым
веком".    

Словно гром, прозвучали для царского правительства, чиновников и помещиков, слова писателя о крепостном праве в стране, и об их отношении к крестьянам. " Звери алчные, пиявцы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То что отнять не можем,- воздух", - писал он в своей книге.   

Естественно, что царское правительство не оставило без внимания смелого писателя-дворянина, написавшего "бунтарскую" книгу против общественного строя. За свои взгляды на жизнь, и написанную книгу, обличавшую крепостное право в России, ему пришлось отвечать перед властью : его отправили в ссылку в сибирский острог, на десять лет. В 1796 году писатель вернулся из ссылки, а спустя десять лет, он был амнистирован.

Александр Николаевич Радищев открыто выступил в защиту интересов народа, показал читателю его величие и благородство, его самоотверженность и духовную силу. Через путешествие ему удалось передать читателю свои взгляды на  общественное и политическое  устройство России.

***

"Время и события жизни двигаются по спирали, поэтому, они повторяются на разных её "временных" спиралях, но уже на других уровнях", часто говорил на уроках истории и обществоведения учитель истории Евгений Павлович. Не мог подумать Анатолий Томилин о том, что правоту его слов  о временной спирали докажет ему  сама жизнь.
               
После незабываемого урока литературы в пятом классе деревенской школы, на котором  учитель русского языка и литературы  Анастасия Михайловна, рассказывала ученикам о книге писателя Александра Николаевича Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", прошло пять с лишним десятилетий жизни. Россия, после событий 90-ых годов 20-ого века вновь стала капиталистическим государством и как это было до 1917 - ого года, власть в ней и богатство недр, оказались в руках " ловких" людей.

Правительство и законодательный орган страны - Государственная Дума, стали  принимать законы, нужные новому правящему классу и новым хозяевам жизни. Естественно, что жизнь у простых российских граждан стала ухудшаться с каждым годом. "Болезни" капитализма, о которых рассказывал на уроках  истории Евгений Павлович, стали явью новой жизни. С безработицей Анатолию пришлось столкнуться несколько раз в начале 90-ых годов прошлого века, после распада Советского Союза.

Во втором десятилетии двадцать первого века, после того как правящей партией в стране стала партия " Единая Россия", обладающая в законодательном органе страны парламентским большинством, она начала принимать непопулярные  законы, ухудшающие социальное и экономическое положение большинства населения  страны. После принятия новой пенсионной реформы, по всей территории страны начались акции протеста и митинги против неё. Новая пенсионная реформа, принятая парламентом страны, расставила всё  по своим местам : народ понял, что он остался один на один со своими проблемами, потому что простые люди не доверяли как это было раньше  коммунистам, из-за распада Советского Союза, а новые политики не внушали ему  доверия.

К таким людям и относился Анатолий Томилин. По социальному положению он был пенсионером. Почти треть пенсии ему приходилось отдавать за квартиру. Кроме этого, он вынужден был оказывать материальную помощь сыну, часто бывавшему безработным.
    
***

В начале первого десятилетия двадцать первого века, Анатолий пошёл на пенсию, купил компьютер и самоучитель, чтобы освоить его. За несколько лет он освоил его, мог пользоваться им. Естественно, он частенько заходил на литературные сайты и читал произведения современных писателей и поэтов.

Однажды, он прочитал статью бывшей советской учительницы о книге Александра Николаевича Радищева " Путешествие из Петербурга в Москву". Позиция автора была близка ему за то, что она была на стороне А.Н. Радищева.

К великому его разочарованию, рецензия на её статью женщины, считающей себя выше автора статьи, выглядела безграмотной и злой. Читая её критические опусы,  Анатолий был  возмущён тем фактом, что в новые времена, безграмотные люди, кто случайно оказался выше другого человека на ступенях социальной лестницы, начали диктовать другим людям свои взгляды на новую жизнь. Естественно, что их взгляды были реакционными.

Прочитав статью о А.Н. Радищеве и рецензию, Анатолий вспомнил советскую школу, вспомнил о том, как в пятом классе Анастасия Михайловна, рассказывала об этой книге, и о жизни её автора. В его душе остался неприятный осадок от рецензии неизвестной рецензентки, высказавшей свои реакционные взгляды.

Неожиданно для себя, он вспомнил слова учителя истории Евгения Павловича : " При капитализме простым людям ждать нечего от власти буржуазии, но не нужно падать духом из-за этого: время и история движутся по "временной" спирали; прошлое повторяется, но уже на новом уровне.
Капитализм - это не  конечная общественная формация. Самое важное в новые  времена то, что люди знают о том, что новая мировая война может стать для человечества последней в его истории. Сознание этого охлаждает самые "горячие"  головы от начала крупного конфликта. Жизнь продолжается, поэтому не утеряна надежда на то, что жизнь в России будет меняться в хорошую сторону для всех народов, живущих в ней. Её недавнее  прошлое - капитализм,  на очередном временном витке истории уйдёт  прошлое время. Его пребывание в ней - дело времени". 
 


Рецензии
Россия в обойме кап. отношений. жизнь диктует свои экономические правила.Так я думаю. С уважением и пожеланиями добра! Елена.

Артемидия   10.09.2019 12:40     Заявить о нарушении
Уважаемая Елена!

Спасибо Вам за рецензию и за доброе пожелание. Я Вашу точку зрения.

Всего Вам хорошего!

Александр Андриевский   10.09.2019 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.