Зачем нужны гости

Алексей был добрым мужем, жили хорошо, но Кате казалось, что он, как бы давая одной рукой, другой что-то да отберёт. Не спросит, что ей надо, чего она хочет, а любит делать сюрпризы, действует по своему усмотрению. Так и сейчас, пришёл с работы весёлый, возбуждённый, заявил:
— Катюня! Вечером еду на вокзал встречать Илью Захаровича!  Он на пару дней заедет, я его, конечно, к нам пригласил. Ты тут приготовь чего-нибудь, профессор непритязательный, простой человек! Мы с ним не раз…
Рассказы про компанейский характер профессора Катя давно знала наизусть, но сегодня чужой, очень уважаемый человек приедет к ним в дом, а дома!..
Позавчера во второй половине дня Катя вернулась из санатория. Путёвку, вот так же в виде сюрприза, принёс Алексей. Да, они планировали её отъезд, Катя собрала справки и подготовила документы, но достаточных денег пока не было, ждали дня зарплаты. Алексей нашёл, как он выражается, «халтурку», подработал нужную сумму – прекрасно! Но вот так, не объявляя,  оплатить путёвку, самому определить день отъезда, преподнести сюрприз, радостно, с широкого плеча!.. Это ставило Катю в тупик, мешало внутренне собраться и подготовиться. Ехать уже завтра, у Кати голова пошла кругом! Что же, собралась, поехала, не стала укорять мужа, портить ему радость. Ей повезло с погодой: весна пришла солнечная, быстро стаял снег, и можно было бродить по сосновому бору, дышать и наслаждаться отсутствием каждодневных бытовых хлопот. Первый пенсионный год принёс ей этот подарок.
Она неплохо подлечилась, отдохнула, но когда вернулась домой, увидела, насколько за три недели запущена квартира. Нужна была генеральная уборка, как говорит мама, необходимо отмыть «поганые углы». Катя надела очки и ужаснулась: плита  вся в потёках, на кафеле следы жирных брызг, краны заляпаны… Что и говорить, кухня невозможно грязная, в каждой комнате чуть ли не свалка вещей, пыль, свалявшаяся клоками мха. Ужас! Вчера она начала наводить порядок, разобрала свой чемодан, подмела, но надо было сходить в магазин и приготовить обед. А сегодня… «Вот не было печали! Надо ещё постельное бельё подготовить. Ещё ванну почистить и все раковины… Пол мыть, ковёр пылесосить!..» Муж, конечно, на работе, потом на вокзал поедет – встречать гостя. Сын второй учебный год в Москве… Помощников нет. 
Катя поняла, что немного разленилась в санатории: как-то не очень спорились привычные дела, но постепенно втянулась в работу и почти всё успела сделать. Оглядела кухню, прошлась по комнатам: «Вот зачем нужны гости – как стало дома хорошо! Так скоренько порядок восстановился! Ох, и устала же я! Но зато…  Одно портит настроение: чужой человек ночевать будет, не выйти из спальни кое-как, утром лицо привести в норму…»  Звонок в домофон застал её перед зеркалом: «Запомнил, что просила позвонить, не открывать самому, чтобы не застать меня врасплох», – мысленно похвалила Алёшу.
Илья Захарович за пролетевших со свистом пять лет сильно сдал. Когда Катя открыла дверь и стала смотреть вниз на поднимавшихся по лестнице, первое, что увидела, была круглая блестящая плешь профессора, а в ту их встречу там поблёскивал только пятачок в окружении густых седых волос. Лицо выглядело серым, постаревшим и каким-то одутловатым. Тепло поздоровались, и Катя удивлённо спросила:
— Илья Захарович, а где ваши вещи?
— Да тут всё, в карманах, Катенька. Я портфель в гостинице оставил, зачем он мне?.. Торт, вот, за верёвочку держу, – и протянул Кате коробку и букет тюльпанов.
«Какой молодец, в гостинице ночует!» – улыбалась гостю Екатерина.
За столом мужчины, чокнувшись рюмками с коньяком, сразу заговорили, заспорили о политике.  Потом, дружно жуя, перескакивали с темы на тему: о преподавании, о том, как переменились студенты, в чём их преимущества перед прежними, а в чём уступают…  Катя не вслушивалась, меняла блюда, подрезала, подкладывала, присаживалась на пару минут к своей тарелке и наскоро пожевав, снова суетилась вокруг стола. Алексей, разрумянившийся, бодрый, не уставал её подгонять, распоряжался по поводу смены закусок, напоминал о том, что она и без него знала. Она немного досадовала на него: «Хочет показать, какой он рачительный хозяин! Мол, жена, да не ослушайся мужа!» Когда возвращалась в очередной раз с кухни, услышала разговор, тема которого очень её заинтересовала.
— Ты, Алексей, извини меня, но ты ж мне – ученик мой любимый, как сын. Никак не решаюсь тебе сказать, вроде бы не моё это дело…
— Да что вы, Илья Захарович! Конечно, вы мне, как отец! Всё говорите, что надо. Мой-то папка в три годика от меня отказался…
— Да, Лёша, подло это. Вот я про то, что надо очень ценить родных людей! Пять лет нет со мной Натальи Васильевны. Помнишь её?
— А то как же! Такая заботливая, добрая была. А какой преподаватель!..
— Да, ты прав. Но вот я про что…  Смотрю, как ты руководишь своей Катей, и вижу себя, старого дурака. Так же всё указывал, требовал, подгонял… Нет, не со зла, даже без особой нужды, просто, привычка была такая, мол, я тут главный! А похоронил подругу мою сердечную, и так мне стало горько и стыдно за всё это! Вернуть бы, я бы с радостью любые её указания исполнял, слушался бы охотно. Она без меня, без моих указок сама всё лучше меня знала, а я… Наблюдаю и у тебя, Алёша, эту манеру распоряжаться, начальство из себя изображать. А ты усмири свою прыть. Не прикажи, попроси, она, как птичка, на крылышках прилетит, всё сделает. Да почаще спрашивай жену, мол, чего ты хочешь? Скажи, родная, я сделаю… Похвали, поблагодари. Что молчишь?
— Слушаю, на ус мотаю. Правду вы говорите, зарываюсь я… Буду думать, исправлять положение. Она в санатории была, так мне одному на луну хотелось выть.
Катя вошла с полной фруктов вазой, с тортом на блюде. Алексей взял из её рук то и другое и стоял не зная, что делать. Катя засмеялась, устроила вазу в центр стола, нашла, как расположить торт, пошла за чайником.
Гость засиделся дотемна, Алексей вызвал такси, пошёл проводить Илью Захаровича. Катя успела убрать со стола, начала мыть посуду. Муж зашёл на кухню, обнял её, за плечи.
— Отдыхай, Катюша, я домою тарелки. Спасибо тебе, очень хвалил тебя учитель.
Она хотела было храбро отказаться от помощи, но спохватилась и просто сказала: «Спасибо, милый». Нежность переполняла её. Душа почувствовала почти неуловимую, прекрасную перемену в их отношениях, словно далёкое, молодое чувство обновило привычные, начавшие тускнеть будни жизни.
Ночь глядела в окно чуть прищуренным глазом месяца, ритмичным мерцанием звёзд. Алексей мирно и тихо дышал, в густые пряди её волос на виске. Кате не спалось. Она не думала, не вспоминала, не пыталась разобраться в свих чувствах, а просто принимала сущее, наполняясь ощущением счастья. «А… вот для чего нужны гости! Не просто гости, а добрые, мудрые, неравнодушные. Они видят со стороны и не молчат о наших ошибках», – ещё успела она поймать свою мысль и уплыла в прекрасный, золотой, как свет месяца, сон. 


Рецензии
Людмила, здравствуйте!
какой замечательный гость Илья Захарович. Столько от него положительной энергии и заботы. Наверное, каждому из нас порой не хватает вот именно слова такого наставника, чтобы в жизни что-то наладить, подстроить, устроить...
Прекрасный рассказ!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   29.05.2023 09:44     Заявить о нарушении
Спасибо! Думаю, Вам дано не только понимание человеческой доброты, но и сама доброта.

Людмила Ашеко   29.05.2023 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.