Н. В. Устрялов. Так достал Сталина Нострадамус...

Великое противостояние
Николай Устрялов. Нострадамус, как классовый враг
Пётр Романов

Биография

Николай Васильевич родился в Санкт-Петербурге. В 1900 году семья переехала в Калугу, где Николай окончил Николаевскую классическую мужскую гимназию с медалью. В 1908 году Николай Устрялов поступил на юридический факультет Московского университета. В 1913 году, защитив дипломное сочинение «Теория права как этического минимума», окончил университет с дипломом I степени и по рекомендации Вышеславцева и Трубецкого был оставлен при кафедре энциклопедии и истории философии права для приготовления к профессорскому званию. Весной следующего года он слушал лекции в Сорбонне и в Марбургском университете. В 1915—1916 гг. сдал магистерские экзамены и, после прочтения двух пробных лекций «Политическое учение Платона» и «Идея самодержавия у славянофилов», получил звание приват-доцента Московского университета. В это время он стал членом Конституционно-демократической партии.

В 1917—1918 учебном году он читал ещё и в Народном университете им. Шанявского курс по истории русской политической мысли.

В 1918 году он переехал в Пермь, где вскоре был избран ординарным профессором Пермского университета. Здесь на юридическом факультете он представил свою магистерскую диссертацию «Теория права, как минимума нравственности, в исторических её выражениях». На юридическом факультете он читал курсы «Общая теория государства и права» и «Государственное право иностранных держав»; на историко-филологическом факультете — курс «История политической мысли XIX века»[1].

После занятия Перми белыми войсками он перебирается в Омск, затем в Читу, в начале 1920 года оседает в Харбине.

«В 18 г[оду], когда начался террор, был в Калуге председателем губ[ернского] кадетского комитета. От ареста чудом спасся — бежал в Москву: взяли заложником моего брата, но, к счастью, не расстреляли (он и сейчас в Калуге — доктором). Потом — очень скоро — пришлось бежать и из Москвы. Бежал в Пермь… В Перми отчаянно голодал, читал лекции в университете и наблюдал невероятнейший террор уральского совдепа (но — разные характеры! — совсем при этом не испытывал чувств, обуревавших в аналогичном положении З. Гиппиус, — см[отрите] её дневник) до тех пор, пока Пермь не перешла к войскам Колчака. Немедленно переехал в Омск и до самого падения правительства принимал живейшее участие в белой борьбе. В Иркутске после захвата его красными несколько дней спасался в подполье, но потом опять-таки „чудом“ спасся — уехал с японским эшелоном на восток — в Харбин. Здесь и живу: профессорствую на Юридическом Факультете. В Харбине сразу
же выступил противником дальнейшей гражданской войны. Этот период жизни запечатлен уже в моих книжках „В борьбе за Россию“, а затем „Под знаком революции“».
(Из письма Н. В. Устрялова Н. А. Цурикову, 27 октября 1926 г.)

Во время Гражданской войны Устрялов был на стороне белых, но по идеологической части — служил начальником пресс-бюро правительства А. В. Колчака[2]. Позже он пришёл к выводу, что большевики были единственной силой, способной восстановить могущество России, и стал поддерживать Советский Союз, который, по его мнению, как редиска, был красным лишь снаружи, но оставался белым внутри. Особенно поразило Устрялова то, как большевики подчинили малые народности, полагая это по сути имперской политикой. Как диссидент-радикал, Устрялов был насильно выслан из страны и провёл некоторое время в Китае (Харбин) и Франции. Тем не менее он продолжал поддерживать русскую революцию, СССР и в особенности Сталина и его стиль правления. Эту особенность Устрялова отметил израильский советолог Михаил Агурский в своей работе «Идеология национал-большевизма». Среди прочих попутчиков революции наибольшее значение он отводит харбинскому учёному, предвидевшему неизбежность преображения коммунизма и интернационализма в настоящую национальную власть с подлинным вождём государства во главе.

В Харбине Устрялов основал журнал «Окно», а вместе с другими диссидентами в 1921 году опубликовал ряд статей под названием «Смена вех», в которых развивал свои националистические идеи. Изначально его последователи называли себя сменовеховцами, но позже взяли себе название национал-большевики, заимствуя термин у Эрнста Никиша. Сам Николай Васильевич Устрялов термин «сменовеховизм» (в его время использовалось понятие «сменовехизм») не любил:

    «Сменовехизм… Я не люблю этого термина и неповинен в нём. Он был выдвинут моими европейскими друзьями и вскоре прочно привился и в эмиграции, и в России.
 Теперь он стал этикеткой, которую бесполезно пытаться сорвать или подправить. Бог с ней, — пусть остаётся!..»[3].


В 1925 году Устрялов побывал в СССР, в Москве и Калуге, провёл здесь около полутора месяцев, встречался с С. А. Котляревским, С. Ф. Кечекьяном, В. Н. Муравьёвым.

В 1926—1935 гг. работал в качестве советника на КВЖД. Жил очень богато — ему был выделен особняк площадью 189,6 м?[2]. Во время конфликта на КВЖД 1929 года был уволен, но 1 января 1930 года восстановлен на службе, хотя особняк ему дали уже много меньшей площади (106,75 м?), который он освободил уже в 1931 году[5].

Устрялов был маститым учёным, обладавшим энциклопедическими познаниями, он буквально поражал студентов качеством своих занятий.


Общественно-политическая деятельность Н. В. Устрялова не была незамеченной в Москве. Его характеристика прозвучала на XIV съезде ВКП(б) в 1925 году в докладе И. В. Сталина: «Он служит у нас на транспорте, — сообщал лидер СССР. — Говорят, что он хорошо служит… ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении партии, мечтать у нас не запрещено». В 1925 году на Политбюро рассматривалась книжка Устрялова «Под знаком революции», её издание было запрещено[6].


Гибель

6 июня 1937 года был арестован, 14 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР обвинён в «шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации» и в тот же день расстрелян.

20 сентября 1989 года Н. В. Устрялов был реабилитирован.


Николaй
Васильевич
Устрялов
Жизнь и смерть под перекрёстным огнём

Николая Васильевича Устрялова русские политики, привычно разместившиеся на идеологических полюсах, ненавидели при жизни, не жалуют и сегодня. Его имя, хотя именно он в тяжелейшие для многих времена нравственных колебаний после октябрьской революции («покраснеть» и работать на Советы или податься в эмиграцию?) сумел объяснить, вроде бы, очевидную мысль: власть меняется, а Россия остаётся. Не нужно служить ни красным, ни белым, надо служить России.

Новая доктрина, которую взяла на вооружение немалая часть русской интеллигенции начала зарождаться практически сразу же после Октября и там, где её меньше всего можно было ожидать - в агитпропе колчаковского правительства, который возглавлял правовед, мыслитель и блестящий публицист Николай Устрялов. Будучи сначала директором пресс-бюро отдела печати при Верховном правителе (Колчаке) и Совете министров, а затем одновременно начальником отдела иностранной информации Русского бюро, Устрялов уже в 1919 году предсказал ход дальнейших событий в послереволюционной России. Своего рода русский политический Нострадамус.

Ещё служа белым, он разочаровался в них и стал с любопытством анализировать то, что происходило в стане красных. Когда большинство белых ещё верило в свою победу, Устрялов уже верил в возникновение, причём, на долгие годы, большевистского государства. Когда Ленин ещё грезил «мировой революцией», Устрялов уже знал, что её не будет, и предсказывал, что режим большевиков неизбежно пройдёт через свой термидор. То есть, всё придёт примерно к тому, что произошло во Франции, когда революция сначала, как Сатурн, сожрала своих детей, а затем привела к власти диктатора.

При всём своём неприятии большевистской революции Николай Устрялов, ничуть не сомневаясь, как многие её сегодняшние критики, называл революцию «великой» и «национальной». Так же, как никогда не сомневался в том, какую огромную подготовительную работу для прихода к власти большевиков, не желая того, провела русская интеллигенция.


Идеи Устрялова рассыпаны по различным публикациям. Бoльшая их часть появилась в Харбине, куда он эмигрировал после разгрома Колчака, а потом даже в «Правде» и «Известиях», когда бывший колчаковец вернулся на родину. (Кстати, много ли вы знаете примеров, чтобы большевистская «Правда» публиковала статьи бывших колчаковцев?) Если до революции Николай Устрялов во многом находился под влиянием идей, высказанных авторами знаменитого сборника «Вехи», то после революции он издаёт со своими сторонниками в Париже новый журнал, который символично называет «Смена вех». Ядовитые стрелы летели в «сменовеховцев» и нового Нострадамуса как со стороны красных, так и со стороны непримиримой белой эмиграции. Устрялов к этому беспощадному перекрёстному огню относился философски и на критику реагировал спокойно, отвечая: «Мы научились отличать отечество от большевистского «превосходительства», как вместе с первым поколением «веховцев»
отличали его от царского».

Те же, кто понимал Устрялова, верно подмечали, что он принял не большевиков, а реальность и искал для своей страны выход из того безумного хаоса, в который погрузилась в революционные годы и годы Гражданской войны Россия.

Многие критики Устрялова упрекали его в наивности, предупреждая, что он суёт голову в пасть льва. Это была не наивность. Возвращаясь на родину из эмиграции, Устрялов прекрасно отдавал себе отчёт в степени риска, но считал своим долгом вернуться, если сможет принести России хоть какую-то пользу. В 1923 году Устрялов пишет: «Революция есть… великое несчастье, а социалистическое правительство в России — правительство немножко (или даже достаточно) помешанных».
Просто и с «помешанными», ради России, — заключал Устрялов, — надо работать.

Сами «больные», то есть руководство большевиков, относились к Устрялову, конечно, с ненавистью, однако долго терпели, считая публициста своего рода мостиком к русской эмиграции. Логику выгодности использования для советского государства специалистов из числа «бывших» они - как временное и вынужденное явление - принимали. Но невероятно раздражала меткость, с которой Устрялов в своих статьях подмечал все признаки перерождения советской власти. Сами вожди многое предпочитали не замечать, а тут какой-то бывший колчаковец… Между тем, чем дальше партия уходила от Октября, тем дальше она уходила и от своих былых лозунгов, обещаний, от самой марксистской теории, от ленинизма, от социальной справедливости, от интернационализма. Как однажды с иронией заметил Устрялов, «железные рыцари революции» просто тонули в калужском тесте»

В своих работах Устрялов шаг за шагом проследил, как ленинский интернационализм трансформируется в сталинский национал-большевизм. Он признавал огромное влияние Сталина на жизнь страны и самой партии. Но каким сарказмом сопровождалось это признание: «Великая историческая роль Сталина. Он окружил власть нерассуждающими, но повинующимися солдатами от политики: мамелюками. Достойна восхищения его расправа с партийным мозгом. Сливки партии стали воистину битыми сливками. Я читал на днях «Большевика» и «Ком. Интернационал» - и ошеломлялся: у партии не осталось ни одного идеолога, ни одного теоретика, ни одного публициста. Ни одного!.. Поразительно ловкими маневрами, быть может, даже бессознательно, как медиум… партийный диктатор завершил процесс формальной дереволюционизации, всеобщей мамелюкизации правящего строя. Прощай, допотопный… подлинный революционизм! Здравствуй, новая, прекрасная, великая
государственная лояльность! Да здравствует усердие вместо сердца и цитата вместо головы»!

Ленин на XI съезде партии назвал Устрялова откровенным и умным «классовым врагом», а Каменев четырьмя годами позже — «самым проницательным врагом диктатуры пролетариата». И, тем не менее, Устрялова терпели довольно долго — этот Нострадамус нередко видел куда дальше большевистского политбюро. Более того, как считают некоторые исследователи, немало решений Сталина появилось после прочтения им работ Устрялова. Так что какое-то время Николай Устрялов, не подозревая того, был своего рода советником генсека «на общественных началах».

«Он служит у нас на транспорте (одно время Устрялов работал на КВЖД). Говорят, что хорошо служит. Я думаю, что ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении нашей партии. Мечтать у нас не запрещено. Но пусть он знает, что, мечтая о перерождении, он должен вместе с тем возить воду на нашу большевистскую мельницу. Иначе ему плохо будет».

К 1937 году Нострадамус Иосифа Виссарионовича уже окончательно «достал» и тот отдал приказ от Устрялова избавиться. Николай Васильевич был арестован по обвинению в связях с японской разведкой и маршалом Тухачевским. Бред, конечно, но в ту пору о мотивах ареста не очень задумывались. 14 сентября Нострадамуса расстреляли.


Устрялов был классическим «эволюционером». Подталкивать время вперёд, как когда-то рекомендовал народовольцам революционер-террорист Андрей Желябов, по мнению Устрялова, было опасно и бессмысленно. Время – не телега, застрявшая в луже. Его ни вперёд не сдвинуть, ни затормозить. А вот работать на своё Отечество: строить, лечить, учить — надо обязательно. Потому что власть меняется, а Россия остаётся.

vid1.ria.ru›ig/infografika/i1/evolute/ustrealov/


Модест Колеров, 30 августа 2017, 21:19 — REGNUM

Трудно представить себе, кто ещё в России ХХ века пользовался таким громким влиянием на публичную политическую дискуссию и политическую борьбу в самых верхах власти, каким пользовался Николай Васильевич Устрялов (1890?1937), не будучи совершенно никем, кроме как просто «практическим философом» и публицистом, одиночкой, в чьи формулы решили вцепиться большевистские вожди Ленин, Бухарин, Троцкий, Сталин, нарицательное имя, жупел, от чьих формул шарахались вожди белой эмиграции. Когда настал этот интеллектуальный и властный триумф, Устрялову едва исполнилось тридцать лет. Когда триумф этот преодолел свой зенит, Устрялову едва исполнилось тридцать пять. Всё дальнейшее в его жизни было осознанной жертвой: причём в жертву, призванную подтвердить высшую ценность и искренность своей мысли, Устрялов принёс не только себя, вернувшись в Россию-СССР как раз накануне Большого террора, но и свою семью, последовавшую за ним.

Он заплатил своей жизнью, и тюремное фото Устрялова перед его расстрелом, кажется, говорит о его полном сознании. В его взгляде нет обычных для идущего на более чем вероятный расстрел растерянности и дискомфорта, хорошо знакомых по тюремным фото вчера ещё властвовавших советских интеллигентов и палачей. С тюремного фото Устрялова в вечность смотрит человек, по-прежнему имеющий идейную власть, хоть последние его сочинения, уже во внутрисоветской жизни, слабы,
оппортунистичны и очень нехороши.

Это — власть поступка. Может быть, власть личной победы русского интеллигента тогда, когда «сдача и гибель советского интеллигента» начала звучать как едва ли не законный художественный жест.

Подробности: https://regnum.ru/news/2315708.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.


 Задача  данной  статьи - как  заложен  трагический  уход  из  жизни  НИКОЛАЯ  ВАСИЛЬЕВИЧА  УСТРЯЛОВА  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

   Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если  на  Вашем экране будет смещение цифр  и  букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


  20   38   57   74  106 118 133 136    150 160 171 186 198 199 209    212 213 231 241 253 282 288 291 301 325
   У    С    Т     Р     Я    Л    О    В        Н    И    К    О    Л    А    Й        В    А    С     И    Л    Ь     Е    В    И    Ч
 325 305 287 268 251 219 207 192    189 175 165 154 139 127 126    116 113 112   94   84   72   43   37  34   24


  14   24   35   50   62   63   73      76   77   95  105 117 146 152 155 165 189    209 227 246 263 295 307 322 325
   Н    И    К    О    Л    А     Й       В    А    С    И    Л     Ь     Е    В     И    Ч       У    С     Т     Р    Я    Л    О     В
 325 311 301 290 275 263 262    252 249 248 230 220 208 179 173 170 160    136 116   98   79   62   30  18     3


 УСТРЯЛОВ  НИКОЛАЙ  ВАСИЛЬЕВИЧ  =  325  =  170-ЛИШИЛСЯ  ЖИЗНИ  +  155-ВЫСТРЕЛ  В  ГОЛОВ(у).

Если  составить  таблицу  с  этой  дешифровкой,  увидим  5  совпадающих  столбцов.

Если  составить  таблицу  из  "глубинных"  дешифровок, проходящих  по  обеим  таблицам  кода  ПОЛНОГО  ИМЕНИ, то  мы  увидим  22  совпадающих  столбца:

  325 = У(бийство) + (ра)СТР(ел)Я(н) (в го)ЛОВ(у) + (жиз)НИ К(онец) + О(т) (выстре)ЛА (погибши)Й + В(незапн)А(я)  С(мерть) + (г)И(бе)ЛЬ(ное) (излияни)Е (кро)ВИ (внутри)Ч(ерепное).


Код  ДАТЫ  ГИБЕЛИ:   (14.09.1937)    Это = 42-\ 14 + 09 + 19 \-УБИЙ... + 37-СТ... =  79 = УБИЙСТ(во).

  325  =  79-УБИЙСТ(во)  +  246-ВЫСТРЕЛ  В  ГОЛОВУ  В  УПОР;   СМЕРТЬ  ОТ  ПУЛИ  В  ГОЛОВ(у).


Код  ДНЯ  ГИБЕЛИ:  178- ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ  +  140-СЕНТЯБРЯ  =  318.


  24   30  49    77   94  108 109 114 137 138 157 172 178    196 202 216 235 267 269 286 318
   Ч    Е    Т     Ы    Р     Н    А    Д    Ц    А    Т    О     Е        С    Е    Н    Т     Я     Б     Р    Я
 318 294 288 269 241 224 210 209 204 181 180 161 146    140 122 116 102   83   51   49   32


             318  =  297-\ 184-СМЕРТНАЯ  КАЗНЬ  +  83-ЛИШЕНИЕ \  +  51-ЖИЗНИ.

             318  =  235-\ 184-СМЕРТНАЯ  КАЗНЬ  +  51-ЖИЗНИ \  +  83-ЛИШЕНИЕ.


             318  =  178-\ 32-РАН(ение)  +  146-РАНЕНИЕ  ПУЛЕВОЕ \  +  140-ПУЛЕВОЕ  РАНЕНИ(е).

Если  составить  таблицу  из  этой  дешифровки,  можно  увидеть  4  совпадающих  столбца.

Рассмотрим  "глубинную"  дешифровку  в  полном  виде:

   Человекоубийцами  убит + ранение  пулевое + смерть моментальная +  гибель + расстрелян.

Для  составления  таблицы  берём  эту  дешифровку  в  сокращённом  виде:

  318 = ЧЕЛОВЕКОУБ(ий)ЦА(ми) (уби)Т + (ранение пулев)ОЕ + С(мерть мом)ЕНТ(альна)Я + (ги)Б(ель) + (расст)Р(ел)Я(н).

В  таблице  с  такой  дешифровкой  мы  увидим  15  совпадающих  столбцов.


                325  =  318-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ  СЕНТЯБРЯ  +  7-В  Г(олову).


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:   76-СОРОК  +  97-ШЕСТЬ  =  173.


  18   33   50   65   76     101 107 125 144 173
   С    О     Р    О    К       Ш    Е    С     Т    Ь
 173 155 140 123 108     97   72   66   48   29


Рассмотрим  "глубинную"  дешифровку:

  С(удебный)  (пригов)ОР О К(азни) + (совер)ШЕ(ние) (убий)СТ(ва) + (казн)Ь.

В  таблице  с  такой  дешифровкой  мы  увидим  все  10  совпадающих  столбцов.


Смотрим  столбец  в  нижней  таблице  кода  ПОЛНОГО  ИМЕНИ:


155  =  ВЫСТРЕЛ  В  ГОЛОВ(у)
____________________________
173  =  СОРОК  ШЕСТЬ


                318-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ  СЕНТЯБРЯ  =  173-СОРОК  ШЕСТЬ  +  145-ЖИЗНЬ  ПРЕРВАНА.


Код   ДАТЫ  РОЖДЕНИЯ:   (25.11.1890)  -  25 + 11 + 18 + 90 = 144.


                325  =  144-(код  ДАТЫ  РОЖДЕНИЯ)  +  79-(код ДАТЫ  ГИБЕЛИ)  +  102-ЗАСТРЕЛЕН;  СМЕРТЬ.


Рецензии