альбом для выпускного

Альбом для выпускного

- Уроки сделала?
Нина стояла в дверях дочкиной комнаты и видела, что дочь ее не видит. Не видит и не слышит. Она в наушниках.
Из наушников льется музыка. Ритмичная музыка. Когда в своей молодости  Нина слышала такую музыку, она всегда ритмично подергивала руками, ногами, а если была возможность, то и танцевала. Но она точно не смогла бы слушать ритмичную музыку в наушниках и спокойно, деревянно лежать при этом.
Нина подошла к дочери, тронула ее за руку. Дочь встрепенулась, открыла глаза, сдернула наушник.
- Че, мам?
- Уроки сделала?
- Не-а.
Странно. Так спокойно и равнодушно она об этом говорит.
- Почему?
- А толку-то? У нас все равно их не проверяют.
- Как - не проверяют?
- Не, ну русичка сказала, что ей наши тетрадки не нужны. Историчка иногда вызывает по параграфу, но если ей скажешь, что, типа, не поняла тему, она двойку не ставит. Лит-ру у нас ваще никто не читает. Кстати, мам!
- Что?
На душе Нины было скверно и безысходно. Все, что дочка говорит, - это так и есть. Она была на родительском собрании в начале года. Вначале их собрали в актовом зале, и директор сказал, что отныне в каждом классе будет электронная доска. Что она, эта доска, безусловно, поможет в деле образования детей.
А потом они пошли по классам, и Нина увидела черный экран доски. И ей стало тоскливо. Такой экран везде: у нынешних телевизоров, планшетов, смартфонов. И дети постоянно крутятся вокруг этого «прогресса». Им бы зелененькую досочку и беленький мел. И чтоб к доске вызвали и заставили этим мелом пример решить или слово разобрать: приставка там, корень, суффикс... окончание... нулевое...
Да, нулевое окончание, видимо, ждет ее дочь в этой школе. В смысле знаний.
Нина честно пыталась серьезно говорить с дочерью. И про чтение, и про историю. Про то, как страшно, что они сейчас ничего не читают и ничего не хотят знать. Нина готова была почитать вслух какое-нибудь программное произведение по литературе. Стена! Она долбилась в стену и не понимала: где она проглядела? Где она упустила? Как незаметно дочь из маленькой хорошенькой девчушки превратилась в подростка, потом в девушку. И взор ее все стекленел, а знаний... такое ощущение было у Нины, что знаний с каждым годом все меньше.
«Что делать?» - этот извечный вопрос потряс ее своей актуальностью и остротой.
Нина пыталась показать дочери советские фильмы. Первым решила показать что-нибудь легкое, интересное и веселое. На ум сразу пришла «Ирония судьбы». Она усадила дочку смотреть, предвкушая, какое та получит удовольствие.
Минут через двадцать Нина увидела, что дочь, послушно сидя у экрана, на экран вовсе не смотрела. Ее взгляд был устремлен в себя.
- Тебе не интересно? - в ужасе спросила мать.
- А че тут интересного-то? Это и есть ваше хваленое советское кино?
Да, Нине уже давно было страшно. Ее подруги говорили, чтобы она не принимала все так близко к сердцу. Что все они сейчас такие.
Почему-то большинство ее коллег не парилось, что дети не читают, не учатся. А Нина вот парилась. Но вопрос: что делать? - оставался открытым.
...- Да мама!!! - орала дочь.
Нина встрепенулась.
- Что?
- Я тебе сто часов рассказываю! Нас завтра фотают на выпускной альбом. Ты мне кудри сделаешь завтра? И кофточку беленькую погладь, ок? А то я ее прожгу!
- Хорошо. Голову завтра вымой.
Назавтра пришлось вставать рано-рано. Фото на выпускной альбом у нынешнего поколения было чем-то до того важным, знаковым, что о нем говорили еще задолго до этого дня.
Нина крутила дочке волосы. Потом та достала огромную косметичку ( Нина уже давно смирилась, что дочь покупает себе много дорогой косметики). У самой Нины не было и четверти всех жмулечек, которые были у дочери. Оказывается, что сейчас важно иметь не менее пяти-семи предметов для одних только бровей. У Нины был один предмет: щипчики. И ей вполне хватало.
Дочь с накрученными и уложенными локонами всерьез колдовала над своим лицом. Полчаса она возилась с глазами. Потом тон, пудра, румяна. Потом губы. Тут тоже не все просто. Затушевать, накрасить, стереть, обвести, накрасить, промокнуть, сбрызнуть, нанести блеск.
В итоге на мать смотрело юное существо непонятного возраста: то ли десять, то ли двенадцать, то ли шестнадцать лет. Не больше. Ее дочь переживала, что не выглядит на почти 18.
Умелый макияж, огромные ресницы, продуманный маникюр. Да... в этом ее дочь была профи...
Так начался этот день.
Нина понимала, что уроков в школе сегодня явно не будет. Всё будет подчинено фотографированию. И учителя тоже подключатся к этому важному процессу. Между прочим, каждый такой альбом обошелся родителям в три с половиной тысячи. Конечно, не шуточки.
Придя домой, Нина полезла в шкаф. Там хранились фото.
Вот ее фото выпускного класса. Просто фото. Всех расположили в три ряда и сфотографировали. Все в синей школьной форме ( тогда девочки старших классов перешли с коричневой на синюю), прически по моде тех лет. Кто-то из девочек с накрашенными губами. Но в основном, какие есть.
Тут же попались выпускные Нининых родителей. Мама, папа...
Нашлась и прошлогодняя общая фотография дочкиного класса. Каждый сфотографирован в отдельности. Так же, как и на фото родителей. Фото - а внизу имя и фамилия.
Нина разложила все фото рядом.
Пришла дочь, стала рассказывать подробности дня. Она была возбужденная, шумная.
Нина выслушала ее и сказала:
- Я там нашла выпускные фото. Свою и дедушки с бабушкой. Хочешь - посмотри.
- О, класс!
И дочь убежала в комнату.
Ее долго не было. Нина заволновалась.
Она пошла за дочерью. Дочь сидела притихшая. И в глаза ее были в слезах. Она обхватила голову руками, и с ужасом смотрела перед собой. Нина испугалась не на шутку.
- Доченька! Ты чего? Что с тобой?!
Дочка серьезно посмотрела на маму.
- Мама... Я ведь когда-то видела уже эти фото.
- Ну конечно!
- Мама! Посмотри на лица! На лица тех, кто с бабушкой, с дедушкой. Даже с тобой! Ведь мы ровесники здесь!
- Ну... и что..?
- Да смотри же!
- Ну смотрю.
- Неужели не видишь разницу?! - закричала дочь.
- Вижу. Я вижу очень большую разницу. Но я не знаю, что увидела ты.
- Я увидела, что мы накрашенные глупые куклы в сравнении с теми нашими ровесниками. Они взрослые, они умные. Они не пропадут в этой жизни - это видно по их лицам! А мы! Мы НИЧЕГО не знаем! Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ! Я!!! НИЧЕГО! НЕ ЗНАЮ! Как жить? Что делать? И что толку в этом нашем альбоме? Кого он изобразил? Девочек с макияжем в модных одежках и мальчиков с модными прическами и подвернутыми узкими штанами. Чтобы обязательно все увидели их волосатые щиколотки! Мама! Это останется моим детям! Я как кукла! Обнимаюсь с этими мальчиками!
И дочь заплакала - горько, безутешно.
А Нине полегчало.

Н. Ж.


Рецензии