Смерть японским шпионам

Мой дед, по матери, Трутнев Владимир Яковлевич, был японским шпионом. Я смотрю на эти фотографии - и у меня не то чтобы слёзы, нет. Но горькое вещество какой-то безмерной боли и обиды течет из головы моей в сердце и растекается в нем всё глубже.
От мамы я знал: да, расстрелян в 38-м, реабилитирован в 50-е. Дело происходило в Иркутске. Ниже я постараюсь дать некоторые формальные грани этой истории.
Но предварить это надо вот чем. Когда-то вместе со мной учился на заочном факультете парень из Иркутска. Работал он видеооператором на иркутском телевидении, а дважды в год мы встречались в Москве на сдаче сессий. Однажды, за пивом в кафе, в разговоре с ним я кратко упомянул о деде. Он с интересом выслушал. Потом сессия закончилась, и мы не виделись полгода.
На следующую сессию он снова появился в Москве и сходу ошарашил меня новостями. Оказалось, этот человек не поленился заявиться, со своим удостоверением телевизионщика, в архив Иркутского Управления ФСБ и изложил вкратце то, что знал о моем деде. Спросил, возможно ли хоть как-то познакомиться с материалами того давнего дела (оказывается, имевшего тогда в Иркутске немалый резонанс). Его выслушали и, как это ни странно, познакомиться с делом разрешили.
Его пригласили в отдельную комнатку за канцелярский стол, принесли папку “Дело” и разрешили читать и даже делать выписки. Кажется, ему дали для ознакомления часа два. (Здесь же для порядка находился и сотрудник архива.) И человек мой погрузился в изучение. Бумага для записей у него с собой, слава богу, была. А когда время истекло, сотрудник тот, поразмыслив, позволил себе сделать моему парню даже подарок: вынул из “Дела” и протянул ему дедов профсоюзный билет.
И билет этот он мне привез. И не только его: по возвращении из архива домой он распечатал свои записи и также привез их теперь мне. От себя он даже нарисовал мне от руки карту квартала, где жила семья деда, и обозначил тот самый двухэтажный деревянный дом (дом стоит до сих пор!). Господи, как благодарен я был и остаюсь ему!.. Сейчас я уже не помню, как зовут этого замечательного парня, но я безумно благодарен тебе, брат.
Вот они передо мной, эти его распечатки. Их довольно много. Вот, в частности: биографические данные, содержание надписи на обложке Дела, Справка на арест, Обвинительное заключение, Выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Иркутской области (стилистика и орфография оригиналов сохранены мною полностью).
Итак:
Трутнев Владимир Яковлевич
Уроженец города Иркутска 4 апреля 1901 года. Родился и проживал по адресу г. Иркутск переулок Пионерский дом 1 кв 3.
Мать - Елизавета Афанасьевна
Жена - Валентина Васильевна
Дочери - Ирина 12 лет, Нина 9 лет (возраст на момент ареста Трутнева)
Имел особые приметы: высокого роста, имел залысины.
Расстрелян от 25 октября 1938 года заседанием “тройки”.
Был директором геофизической обсерватории г. Иркутска.
Закончил Иркутский Политехнический институт, профессия: геофизик.
*
СССР
Н.К.В.Д
1-й спец.отдел УНКВД И.О.
Управление по восточно-сибирской области
Дело № 7034
По обвинению Трутнева Владимира Яковлевича по статьям 58-1 и, 58-7, 58-10 и 58-11.
Начато 4 мая 1938
Окончено 24 октября 1938
Жалобы гр. Трутнева
Нет, запросить прокурора ЗАБВО (Забайкальский военный округ Р.В.)
/печать/ дело взято на тематический учет
по разделам 6
томам Японская разведка
11 марта 1943 /подпись/
*
Утверждаю
Начальник Управления НКВД по Иркутской области
Старший майор государственной безопасности
Малышев
СПРАВКА
на арест Трутнева В.Я.
Трутнев Владимир Яковлевич, 1901 рождения уроженец гор. Иркутска
русский, гражданин СССР из семьи бывшего чиновника,
беспартийный, грамотный,
снят с работы директора геофизической
обсерватории, работает заведующим лабораторией
“Фундаментстроя”,
проживает Иркутск Пионерский пер. №3 кв 1
Является участником шпионско-монархической К/Р организации
Что подтверждается показаниями арестованных участников К/Р
Организации ОВЧИННИКОВА, ПАВЛОВА и КУЗНЕЦОВА
“...связь с японской разведкой поддерживали участники нашей шпионско-монархической организации: я - ОВЧИННИКОВ и Трутнев…” (из показаний Овчинникова)
“...в шпионско-монархическую К/Р организацию я был завербован в феврале 1936 г Трутневым…” (из показаний Кузнецова)
На основании изложенного, Трутнев Владимир Яковлевич подлежит аресту и привлечению к уголовной ответственности по Ст. 58-1/а, 58-7, 58-10 и 58-11 УК РСФСР.
Оперативный уполномоченный 4 отделения
Лейтенант государственной безопасности /Сверчков/
“Согласны”
Начальник 4 отделения
Лейтенант государственной безопасности /Разин/
начальник 4 отдела УГБ
Лейтенант государственной безопасности /Бучинский/
*
Обвинительное заключение
По следственному делу №7034 по обвинению Трутнева Владимира Яковлевича
Произведенным по делу расследованием установлено, что Трутнев В.Я. является участником шпионско-монархической организации с 1936 года, в которую был завербован участником этой же К/Р организации бывшим белогвардейцем Кузнецовым.
Кроме этого по шпионской к/р деятельности был связан с резидентом японской разведки Бондарь - б/зав. радиостанцией бюро погоды под руководством которого на протяжении ряда лет вел шпионскую работу, передавая ему данные о состоянии погоды по Авиалиниям Восточной Сибири и Забайкалья.
Лично завербовав в К/Р шпионско-монархическую организацию Павлова П.В. - зав. Мех. Управления Гидрометеорологической службы озадачив его на вербовку новых участников.
По заданию Кузнецова проводил вредительскую разрушительную работу с целью развала сети метеостанций, импортное оборудование для радиостанций не использовал и преждевременно разрушал.
Наряду с этим имел организационную связь с участником шпионско-монархической организации Кузнецовым А.Н. - бывшим белым офицером, Корчагиным (неразборчиво), Овчинниковым Н.В. - быв. царский чиновник.
На основании изложенного обвинения:
Трутнев Владимир Яковлевич 1901 г ………. обвиняется в том, что является участником шпионско-монархической К/Р организации по заданиям которой собирал и передавал шпионские данные для японской разведки, проводил вредительско-разрушительную деятельность в Управлении гидрометслужбы, занимался вербовкой новых членов в к/р организацию.
То есть в преступлении (список вышеуказанных статей УК РСФСР)
*
Выписка
из протокола №5 заседания Тройки УНКВД Иркутской Области
от 25 октября 1938
СЛУШАЛИ:
Дело 4-го отдела УГБ УНКВД №7034 по обвинению Трутнева Владимира Яковлевича (анкетные данные).
Обвиняется в том что являясь агентом японской разведки собирал сведения шпионского характера и передавал их вышеназванной разведке. Виновным себя признал.
ПОСТАНОВИЛИ:
Трутнева Владимира Яковлевича РАССТРЕЛЯТЬ с конфискацией всего лично принадлежащего имущества.
*
Примерно вот так. Но есть еще кое-что, возможно, “проливающее свет” на те события. От своей родной тётки Нины, младшей маминой сестры, я услышал в своё время еще и такую вот версию, причем услышал, когда мы были с ней один на один…
В 30-е из Ленинграда всё ещё высылали куда-нибудь подальше, в Сибирь, уже, по-видимому, последние волны “белогвардейского отребья”. Таким вот образом попала в Иркутск и некая вдова расстрелянного белого офицера. Понятно, что дамы такого происхождения были, как правило, хорошо образованы, и для власти было бы просто глупо ставить их куда-нибудь к станку. В общем, ей разрешили работать кем-то в упоминавшейся здесь выше Геофизической обсерватории, где на тот момент и директорствовал мой дед.
Далее, в тёткином изложении, следовала лишь сухая констатация того факта, что у деда с этой дамой случился роман. И, разумеется, нашлись добрые люди из окружения, чтобы довести этот факт до компетентных органов. Вот, собственно, и конец версии.
Так это или нет на самом деле - теперь это уже неизвестно никому. Сейчас я просто пытаюсь холодно представить себе, могла ли быть “выявлена и обезврежена шпионско-монархическая контрреволюционная организация”, да и вообще целая “японская шпионская сеть” - только лишь на основании доноса о романе деда с этой женщиной... Мне не хватает на это фантазии, нет. Или же под этих “контрреволюционеров-монархистов” копали уже и без того?..
И еще одно. Да, я не являюсь в этих вопросах специалистом, но всё-таки: на кой чёрт японской разведке в 30-е годы данные о состоянии погоды по Авиалиниям Восточной Сибири и Забайкалья?..
Конечно, я прекрасно знаю, что обо всём подобном сказано уже давно и сказано много. Возможно, даже слишком много - судить не мне. Но да, “пепел Клааса” стучит и в моё сердце и иногда не дает мне покоя. И говорю вам: пусть будут прокляты на все времена имена всех этих тварей - малышевых, сверчковых, разиных, бучинских и прочих-прочих... Аминь.


Рецензии