PROТюмень район Калинка

Чуть более 100 лет назад Тюмень стала первой железнодорожной станцией в Сибири.

Вокзал и мастерские построили на расстоянии версты от городского центра, там, где рельсы упирались в речку Тюменку — она текла здесь в глубоком овраге.

За железной дорогой были осиново-березовые колки и небольшие хвойные полесья, несколько мелких карасевых озер, поля для выпаса скота и болотца — обычный равнинный сибирский пейзаж.

В начале XX века за железной дорогой тюменский купец Семенкин построил лесопилку и двухэтажный дом с мезонином для себя.

Дом его стоял там, где недавно поставили девятиэтажный бетонный небоскреб — на углу улиц Волгоградской и Большевиков (это район Маяк).

До 1981 года, пока дом купца не разобрали, в нем жили несколько семей рабочих железной дороги.

При Советской власти лесопилку купца внушительно расширили и назвали заводом «Большевик», позже первая улица вдоль железнодорожных путей стала носить название «Завод «Большевик».
Сохранилась память о некоторых первых домах по этой улице:

дом N 44 — длинный барак.

Дом N 42 — построен в 1942 г. рабочими-путейцами на трудовых субботниках. В нем была столовая, общежитие, а в 1948 г. — первая в поселке двухклассная школа почти на сотню ребятишек. Начальная школа размещалась здесь до середины 60-х гг. XX века. Потом домик стал практически непригоден для использования, большие окна забили фанерой, но в нем все равно кто-то живет.

У перекрестка с улицей 9 Января, где теперь девятиэтажная башня, лет 20 назад красовались два довольно больших барака, построенные тоже в военные годы.

Железнодорожники насадили по ул. Волгоградской яблони, дубы, тополя. В 1924-м на свободной территории вдоль железной дороги начали строить жилые дома для рабочих. Наиболее интенсивно шло строительство в 1931—1935 гг., когда наркомом путей сообщения был А. А. Андреев. В те годы города, улицы и площади называли именами еще здравствующих «вождей мирового пролетариата» и их соратников, каковым и был Андреев Андрей Андреевич. Тюменские железнодорожники увековечили фамилию своего наркома, назвав в его честь главную улицу поселка. Постепенно и сам растущий поселок стали называть Андреевским.

Улицы, пересекавшие главную, получили названия Сталинградская (теперь Волгоградская), им. Петра Кривоноса — первого стахановца на железных дорогах Союза ССР (теперь Мира), Декабристов. Кстати, толковый парень был комсомолец Кривонос. Работал машинистом в Донбассе. В 1935 году за счет правильной эксплуатации паровоза и знания своего участка пути начал водить грузовые поезда с небывалой в те годы скоростью — 40—50 км в час.

К началу Великой Отечественной войны строительство поселка остановилось на улице Декабристов.

В 1954 г. улицу Андреева переименовали в Калинина — в честь М. И. Калинина, долго занимавшего пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, так называемого «всесоюзного старосты». Постепенно и сам поселок тюменцы стали называть именем Калинина (или, в просторечье, Калинка), но не забыли и старое название.

Географически поселок ограничен с севера железной дорогой, а с остальных сторон раньше его опоясывала троллейбусная линия, проходящая по улицам Конституции, Зои Космодемьянской, Интернациональной до аэропорта «Плеханово». Однако многие считают, что Калинка — это все застроенное пространство от «железки» на юг до кольцевой автомобильной дороги, с востока ограниченное Червишевским трактом. Как бы то ни было, район Калинки весьма молодой, так как основывался в Советские годы, и пестрит названиями улиц тех времен: Куйбышева, Большевиков, Ленинградская, Декабристов, Карла Маркса.

В 50-е годы в районе Калинки был открыт магазин «Маяк».

Он быстро стал известным почти на всю Тюмень. Там можно было купить и одежду, и посуду, и разные мелочи, необходимые в хозяйстве. Завозили даже дефицитный товар.

Этот магазин также дал название району, в котором находился.

После развала СССР магазин какое-то время стоял закрытым, потом заработал снова, но, конечно, уже успел потерять свою громкую славу. Кстати, магазин подарил свое имя не только району, но и рынку, гаражному кооперативу, кафе и детскому клубу. Сейчас на месте магазина «Маяк» супермаркет.

Район разрастался, новые улицы появлялись вдали от тех, что дали название территории Калинки.

В 60-е годы конец Волгоградской улицы был застроен целым комплексом пятиэтажек. В этом районе появились детские сады, школы, сквер Авиаторов.

А границы улиц Интернациональная, Ленинградская, Волгоградская, Локомотивная, Кремлевская вошли в район Маяка. Как вы понимаете, район Маяк значительно больше района поселка Андреевский или Калинки.


Рецензии