Создание аватара. Гл. 15 Карлос Авелин
«Позапрошлой ночью мне показали
нынешнее состояние теософии и теософских
обществ с высоты птичьего полета. Я увидела
горстку искренних и верных теософов в их
смертельной схватке с миром вообще,
и с остальными теософами —
номинальными, но честолюбивыми».
(Е.П. Блаватская 1)
Трагично или комично, но заблуждение имитирует истину, и истинная теософия всегда была окружена множеством часто блестящих и эффектных форм псевдо-теософии. Один из ярких примеров этого оккультного закона можно найти в создании теософского культа вокруг личности Джидду Кришнамурти (1895-1986гг.). Даже сейчас есть последователи Кришнамурти, хотя о них довольно мало можно услышать; г-жа Радха Бернье - президент Адьярского общества с 1980 года - является одним из самых верных их лидеров.
1. Эти два предложения взяты из сборника «Дружественный философ» Роберта Кросби, изд. Теософия, Лос-Анджелес, 1945 г., стр. 389. Они в свою очередь взяты из письма HPB к Уильяму Джаджу от 12 августа 1887 года, весь текст которого опубликован в журнале «История теософии», январь 1995 года, стр. 164165.
Кришнамурти было 14 лет, когда его «нашёл» в Адьяре Ч. У. Ледбитер. До этого Анни Безант и Ледбитера вели длительные беседы с неким «Господом Христом». Вскоре после этой находки, мальчик был официально представлен миру как высокий посвященный и будущий аватар, носитель самого Господа во втором пришествии.
Что касается ожидаемого возвращения Христа, то Е.П. Блаватская объясняла так:
«Можно сделать два очевидных для всех вывода…: а) «пришествие Христа» означает присутствие Христа в возрожденном мире, а вовсе не фактическое пришествие в теле «Христа» Иисуса; б) этого Христа не следует искать ни в пустыне, ни «в потаенных комнатах», ни в святилище храма или церкви, построенными человеком; поскольку Христос — истинный эзотерический Спаситель — не человек, но Божественный Принцип в каждом человеке. Тот, кто стремится воскресить в себе Дух, распятый в нём его собственными земными страстями и глубоко похороненный в «склепе» его грешной плоти; кто нашел в себе силы откатить в сторону камень материи от дверей своего внутреннего святилища, тот воскрешает в себе Христа. («Ибо вы храм Бога Живого» - II Кор.6:16)» 2.
В этом, как и в других местах, слова HPB вполне понятны. Но лидеры Адьяра были настолько заняты, следуя своим собственным ожиданиям, что у них не было времени заглянуть в теософию. Затем была организована
«Либерально-католическая церковь» для того, чтобы служить «носителем» для Кришнамурти или Христа. Орден Звезды должен был стать главной мессианской организацией. Теософское общество Адьяра и его эзотерическая школа были преобразованы во вспомогательные инструменты для
2 «Эзотерический характер Евангелий», «Собрание сочинений Е.П. Блаватской ", T.P.H., USA, том VIII, стр. 173.
эксперимента пришествия. Катехизисом нового Учителя должна была стать брошюра «У ног Учителя», умно написанная Ледбитером и преподнесенная как результат наставлений Адепта-Учителя, сказанных для Кришнамурти, который в то время якобы записывал за ним.
Мэри Латьенс, близкий друг Джидду Кришнамурти и его основной биограф, сообщает в первой главе своей книги «Жизнь и смерть Кришнамурти», что его мнимые записи «исчезли». Единственный оригинал этого религиозного буклета, который когда-либо видели, был отпечатан на пишущей машинке Ч. У. Ледбитером. Когда Кришнамурти стал взрослым человеком, он отрицал авторство брошюры «У ног Учителя». Она никогда не была включена в сочинения Кришнамурти. Фонды Кришнамурти не продают её. Тем не менее, «авторство» по-прежнему номинально приписывается издателями Адьяра «Альционе» или псевдониму, данному Ледбитером Кришнамурти в его фантастической книге «Жизни Альционы».
Несомненно написанная в стиле Ледбитера брошюра «У ног Учителя» содержит многие из его заблуждений относительно духовного пути. Ложное авторство этой небольшой книжки является одним из основных литературных фальсификаций на долгом пути «епископа» Ледбитера. Со времени своего первого издания брошюре отводилось особое место членами Адьярского общества. Тысячи теософов все еще верят в подлинность этой брошюры. Мало кто из них читал свидетельства бывшего международного секретаря Общества Адьяр Эрнеста Вуда, который долгие годы был личным помощником Ч. У. Ледбитера. В своей автобиографической книге Вуд рассказывает историю выдающегося юного адьярского теософа, г-на Субрахманияма. В 1910-1911 годах Субраманьям оказался свидетелем откровенного разговора между юным Кришнамурти и его отцом. В присутствии Субрахманияма на вопрос об авторстве брошюры «У ног Учителя», Джидду Кришнамурти ответил отцу на языке телугу:
«Книга – не моя; они приписали её мне».
Глубоко пораженный Субрахманам рассказал об этом своему близкому другу Вуду. «Плохие новости распространяются быстро» говорит известная пословица. Как только миссис Анни Безант рассказали об этом, она позвонила Субрахманам из своего президентского кабинета. Миссис Безант сказала ему, что просто «невозможно», чтобы Кришнамурти говорил когда-либо такое. Затем она предложила Субраманьяму на выбор, либо «немедленное опровержение, либо изгнание из Адьяра».
Будучи не в состоянии жить в тяжёлой атмосфере официальных идеализированных фантазий, Субрахманам сопротивлялся давлению. Он не отрекся от своих слов и поэтому должен был немедленно и навсегда покинуть Адьяр. Он вернулся в свой родной город, и Вуд сообщает, что по какой-то причине Субрахманам «умер вскоре после этого, хотя он был еще почти мальчиком» .3
С момента своего появления в 1910 году буклет-бестселлер «У ног Учителя» имел большой успех, что способствовало созданию мессианской организации «Орден Звезды Востока». С точки зрения г-жи Безант, созданию нового Мессии не должны были мешать никакие неудобные факты, такие как диалог, свидетелем которого был Субрахманам. Был использован факт написания мальчиком «взрослого текста» и представлен как «феномен». Это было нечто совершенно необычное. Казалось, это служило убедительным доказательством того, что Христос / Майтрейя действительно решил вернуться. Все, что нужно было сделать, это поверить в пиротехнический показ воображаемых чудес.
Эрнест Вуд пишет об «Ордене Звезды», который распространился по всему миру: «Тысячи членов теософского
3 «Разве это теософия?», Эрнест Вуд, Лондон: Rider & Co., 1936г., Paternost House, EC, перепечатано Kessinger Publishing LLC, MT, USA, 318 стр., см. стр. 163.
общества устремились в новое движение. Некоторые держались в стороне, в том числе и я. Некоторые критиковали его по разным причинам. Один или двое высказывали мнение, что Кришнамурти не достаточно хорошо знал английский язык, чтобы написать эту брошюру. Я был вполне согласен с ними, но я объяснял это словами из предисловия, в котором говорилось, что Кришнамурти не сам писал книжку, а это были слова Учителя. Тем не менее, проблема заключалась в том, что Кришнамурти не мог связать правильно предложения знаками препинания. На мой взгляд, не мог он написать и предисловие. На это я не получил ответа. Подождём, придёт ли Учитель». 4
Эрнест Вуд считал, что брошюра была слишком простой и неглубокой, чтобы иметь такой успех. Вуд рассказывает об откровенном разговоре с Ледбитером:
«Я высказал свое мнение: восхитительная книжка, но очень простая. Достаточно ли в ней содержится наставлений, чтобы привести к «правильному Пути», к первому посвящению, о котором описала миссис Безант в своей книге? Да, сказал г-н Ледбитер, более того, если полностью следовать этим наставлениям, можно стать Адептом».
Ледбитер говорил так, как будто он был великим мудрецом. В Адьяре были настолько сильны фантазии относительно самомнения, что через несколько лет, в 1925 году, Анни Безант заявила об одном замечательнейшем факте: она сама, а также Ч. У. Ледбитер, Дж. Кришнамурти, Джордж Арундейл и другие стали Адептами и теперь являются «учителями и посвященными пятого круга». По какой-то причине, вскоре после этого заявления стало очевидно, что Безант потеряла здравомыслие и душевное равновесие, как пишут об этом Мэри Латьенс и Эрнест Вуд.
4 «Разве это теософия?», см. стр. 162.
Г-н Эрнест Вуд продолжает описывать свой разговор с Ледбитером:
«Я заметил, что в рукописи было одно или два любопытных места. Они были очень похожи на стиль самого г-на Ледбитера, и было несколько точно таких же предложений, как в его книге, которую мы уже приготовили для печати. Он сказал мне, что действительно хотел бы сам написать такую книгу. Что касается упомянутых мной предложений, то он сказал, что обычно присутствовал в астральном теле, когда Учитель учил Кришнамурти; он запомнил некоторые предложения... »5
Ледбитер объяснял всё. Что касается Анни Безант, Вуд сообщает, что она сама решила назвать книжку «У ног Учителя». Конечно, в его возрасте Кришнамурти не интересовался книгами или сочинениями. Все, что он должен был делать, это внешне играть роль молодого посвященного и будущего мессии. С другой стороны, содержание буклета значительно отличается от учения Учителей. Г-жа Джин Овертон Фуллер так пишет о беседе с г-жой Латьенс:
«Я разговаривала с Мэри Латьенс об этом. Она склоняется к мысли, что сочинение, скорее всего, было написано Ледбитером». 6
Содержание брошюры подтверждает это предположение. В брошюре «У ног Учителя» несколько раз встречается слово «Бог». «У Бога есть план», - говорится в брошюре. «Если [кто-то] находится на стороне Бога, то он с нами», - настойчиво утверждается в брошюре. Автор говорит: «Ибо ВЫ - Бог, и вы будете только теми, какими пожелает Бог» .7 Кроме того, в предисловии Кришнамурти заставляют
5 «Разве это теософия?», Эрнест Вуд, см. стр. 161.
6 «Кришнамурти и ветра», Ж. Овертон Фуллер, Theosophical Publishing House, Лондон, 2003г., 300 стр., см. стр. 23.
7 «У ног Учителя», автор: Альциона, Theosophical Publishing House, Wheaton, IL, USA, изд. Pocketbook, 1984г., 32 стр. см. стр. 9.
сказать: «Это – не мои слова; это – слова Учителя, научившего меня».
Интересно узнать, что тот самый Учитель, который согласно Ледбитеру продиктовал буклет Кришнамурти, писал о Боге в своем знаменитом Письме 10 из «Писем Махатм». Истинный Адепт говорил: «Ни наша философия, ни мы сами не верим в Бога, и в меньшей степени в того, чье местоимение пишется с заглавной буквы». 8
Ледбитер - тайный автор буклета - заставляет своего воображаемого Учителя говорить так: «... Слушайте Его голос, который является ВАШИМ голосом» (стр. 9). А истинный Адепт учит: «ПОСТОЯННОЕ чувство крайней зависимости от Божества, которого человек считает единственным источником силы, заставляет его терять всякую уверенность в себе и всякий стимул к активной и творческой жизни. Начав с создания отца или своего руководителя, он становится словно мальчик, оставаясь таким до старости и ожидая, что его будут вести за руку в самых мелких и больших жизненных ситуациях». 9
Ледбитер заставляет своего «Учителя» сказать: «Бог есть мудрость, а также любовь; и чем больше у вас мудрости, тем больше вы можете проявить Его»(стр. 12). А в «Письмах Махатм» Письмо 134 (Письмо о Праяг) можно прочитать следующие слова Махатмы: «Вера в богов или бога, а также другие суеверия привлекают к себе миллионы чуждых сил, живых существ и могущественных агентов,
8 «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., Pasadena, CA, USA, 1992г., 494 стр., см. Письмо X, стр. 52. Цитата находится в первых строках письма. В хронологическом издании «Письма Махатм» (TPH Philippines) оно соответствует Письму 88.
9 «Письма Учителей Мудрости», 1870-1900гг., Первая серия, переписанная Ч. Джинараджадасой, TPH, Adyar, Madras (Ченнаи), Индия, 1973, см. Письмо 43, стр. 95.
для избавления от которых, нам пришлось бы применять особые усилия. Нам бы не хотелось этого делать». 10
Учитель объясняет, что адепты вряд ли могут приблизиться к людям, которые верят в такие суеверия, как «бог или боги». Резкий контраст между двумя точками зрения можно объяснить тем, что Ч. У. Ледбитер - учитель Кришнамурти - не выдержал проверку на ученичество вскоре после того, как ему был определён испытательный срок в 1880-х годах. В результате он не был допущен в эзотерическую школу HPB, пока она была жива.
Что касается «вопроса о Боге», это не просто вопрос «личного мнения». Это связано с практическим вопросом решающего значения в оккультном обучении. Вера во всесильного Бога или поклонение воображаемым Адептам с «неограниченной силой» является важным пунктом идеализированной версии ученичества, созданной А. Безантом и Ч. У. Ледбитером. По их мнению, самостоятельность должна быть полностью оставлена ради «преданности». В этом, как и в других аспектах, они очень походят на священников Ватикана.
Пункт за пунктом брошюра «У ног Учителя» противоречит истинной теософии. В ней, например, говорится, что физическая чистота имеет большое «оккультное» значение. Ледбитер был немного
10 «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., Письмо CXXXIV, стр. 462. В хронологическом издании, Филиппины, Письмо 30, стр. 95.
11 По возвращении в Лондоне после нескольких лет жизни в Азии, вместо того, чтобы попасть к эзотерическую школу HPB, Ледбитер присоединился к «Внутренней группе» г-на Альфреда П. Синнетта, как пишет Синнетт в своей «Автобиографии» (Теософский исторический центр, Лондон, 1986г., 65 стр.). Именно в этой группе Ледбитер развил свои низшие сиддхи во время месмерических и медиумистических сеансов, на которых они разговаривали с ложными адептами. К тому времени группа Синнетта уже враждебно относилась к работе HPB. В 1894 году, спустя три года после смерти HPB, Анни Безант присоединилась к группе этих введенных в заблуждение людей. Совпадение это или нет, но в том же году Безант начала преследовать Уильяма К. Джаджа, который оставался верен HPB.
озабочен в этом отношении, и в брошюре «У ног Учителя» есть следующая рекомендация кандидатам на ученичество: «Тело – это ваше животное, лошадь, на которой вы едете. Поэтому (.....) вы должны кормить тело должным образом, давать только чистую пищу и питьё, и содержать всегда совершенно чистым, без мельчайшего пятна грязи. Без совершенно чистого и здорового тела вы не сможете выполнять трудную работу по подготовке в ученики, вы не сможете вынести непрестанного напряжения». 12
Запомним слова «всегда совершенно чистым» и посмотрим, что сами Учителя говорят о личной гигиене на физическом плане. В «Письмах Махатм» адепт объясняет г-ну Синнетту:
«Наши лучшие, самые образованные и самые святые адепты – из расы «сальных тибетцев» и пенджабских сингхов. А вы знаете, что лев, согласно пословице, является грязным и неприятным зверем, несмотря на его силу и мужество». 13
Используемое здесь слово «сингх», является мистическим именем, относящимся к тому же Учителю Мудрости, который написал это письмо. Метафорическая идентичность Махатм и «львов» заключается в том, что на санскрите слово «сингх» означает «лев».
Из этого можно сделать вывод, что восточные адепты часто бывают физически «сальными» или грязными. Их обычные ученики иногда даже отказываются показываться в чистой одежде, как пишет Махатма в том же письме. На самом деле один из его чела решительно отказался доставить письмо Альфреду Синнетту, потому что HPB попросила его появиться в «более чистом персональном виде», чтобы не оскорблять западных предрассудков г-на Синнетта насчёт «грязных людей». Учитель объясняет Синнетту, что начинающий ученик не согласится
12 «У ног Учителя», стр. 9-10.
13 «Письма Махатм», T.U.P., см. Письмо IV, стр. 15. В хронологическом издании (Филиппины T.P.H.), Письмо 5.
поступать подобно челам незаконных соперничающих сект, которые настоятельно рекомендуют соблюдение физической чистоты (см. стр. 16 в издании T.U.P.).
Этот случай свидетельствует о том, что и Учителя, и ученики уделяют мало внимания вопросу физической чистоты. Он также указывает на то, что истинный Учитель вполне уважает независимость своих учеников, которые вправе следовать своим собственным предрассудкам относительно физической чистоты. В том же письме, помимо признания ошибки своего челы, Учитель ссылается на пример западных святых, высказывающихся против физической чистоты:
«Снова предрассудки и мертвая буква. На протяжении более тысячи лет, - пишет Мишелет, - христианские святые никогда не мылись!»14
Можно спросить, какова истинная причина того. что Ледбитер распространял такую «оккультную фобию» в отношении физической грязи? В своем эссе «Тотемы и табу» Зигмунд Фрейд предлагает нам объяснение психиатра. Такая фобия, по словам Фрейда, связана с маниакальным неврозом: «Наиболее распространенной из маниакальных идей является обмывание водой (одержимость обмыванием)». 15
Ученичество или эзотерическое обучение является внутренним процессом, который не только сохраняет, но и укрепляет независимость ученика; а это совершенно противоположно тому, что можно прочитать в брошюре «У ног Учителя» и в других книгах, относящихся ко времени Безант. Согласно большинству авторов Адьяра, будущий ученик должен совершенствовать полное и автоматическое подчинение предполагаемому Учителю. Это, как говорят они, должно быть сделано из чувства преданности. Такое учение было наиболее удобно для лидеров Адьяра, которые настаивали на
14 То же письмо IV, стр. 16.
15. «Тотемы и табу – сходства между психическими жизнями дикарей и невротиков», Зигмунд Фрейд, Dover Thrift Editions, Dover Publications, Inc., Минеола, Нью-Йорк, США, 1998г., 138 стр., см. стр. 25.
«посредниках» между воображаемыми учителями и остальной частью движения.
До начала 1950-х годов непосредственные «указания», исходившие от предполагаемых учителей, поступали через лидеров адьярского Т.О. и его эзотерической школы. Такая система действовала до Ч. Джинараджадасы. Хотя мнимая связь с учителями официально прекратилась при Н. Шри Раме к 1953 году, власть до сих пор оставалась сосредоточенной в руках международных президентов и «внешних руководителей» эзотерической школы, которые, согласно обычаю, неявно считались вроде Пап для остальных членов Общества Адьяра и вели себя как «оккультные представители Учителей».
В брошюре «У ног Учителя» можно прочитать такую прямую рекомендацию для верующего в слепое повиновение:
«Когда вы станете учеником Учителя, вы всегда сможете проверить правильность своей мысли, поместив ее рядом с Его мыслью. Ибо ученик един со своим Учителем, и ему нужно только вернуть мысль в мысль Учителя, чтобы сразу понять, соответствует ли она Его мысли. Если это не так, то мысль неверна, и он мгновенно меняет её на мысль Учителя, потому что мысль Учителя совершенна, и Он знает всё. Те, кто еще не принял Его, не могут этого сделать; но они могут помочь себе, часто останавливаясь, чтобы подумать: «Что бы Учитель подумал об этом? Что бы Учитель сказал или сделал в таких обстоятельствах? «Ибо вы никогда не должны ни поступать, ни говорить, ни думать без того, чтобы не представлять себе Учителя, делающего, говорящего или думающего». 16
Ложные положения, представленные в вышеупомянутых предложениях, заслуживают рассмотрения.
* Во-первых, брошюра предполагает, что ученик способен полностью воспринимать сознание и мысли своего Учителя. Эта точка зрения
16 «У ног Учителя», стр. 13-14.
отрицает тот факт, что существует огромная разница в умственном кругозоре и в карме между Адептом и его бедным, невежественным учеником.
* Во-вторых, брошюра предполагает, что ученик должен подражать своему Учителю, пытаясь имитировать его мысли, слова и действия. На самом деле, поскольку учитель и ученик являются двумя разными существами, которые обладают разным потенциалом мудрости, они неизбежно должны думать, говорить и действовать по-разному, если они верны себе.
* Лже-ученик полностью отказывается от самостоятельных размышлений или не несет никакой ответственность за свою жизнь и действия. Он скрывается за тем, что ему кажется мыслями Учителя. Конечно, чтобы облегчить «ученичество», «мысли от учителей» неявно или явно «передаются» ему адьярскими авторитетами в стиле Пап. Ему достаточно только «верить».
Вопрос гораздо глубже, чем в эзотерической философии, и более демократичен. Ученики не могут сравнивать свои личные мысли с личными мыслями любого Адепта. С другой стороны, они могут сравнить свои взгляды на ученичество с общепринятым учением Учителей по тому же вопросу, поскольку они по счастью записаны в «Письмах Махатм» и в других местах.
Такое сравнительное исследование показательно. То, чему Учителя фактически учат относительно ученичества, противоречит тому, что написано в брошюре «У ног Учителя» и, увы, во многих других более «поздних» сочинениях. Еще в 1882 году Учителя непосредственно боролись с «ересью слепого повиновения», которую также можно назвать «принципом умственной лени» механического, если не спиритического, послушания воображаемому Учителю. Адепт Гималаев писал:
«... у вас есть письмо от меня, в котором я объясняю, почему мы никогда не руководим нашими челами (даже самыми продвинутыми); и мы их не предупреждаем, предоставляя следствиям, вызванным причинами их собственного творения, учить их лучше всего посредством опыта. Пожалуйста, имейте в виду это конкретное письмо. Перед концом цикла любое заблуждение должно быть отброшено. Я верю вам и полагаюсь на вас, что вы полностью очистите от них умы членов Праяга». 17
Главный педагогический принцип, касающийся независимости ученика, можно найти во всей статьях HPB / Учителей. Например, в «Письмах Учителей Мудрости» мы читаем такое обращение Махатмы к некой даме с альтруистическими намерениями: «Вы предложили себя в Красный Крест; но, сестра, существуют болезни и раны Души, которые никакое искусство хирурга не может вылечить. Можете ли вы помочь нам научить людей тому, что душевно больные люди должны исцелять себя сами?»18
Осознанная личная ответственность перед жизнью и законом кармы является основным условием для всех последователей теософии. То же самое относится к ученикам в миру, а также к кандидатам в ученичество.
Хотя мессианская попытка 20-го века, предпринятая лидерами Адьяра, явно провалилась, ее ложные представления все еще опьяняют умы и сердца теософов во всем мире. Подобные майявические идеи влияют на многих людей и за пределами самого адьярского Т.О..
Из-за магнетических механизмов коллективной кармы, как истина, так и иллюзия неявно воспринимаются несколькими теософскими группами на оккультном уровне. В результате этого потребность в личной проницательности крайне необходима. Хорошо бы последовать примеру Е.П. Блаватской, которая писала в «Разоблачённой Изиде»:
«Я не принимаю безоговорочно ничьих взглядов, ни живых, ни умерших». 19
17 «Письма Махатм А.П. Синнетту», T.U.P., Письмо LXXII, стр. 374. В хронологическом издании (T.P.H. Philippines) письмо 95, стр. 333.
18 «Письма Учителей Мудрости», переписанные Ч. Джинараджадасой, T.P.H., Адьяр, Индия, второе издание, 1973г., см. Письмо 72, стр. 129.
19 «Разоблачённая Изида», Е.П. Блаватская, Теософское издательство, Лос-Анджелес, Т. I, стр. Х.
В следующей главе мы последуем этому совету и рассмотрим «учение» Джидду Кришнамурти с точки зрения эзотерической философии.20
20 Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована в виде статьи в журнале «Fohat», Канада, выпуск осени 2007 года, страницы 64-68.
Свидетельство о публикации №218110601223