Немного о смысле

"Человек!..
Я вижу его гордое чело и смелые,
глубокие глаза, а в них — лучи бесстрашной Мысли,
той величавой силы, которая в моменты утомленья — творит богов,
в эпохи бодрости — их низвергает."
Человек, М. Горький

      Сейчас бы я хотел поговорить с тобой о смысле. Это моё размышление, которое не претендует на популярную психологию и, уж тем более, на какую-либо научность. Перед тобой лишь небольшой монолог о смысле жизни... не только жизни, а вообще о всяком смысле. Не знаю, часто ли ты задумываешься об этом, но я - да.  Особенно, в минуты уныния и печали. Так уж получилось, что мне пришлось некоторое время пребывать в лапах невидимого, но цепкого зверя - депрессии. Наверное, самое страшное свидание с этим зверем уже позади, но иногда бывают дни, бывают ночи, когда ко мне в душу через не затворённое окно сознания заглядывает неприятная морда этого животного. Вот тогда-то я и думаю о смысле. Зачем я живу? Для чего все мои старания и начинания? Чего мне ждать от этой жизни? Может быть, всё напрасно? Может быть, вообще ничего не стоит делать - даже жить? Всё равно ведь умрём, раньше или позже, какая разница?.. Риторический вопрос.
      Но вот какая получается штука. Чем больше мы думаем о смысле, тем быстрее он от нас ускользает. Это отнюдь не аксиома, это лишь моё уверенное предположение, навеянное чтением разных книг и собственными рассуждениями. Стоит только подумать о самом слове - “смысл”, и нам уже многое станет понятным. Смысл - это нечто, приходящее к нам с мыслью, “сомыслие”. То есть, говоря другими словами, это наследие разума - некоторая категория, которая определяется нашей способностью мыслить. И не просто думать, а мыслить о себе как о некоем обособленном создании в этом мире. Поверьте, у животных нет такого понятия, как смысл. Вернее, скажу по-другому - у них не существует вопроса “что есть смысл? осмыслена ли моя жизнь?” Каждый миг их существования и есть смысл. Но мы не простые животные, и для нас всё гораздо сложнее. Человеку вообще свойственно много чего усложнять в своей жизни. По словам Ирвина Ялома, известного экзистенциалиста, человек - это существо, ищущее смысл в бессмысленном мире. Очень меткое замечание, по-моему. Ведь, на самом деле, не существует какого-то глобального, вселенского замысла - это не есть какой-то абсолют, нечто реальное и существующее вне зависимости от нас. Вы не можете это увидеть, измерить, положить на хранение в банк. Солнце, например, есть абсолют - объект, который существует вне зависимости от наших с вами желаний. Или, вот, клавиатура под моими пальцами - это нечто реальное и объективное. Смысл же - нет. Возможно, тебя шокирует это заявление? Или, может быть, я услышу твой негодующий восклик - ты не прав! И я тебе отвечу - конечно же, не прав! Смысл существует, но живет он только  внутри нас. Снаружи нет никакого смысла, нет цели, нет содержания - есть огромный-преогромный мир, который абсолютно нейтрален к нам. Он не добр и не зол. Он не ангел и не демон. Он лишь - законы и правила вселенского универсума, он лишь - та бесконечность, которую мы будем пытаться познать и в погоне за этими знаниями утопать в вечности. Смысл не витает в воздухе, он не заложен в твоём генотипе, он не лежит в сейфе швейцарского банка, дожидаясь тебя. Нет. Но не расстраивайся, и не отчаивайся - до нас с тобой сотни великих людей искали ответ на вопрос, что же есть смысл и какова цель нашей жизни. И, наверное, самым правильным будет сказать, что единого ответа нет и не может быть, потому что это та задача, которую каждый из нас решает для себя сам.
      Известный мыслитель, психотерапевт и поистине мужественная личность Виктор Франкл приходит к выводу, что жизнь человека по сути своей никогда не может быть бессмысленной. И тут лучше, чем сам Франкл, я вам не смогу передать, поэтому вот его слова:

“Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.”

      Поистине золотые слова. Перечитай их ещё раз. Вникни в каждое слово, и ты поймёшь, что говорит нам Франкл - каждый момент нашего существования - твоего, моего, других людей - это тот кирпичик, который наполняет содержанием нашу жизнь. Каждая секунда твоего бытия, каждый твой вздох, каждый взгляд, каждая мысль, каждое прикосновение - это всё и есть смысл. Не жди чего-то сокровенного, не жди подарков с небес или лучезарных озарений - их не будет, ибо ты сам определяешь для себя смысл, ты сам даёшь ответ на этот вопрос. Вообще, я тебе очень советую почитать В. Франкла “Психолог в концлагере (сказать жизни “да”)” - небольшая по объёму, но наполненная очень глубоким содержанием книга. Произведение человека, который выжил в Аушвице, сохранил в себе частичку света и продолжал её нести людям после освобождения (вся его семья, которую он так надеялся увидеть, погибла). Так вот он, Виктор Франкл, заключенный концентрационного лагеря Освенцима, со всеми ужасами и лишениями того нацистского рабства - нашёл смысл жизни, цель в страдании и смерти; и он учил своих товарищей по несчастью, как жить дальше, как видеть смысл, казалось бы там, где его и быть не может... И я спрошу тебя - неужели мы не сможем найти его, построить для себя здесь, в этом мире?..
      Но, если всё так просто, то почему же многие несчастливы и продолжают считать свою жизнь бессмысленной? Я не буду говорить о других. Скажу о себе. Вот я, к примеру, имею неплохую работу, не беден, не инвалид, не обделён умением мыслить, не урод, по моему скромному мнению... Но почему, почему же я порой не вижу смысла? Почему я думаю, что всё моё существование никчёмно и бессмысленно? Да, такие мысли порой навещают меня, словно призраки из туманов таинственных долин. Ведь всё так просто сказано - смысл внутри нас, мы сами определяем его для себя. Так что же ты, вопрошу я себя, не откроешь этот смысл? Но мы можем с вами говорить сотни фраз, цитировать десятки гениальных людей, однако же не получим желаемого. Почему? Почему, казалось бы, логически построенная и прекрасно объяснённая мысль, не делает нашу жизнь счастливее? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Есть лишь догадки. Может быть, ты мне поможешь найти недостающие ответы?
      Первая моя мысль о том, почему же нам трудно принять всё то, о чём писалось выше - это неумение взять на себя ответственность. Даже нет, не так - нежелание и страх. Мы боимся принять всю ответственность за нашу жизнь, мы не хотим этого делать, и мы говорим себе, что во всём повинны обстоятельства, другие люди, родители, друзья, правительство, небеса, рок, судьба, Бог, дьявол, эпоха, наш неизменный характер, гены, пол и сотни других объяснений. И ведь как сладка мысль о том, что кто-то, а не мы, ломаем нашу собственную жизнь! Знали бы вы, как часто я обвиняю вышеперечисленных “субъектов” в своих неудачах! Как бесконечно долго могу роптать на судьбу за то, что она сделала вот так, а не эдак... Но это путь, который ведёт нас во чрево животного иго - туда, где человеком располагают обстоятельства, а не наоборот. Пожалуй, единственным существом на земле, которое имеет абсолютное право выбора, является лишь человек. Мы - те, кто наделён властью управлять окружающим миром. И мы - те, кто способен терять и обретать эту власть в минуты слабости и силы. Приведу для наглядности пару примеров. Лев - царь зверей - он всегда будет рвать плоть загнанной зебры или невнимательной лани у водопоя, ибо львы плотоядны - такова их природа. Когда новый самец приходит в прайд, повергнув прежнего вожака, он съедает его детёнышей. И это вовсе не потому, что лев плохой, а потому, что он хищник. Такова его участь, его жизнь и предназначение. Это справедливо для любого другого хищного животного. Как справедливо и то, что колорадский жук поедает картофель в силу своей природы, а не желания испортить полезное растение. Льву не стать ланью, жуку не суждено порхать бабочкой над бутонами цветов. У этих животных нет выбора, как им жить и что делать. У нас - есть. Мы можем убить, а можем даровать жизнь. Мы можем любить, а можем ненавидеть. Мы можем страдать, а можем наслаждаться. Здесь нам даровано великое преимущество - быть свободными. Но помните: свобода порождает ответственность, и даже отвергая свободу, вы совершаете свой выбор. Поэтому вместо проклятья фатума узрите в ответственности бесценный дар вселенной.
      Вторая мысль, которая мне приходит на ум - это отсутствие веры в самих себя. Мы не верим в себя, мы не любим себя, мы считаем себя жалкими и никчёмными.  Может быть, эти слова и не звучат явно в наших мыслях, но кто мы иначе, если полагаем, будто не можем изменить свою жизнь? А ведь мы можем. Не просто можем, а должны! Почему должны? Ответ уже был дан выше, но я напишу ещё раз - мы должны изменять свою жизнь таким образом, чтобы она вела нас к счастью. Это не вселенское долженствование, никто с вас не спросит за невыполнение этого долга. Но сама квинтэссенция нашего существования вопиёт о необходимости быть в гармонии с самим собой и окружающим миром. Это и есть счастье, обретаемое в смысле. Для каждого из нас счастье имеет свое определение, следовательно, никто, кроме нас не создаст ту уникальность и неповторимость бытия, которая позволит нам жить без страхов, тревог и сожалений. В  этом и есть наш смысл - проживать жизнь так, чтобы не появлялось утверждений “моя жизнь не имеет смысла”. Но нужно начать что-то делать. Нужно меняться. Скажу сразу, меняться - это страшно. Честно, порой у меня бывали бессонные ночи и ранние тревожные пробуждения от осознания того, что я решил как-то изменить свою жизнь. Да что там, и сейчас бывает. И я не говорю о каких-то глобальных переменах, не нужно спасать мир или пытаться накормить всех голодающих (хотя это вполне благородные цели). Начните с малого, но уж если вы решитесь - не останавливайтесь. Философия нам говорит, что мы либо движемся вверх, либо падаем вниз. Стоять на месте не получится. Мы всегда динамичны, а уж куда направляемся - в бездну мрака или к вершинам света, зависит от нас. Тяжело что-то менять в себе, вдвойне тяжелее, когда в жизни происходит драма - но именно в этот период нам как нельзя сильнее требуется быть стойкими и идти до конца. Говорю тебе - легко не будет. Строить свою жизнь - это тяжело, это труд, который требует каждодневных усилий. Но это те траты, которые окупают себя целиком; это то сеяние, которое даёт богатые всходы.
      Пожалуй, я и так уже достаточно слов написал здесь. Как водится, нужно подвести итог всему вышесказанному. Постараюсь быть кратким. Если ты говоришь себе - вот моя жизнь и она бессмысленна - знай, ты сам лишил себя смысла, ты сам не позволил себе быть свободным, опутав себя путами заблуждений. Хочешь жить осмысленно? Тогда не ищи смысл, он обретается твоей жизнью в минуты труда над собой.


Рецензии
По-моему, у Вас нет детей. Угадал?

Александр Сергеевич Круглов   11.11.2018 17:48     Заявить о нарушении
Угадали :)

Илья Цымбал   11.11.2018 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.