Шлифовальный круг
Фильм Клода Соте, 92-го года, с блестящей Эммануель Беар в главной роли.
Молодая женщина по имени Камилла – виртуозная скрипачка, живет с неким Максимом – обеспеченным продолжателем семейного бизнеса, который строит новый дом для их будущей совместной жизни, предусматривая там и комнату для занятий музыкой для будущей жены, рассчитывая, что она внесет в этот дом как женский порядок, так и свой беспорядок, придающий дополнительную прелесть общению с женщиной. Жизнь уравновешенная, спокойная – Камилла много репетирует, записывает свои музыкальные диски, готовится к гастролям, Максим уверенно ведет бизнес и обустраивает будущую семейную жизнь.
В сюжете появляется некто Стефан – партнер Максима, отличный и уже оценённый мастер, изготавливающий и обслуживающий дорогие музыкальные инструменты, включая скрипки, естественно, что уже приближает зрителя к французской интриге фильма, которая не заставила себя ждать.
Камилла, обратившись к Стефану с некой мелкой проблемой в своей скрипке, ни много ни мало – влюбляется в него, ничуть не скрывая своего внезапного чувства ни от подруг, ни от самого Стефана, сразу заявив ему об этом, ни – что более удивительно для русского зрителя – от Максима, которому тоже рассказывает о своих новых ощущениях, получив от него непостижимую поддержку и понимание.
Обладая достаточным и взрывным темпераментом, что видно даже исходя из абсолютно холодного, мужского характера, но сверх сексапильного вида этой блестящей молодой женщины, Камилла уже через несколько дней сама предлагает Стефану близость, и получает неожиданный отказ, в котором Стефан совсем отрицает в себе наличие пламенных чувств, сводя удовольствия жизни лишь к интересной работе. Можно предполагать, что именно эта скрытая особенность Стефана и была отмечена пытливым взглядом проницательной женщины, что и усилило её интерес к данному адюльтеру весьма своеобразного свойства, совершенно не заботясь о привычной для нас в таких пикантных ситуациях конспирации.
Получив отказ, Камилла ведет себя по-женски так, как это понятно даже русскому зрителю, где я в данном сюжете спокойно подлил себе чай в чашку: «Ну, это понятно…» Она устроила скандал, истерику, выпила целую бутылку крепкого алкоголя, её тошнило, увидев в таком состоянии Стефана она, естественно, наговорила ему гадостей, а подвернувшийся Максим наградил его еще и хорошей затрещиной, поддавшись женской нелогичности, вместо благодарности за сохраненную честь будущей жены. Но тут русская логика отступает - что там у этих французов в головах?...
Несколько дней все приходили в себя – Максим остановил бизнес со Стефаном, Стефан подумав, пришел к Камилле и заявил, что у него что-то начинает расти в душе на пустом раньше месте, на что Камилла, весьма по-русски и понятно, ответила, что а у неё , наоборот, все уже сгорело…
Шло время… Камилла уехала на гастроли, Стефан много работал, прошел почти год, прежде чем Максим зашел к нему в мастерскую с добрыми намерениями. Они поговорили, в том числе и о Камилле, которая много гастролировала, приезжала – уезжала, но жила еще с Максимом… Тут и она, вдруг, появилась, обменялась несколькими любезными фразами со Стефаном, и … конец фильма.
ОК. Мораль, какова же мораль? Все просто – спокойствие, только спокойствие… ничего не случилось, у культурной, талантливой женщины, вдруг, случилось мгновенное увлечение, и ничего более. И все окружающие, кроме неё самой, естественно, отнеслись к этому явлению женской природы совершенно спокойно и достойно. А для женщины, отказ мужчины во взаимности – есть гораздо больший эмоциональный удар, чем сам факт увлечения, что тоже следует отнести к особенностям женской природы. Вот вам, Господа – прямая роль искусства – оттачивайте ваши собственные эмоции на данном примере, который совершенно не характерен для нашей жизни, в которой только мельчайший намек на намерения женщины уже привел бы к разводам, скандалам, разделу имущества, и к последующей вражде до гробовой доски.
Как не вспомнить Ивана Бунина с его солнечным ударом? Именно такой удар и произошел с талантливой Камиллой – не помню уж, была ли чем - то талантлива героиня Бунина? Наверное, была, должна быть… Так что, видим тенденцию, подмеченную не одним автором, да собственно в этом и сомнений быть не может – спонтанность поведения, косвенное управление миром, холодный расчет на страстные, эмоциональные всплески – разряды энергии, которым сама женщина не придает никакого значения – есть драгоценные особенности наших прекрасных и талантливых подруг и партнёрш, которые и составляют одну из главных ценностей в нашей жизни, что подтверждает, кстати, и М.М.Жванецкий, интервью с которым я слушаю во время написания этой краткой рецензии.
Русский перевод названия фильма неоднозначен, на мой взгляд – «Ледяное сердце», хотя на английском это звучит как “Heart in Winter” - «сердце зимой», что может говорить не только о самом сердце, но и о окружающей его атмосфере…
Поискав в сети, я нашел, что блистательная Эммануель Беар во многом играла себя в этом фильме – Даниель Отой, исполнитель роли Стефана, был её первым мужем, с которым она разведена и имеет ребенка от него, а второго ребенка она имеет от другого мужа, с которым тоже разведена, и еще два партнёра известны, не оставившие детей в её жизни. И никто её не осуждает, а относятся спокойно, достойно и уважительно. Таким образом, вывод прост - творческие, свободные женщины – достояние любой нации, наверное они и у нас есть, одну я точно знаю, но, хотелось бы думать, что есть и другие, для других мужчин – уж очень привлекательный образ создала мадам Беар, и я лично, исходя из своего примера и опыта, могу засвидетельствовать большое счастье от жизни с такого рода женщиной…
Вся беда в том, что у нас таких женщин «адски мало», как говорил поэт Вознесенский… Вот в чем дело. Браво, мадам Беар, браво!
СПб,
2018, ноябрь
Свидетельство о публикации №218110601673