Следопыт это жизненная необходимость

 Летом , когда мне довелось каюрить с Афанасием Петровичем Яковлевым на озере Токо, потерялись у нас олени шесть голов. Поехали мы их искать. Вдруг он остановился и не слезая с седового мне тыявуном ( посохом) показал: «Смотри вот они. Один...два...три...четыре ...пять...шесть .Все здесь.» Я внимательно вглядывался в то место на земле где он увидел всю нашу пропажу и ничего не заметил. Петрович подгоняя седового уверенно ехал дальше . Через какое то время обернулся и сказал:  «Где то рядом. Лежат наверное» А метров через 100 на берегу ключика мы увидели лежащих оленей.При нашем приближении они стали подниматься,загремел кунгилян (ботало) на потеряном Афонином седовом Пропажа быстро была возвращена обратно в стадо. Меня  тогда, совершенно не опытного в тайге человека, удивила эта его способность читать следы «по чернотропу» и обескуражила моя никчемность. Где он видел и считал следы каждого из шести оленей я ничего, совершенно ничего не замечал. Позже, уже когда я был на пенсии, мне пришлось наблюдать обратное. На Чапе старатели осенью при вскрыше вывернули из земли детский гробик. Следов захоронений в этом месте видно не было и они выкопав новую могилу перезахоранили этот гроб с останками  выше от линии вскрыши на бугру.Сварщики сварили металический крест и его установили там. Мне об этом рассказал начальник участка. И я любопытствуя упросил его съездить на то место и посмотреть.Когда мы поднимались на верх я заметил проложенную здесь кобарожкой тропу и показав на нее сказал : «Тропа коборожья». «Невижу»-  посмотрев на меня сказал он. Теперь для меня это было удивительным, ведь тропу было очень хорошо видно. И  начальник участка считал себя охотником.  Два жизненных опыта, а какая большая разница Опыт эвенка основан на ежедневной практике поиска оленей, соболей, сохатых. Опыт , от которого зависит не только достаток его самого, его семьи и рода, но порой и их жизнь. Зимой на истоптанном в стаде оленями во все стороны снегу ищет пастух своих рабочих оленей по следам. Они держатся вместе и следы у них покрупнее чем у маток. Но это может увидеть только опытный глаз . Часто оленеводов приехавшие гости спрашивают: «Как вы различаете оленей .Они ведь все похожие?» На такой вопрос охота задать свой: «А как вы людей отличаете друг от друга?»  Я  за свою жизнь с эвенками видел «высший пилотаж»  в следопытстве и не единожды.  Юра Трифонов , Володя Романов, Яковлев Афанасий Петрович с которыми мне довелось работать в стаде на Току, часто в разговоре упоминали:  « Согжой(дикий олень) в стадо зашел .Следы видел, ходит с матками» Я спросил как то Юру :   « Как вы различаете?»   «Видно Коля. Смотри внимательно. У домашнего оленя ноги от работы широко и плотно на землю ставятся. Как лапти.Эта порода складывалась веками А сагжой ходит как женщина на каблучках Задние маленькие копытца чуть касаются.Как ты не видишь? Луча ты, луча.» - ласково смотрел он на меня своими черными с искоркой глазами. Я после этих слов старался еще больше, старался сознательно замечать мелочи .И думать. Постоянно замечать и думать. И только это постепенно стало давать результат


Рецензии
Как замечательно жизненно написано. Спасибо Вам.
Тесно в городе, теряется связь с природой, ощущение жизни, простора.

Геля Островская   08.11.2018 10:05     Заявить о нарушении
Спасибо Геля

Николай Абоимов   08.11.2018 11:54   Заявить о нарушении
И очень образно, как ходит согжой на каблучках) и как домашние - будто в лаптях) и глаза эвенков - черные, с ласковой искоркой))

Геля Островская   08.11.2018 12:21   Заявить о нарушении