Когда дрогнуло сердце актрисы? LIII

                Тогда , в  том  1951  году  мама  жила  уже  в  Тбилиси  в  общежитии ,  в  квартире  же  в  Кисловодске  поселились  бабушка ,  дедушка  ,  мамины  два  брата  Гена  и  Юра  и  две  сестры  Клара  и  Аида . Клара  закончила  в  городе  Грозном  нефтеперерабатывающее  училище ,  остальные ещё  учились  в  школе . 

               
                Вскоре  в  Тбилиси  мама  стала  работать  в  Детском  Саду  №4  воспитательницей  в  русской  группе .  Директриссой  тогда  в  этом  садике  была  Габелия  Тамара  Герасимовна ,  которая  сыграла  в  судьбе  моей  мамы  весьма  роковую  роль .  Уже  приближался  1960  год  и  коммунистка  Тамара  Герасимовна  со  свойственным  ей  властолюбием  проявила  себя  весьма  недостойно  по  отношению  к  маме ,  но  это  настолько  грязная  история  ,  что  мне  стыдно  об  этом  писать .  Хотя  это  была  ключевая   страница   жизни  моей  мамы  ,  которая  травмировала  её  до  самой  смерти .  Только  я  являюсь  живым  свидетелем  маминого  печального  рассказа .  Об  этом  не  знает  даже  моя  сестра  и  не  стоит  тревожить  такими  воспоминаниями  никого .  Если  выражаться  ещё  короче  ,  для  того  чтобы   сосватать  мою  маму  некоему  Ревазу  Гонгадзе   из  деревни  Цхрамуха  Хашурского  района  ,  эта  директрисса  устроила  маме  серьёзное  испытание .  Эта  директрисса  навеки  оскорбила  достоинство   красавицы .  Видно  мама  не  сразу  связала  этот  эпизод  на  работе  с  будущим  сватовством  и  вышла  замуж  за  этого  усатого  Реваза . Шок  от  своего  первого  замужества  за  высокого  грузина  с  низкой  душой  она  получила  в  первые  месяцы  своего  замужества  и  недолго  думая  просто  выкинула  в  мусор  паспорт  со  штампом  ,  а  Реваз  больше  никогда  не  переступил  порога  маминой  комнаты . Есть  такая  народная  поговорка  :  " Гордый  и  сильный  не  уживутся ! "  Прослушав  всю  эту  историю  ,  рассказанную  мамой  после  смерти  отца ,  я  другого  вывода  просто  сделать  не  смогла .  Не  стала  бы  мать  терпеть  от  Реваза  Гонгадзе  тот  образ жизни  ,  с  которого  началось  её   первое  замужество   .   


                До  этого  очень  короткого  замужества  мой  отец  уже  делал  предложение  своей  избраннице  сердца ,  но  мама  отказала  отцу  и  поддалась  властолюбивой  директриссе .  Пожалев  о  своём  выборе ,  мама  в  тот  же  год  вышла  замуж  за  папу ,  которого  очень  уважала  .  После  этого  прожила  она  с  папой  ровно  52  года . Если  бы  я  этого  не  написала  бы ,  то  я  никогда  не  смогла  бы  описать  те  психологические ,  моральные ,  душевные , духовные  и  нравственные  проблемы ,  которые  то  и  время  возникали  у  моей  мамы  то  с  директриссой  ,  протеже  которой  так  убийственно  резко  были  отвергнут ,  то  как  мама  потом  писала  с  какими-то  друзьями  её  бывшего  мужа ,  то  с  его  родственниками , живших  по  соседству ,  то  вообще  с  теми  знакомыми ,  которые  стали  осуждать  красивую  украинку  и  её  второго  мужа , белорусского  офицера  за  развод  без  разводного  письма ,  ибо  моя  мать  взяла  новый  паспорт  и  рассписалась  с  отцом , пренебрегая  всякими  разводами   и  судебными  разбирательствами .  Этот  Реваз  подобного  не  ожидал   и  его  первая  оскорбляющая  маму  дикая  шутка  на  самом  деле прямое  оскорбление  дочери  комиссара  оказалась  и  последней  . Нам  же  с  сестрой  очень  достовалось  в  детстве  , даже  в  детском  саду  некоторые  солидарные  с  директриссой  воспитательницы  вымещали  злобу  на  мне  и  моей  сестре . В  отрочестве  и  в  юности  в  самых  неожиданных  местах  в  районе  нас  пытались  оскорбить  и  унизить  и  некоторым  это  удавалось  сделать .  В  нас  вообще  в  детстве   частенько  летели  снежные  комья  ,  в  которых  мальчишки  ловко  прятали  увесистые  камни  и  мы  пока  не  выросли  и  не  узнали  правды , вообще  не  понимали  причин  всей  этой  травли ,  но  сейчас  мне  совершенно  всё  понятно  и  я  не  смогла  не  записать  всю  эту  историю. Точнее  я  не  могу  описать  ту  тайную  ненависть , которую  совершенно  определённый  круг  людей  нашего  района  испытывал  к  нашей  всей   булорусско-украинско-русской  семье . Вряд  ли  я  когда-нибудь   я  захочу  описывать  всё  ту  подковёрную  борьбу  ,  которую  вёл  совершенно  определёный круг  тбилисского  общества   с  нами . Я  никого  не  осуждаю ,  моя  цель  единственная :  точно  и  правдиво  описать  все  главные  судьбоносные  страницы  жизни  нашей  семьи  на  Кавказе ,  как  это  всё  началось  и  как  это  всё  продолжается ,  постаравшись  и  не  оскорбить  никого  ложью  и  написав  правду  ,  не  особенно  потревожить  память  дорогих  мне  людей . Эх ,  мама ,  мама ! Сколько  же  тебе  пришлось  испытать ,  дорогой  мой  человечек  ?  Драма  эта  разыгралась  в  районе  двух  улиц  Гудамакарской  и  Буачидзе  в  Надзаладевском  районе  города  Тбилиси   и  она  утомила  всех  и  родителей  и  детей .


                ( Продолжение  следует .)               


Рецензии