Разбор дела Косицыной в НГУ

Протокол заседания парткома НГУ,
17–20 апреля 1968 г.

Присутствовали: Демидов В. А., Бочарова Л. С., Беляев С. Т., Шерешевский Б. М., Орлов Е. Т., Тайцлин М. А., Репина М. А., Тысченко Э. П., Паршенков Л. Н., Литерат С. И., Косицына Э. С.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Персональное дело коммуниста Косицыной Э. С. (докл. Тысченко Э.П.).

СУТЬ ДЕЛА: Косицына Эсфирь Сергеевна в числе других товарищей подписала письмо, которое было использовано буржуазной пропагандой в антисоветских целях.

Двенадцатого апреля состоялось партийное собрание ФМШ, на котором участвовало 18 членов КПСС, выступило 16 человек. Все выступившие осудили поступок Косицыной, кроме этого были высказаны замечания по поводу ее неправильного поведения в коллективе, работы как воспитателя, и большинство вынесло предложение исключить Косицыну из членов КПСС.

Голосовали за исключение из членов КПСС – 15 человек, за строгий выговор – 3 человека.

ВОПРОСЫ К ТЫСЧЕНКО Э. П. И ЕЕ ОТВЕТЫ:

Какие недостатки были отмечены у Косицыной?

– Она противопоставила себя коллективу, пошла на конфликт со многими членами коллектива. Свою деятельность как секретаря партийной организации согласовывала только с директором школы или секретарем парткома, а с членами бюро не советовалась и все заседания носили декларативный характер. Имеются факты грубости.

Косицына Э. С. Почему я подписала письмо? Факт осуждения Гинзбурга не был основным. Мне казалось, что недостаточна информация в газетах. В газетах суть вопроса была освещена недостаточно полно. Я считала, что процесс, о котором столько нашумели, должен быть проведен в большей гласности.

Меня встревожил факт написания лозунгов. Я считаю себя воспитателем и ответственным за ребят, поэтому я должна им объяснить более подробно.

Когда подписывала письмо, то понимала следующим образом: если будет пересмотрен приговор и отменен, то будут и виновные, организовавшие этот процесс, и их следует наказать.

Относительно того, что письмо попадет за границу, никак не думала. Письмо подписала с сознанием долга совести, я не рассматриваю это как легкомыслие.

После собрания поняла, что это ошибка, которую буду исправлять. Письмо было адресовано в 7 адресов, и когда я узнала, что оно попало в восьмой адрес – за границу, я поняла, какой вред нанесла нашему делу.

Когда я подписывала письмо, я помнила, что я коммунист, но о партийной этике не подумала. Я не знала, кто еще подписал это письмо, но я считала, что вполне отвечаю за свой поступок.

ВОПРОСЫ К Э. С. КОСИЦЫНОЙ И ЕЁ ОТВЕТЫ:

Кто Вам дал подписать это письмо?

– Никто не давал. Я зашла на квартиру к Найдорфу, и там на столе лежало письмо, и я сама попросила разрешения подписать его.

Как зашла речь о письме?

– В начале мы говорили об ученике, а потом он сказал, – можешь прочитать. На столе лежало много бумаг, и он их перебирал, потом показал письмо. Я прочитала и спросила, куда это письмо. Он сказал, и тогда я подписала.

Какие отношения у Вас с Найдорфом?

– В течение двух лет мы очень дружны.

Какую Вы можете дать ему характеристику?

– К Борису Юрьевичу я отношусь с большим уважением, он человек, в котором импонирует сила, ум, воля. С большой теплотой относится к ученикам, студентам. Отношение искреннее и доброжелательное.

Почему партийное собрание выразило ему недоверие?

– Этот же коллектив выразил недоверие и мне.

Как Вы можете характеризовать его политические качества?

– Я не замечала у Найдорфа особых отклонений.

Есть слухи, что Найдорф говорил учащимся, что Даниэль и Синявский – хорошие люди.

– Я сомневаюсь, т. к. он их не знает.

Чем Вы объясняете, что письмо было у Найдорфа?

– Я не знаю.

Вы не спрашивали, почему письмо оказалось за границей?

– Он сказал, что если меня спросят, я скажу.

Кто писал письмо?

– Кто писал, не знаю, но он не писал – это точно.

Вы ставили подписи под текстом?

– Нет, на чистом листе бумаги.

Почему Вы уверены, что он не автор письма?

– Я считаю, что он не мог писать.

Вы попытались разобраться, как письмо оказалось за границей?

– Я старалась выяснить, когда было отправлено письмо. Мне сказали, что у Р. Л. Берг есть квитанция об отправке и уведомление о получении письма адресатами. Мне сказали, что после партсобрания уведомления были переданы В. П. Можину.

Я спрашивала у Найдорфа, кто писал. Он сказал, что он не писал, а кто, если спросят, то скажу сам.

Ваши роли в этом деле неоднозначны, объясните, как Вы понимаете его роль?

– Я считаю, что активность его незначительна.

О чем и как Вы разговаривали с ним по делу Гинзбурга?

– Я делилась с Найдорфом по поводу процесса и статьи в газете «Известия».

Какой Вы информацией пользовались?

– Никакой.

Почему именно этот процесс вызвал у Вас сомнения?

– О нем очень много говорили.

Что Вы читаете из периодической печати?

– «Комсомолку», «За рубежом», «Роман-газету», английские журналы.

Какие у Вас были неприятности в Москве по преподавательской работе?

– У меня лично их не было. В школе был преподаватель физкультуры, он же секретарь парторганизации школы, очень уважаемый человек, пользовавшийся авторитетом среди коллектива преподавателей. В 1962 г. он ушёл из школы и на его место пришёл другой преподаватель, который в журнале «Юность» дал несколько статей о преподавании физкультуры в нашей школе, и там говорилось о плохой работе бывшего преподавателя.

Я была секретарём парторганизации и возмутилась нетактичным поведением этого товарища и требовала наказания. Директор школы не поддержала меня. Считала, что не нужно поднимать шумихи вокруг школы, и мы поссорились, но когда я уезжала, она сказала, что в любое время можете вернуться.

Почему Вы не дружелюбны с коллективом?

– У меня нет враждебного отношения к коллективу, дружить можно с одним-двумя, а с другими иметь нормальные отношения.

Разлад с коллективом начался почти сразу после моего приезда сюда.

Я выступила на профсоюзном собрании, на котором присутствовал Лаврентьев, по вопросу быта и плохого питания учащихся. Прачечная не работала, детям не меняли белье месяцами, в общежитиях была страшная грязь.

Во время моего выступления Лаврентьев спросил у директора школы Карабасовой: «Это правда?» и сразу уехал.

Потом была комиссия райкома КПСС, и мне объявили выговор за равнодушное отношение к делу. Это был первый разлад.

Потом я вступилась за члена нашего коллектива С. И. Литерат.

Позже в школу были приглашены Гольденберг и Перцовский. Меня обвинили, что я была в конкурсной комиссии и оказала влияние на ход дела. Вот, в основном, почему плохие отношения.

Как, по-вашему, Найдорф может выполнять обязанности председателя месткома?

– Наверное, нет.

Почему из Вашего потока меньше всего вступают в комсомол?
 
– Мне очень обидно, но у нас на потоке работают хорошие комсомольские бюро, и ребята сами решают, я не вмешиваюсь. Ребята сами решают вопрос серьёзно.
Ваша оценка всему случившемуся?

– За тот вред, который нанесло это письмо, больше чем я себя наказала, никто меня не накажет. Будет у меня партийный билет или нет, я считаю себя коммунистом. В этом коллективе работать тяжело, но школа для меня – всё, я вложила много сил и труда.

ВЫСТУПАЛИ:

Паршенков Л. Н. Я работаю первый год. Надписи, которые я видел, меня страшно возмутили. Статья в «Комсомольской правде» ясно рассказала, что это были за люди, и лично у меня никаких сомнений не было по этому процессу. И если бы мне предложили подписать такое письмо, я посчитал бы, что это – провокация.

Эсфирь Сергеевна недостаточно искренняя, – вначале она говорила по-другому. Что побудило её подписать письмо, остаётся неясным. На собрании я голосовал за исключение её из членов КПСС. По административной линии она в этом году имеет взыскание.

Литерат С. И. Я уважал и уважаю Эсфирь Сергеевну как советского человека. Коммунист в любой обстановке должен оставаться коммунистом. Нужно внимательно прочитать письмо и быть принципиальным. Если этот документ её не насторожил, то она показывает свою политическую незрелость и не может быть членом партии.

Тайцлин М. А. Нельзя делить, – плохой коммунист и хороший человек. В ФМШ Косицына – светлая личность.

Что касается ошибки, то её допустили и другие ответственные товарищи. Эти люди больше вреда нанесли.

Коллектив ФМШ разнообразный, и это точка зрения тех людей, которые стоят на учёте в парторганизации, а совместители все о ней хорошего мнения. Почему не пригласили на партсобрание всех коммунистов, которые преподают в школе? Моё мнение – решение партсобрания отменить и объявить Косицыной строгий выговор.

Демидов В. А. Я должен отмежеваться, что она является светлым пятном в школе, хотя бы потому, что совершила тяжкий поступок.

Орлов Е. Т. Говорим на словах о бдительности, все говорят о недостаточной информации, но в письме ни слова нет об информации, а есть протест, есть обвинения.

На все вопросы – уклончивый ответ. Это не коммунисты, а политические преступники. Они знают автора, являются сторонниками Гинзбурга и др. Я полностью поддерживаю решение партсобрания школы. У всех есть положительные и отрицательные черты характера, но отсутствие партийной бдительности, близорукость – это присуще немногим и таким не место в партии.

Тысченко Э. П. Мы считаем, что наша парторганизация вполне правомочна решать вопрос, и зачем нам нужно было приглашать совместителей? Я вижу в этом случае недоверие нашей парторганизации. Нельзя ставить вопрос так, что в нашей организации есть плохие есть люди, и на их фоне показывать Косицыну.

Недостаток основной в том, что она сама считает себя светлой личностью, – это и причина расхождений с коллективом. В школе было создано два потока: на одном работают Найдорф, Косицына и ряд совместителей. Они работали под углом Найдорфа, который завил, что все учителя – дебильные люди и им нельзя доверять воспитание одарённых учащихся.

На втором потоке работали все учителя. Когда была организована проверка, то оказалось, что и у нас не хуже обстоят дела.

Найдорф вообще человек интересный, содержательный, у нас с ним были разговоры на разные темы, и со мной он разговаривал так, что я не могу его обвинить в антипартийности. Но когда я уезжала, и он оставался на месяц классным руководителем, вот здесь я поняла, что доверять воспитание ему нельзя. Он напустил на ребят какой-то туман.

Я считаю, что как физик он очень хороший преподаватель, а воспитателем его оставлять нельзя.

Косицына умеет работать, и всегда на заседаниях дирекции обсуждались учащиеся из нашего потока, она своих сумеет защитить. Одного учащегося исключили из школы, пришла Косицына, поговорила с директором, и ей объявили взыскание, а ученика оставили. Это ошибка воспитательной работы.

Вы знаете Косицыну, как она сама себя преподнесёт односторонне, а дела у неё хуже, подписание письма – это позорное явление.

Тайцлин М. А. Грубая ошибка, Косицына в школе полезный человек.

Шерешевский Б. М. Персональное дело обязаны рассматривать со всеми традициями, сложившимися в нашей партии. Коммунист Косицына допустила серьезнейшую политическую ошибку, и произошла она не случайно. Она в течение длительного времени дружила с группой товарищей, и просмотрела сторону политическую.

Перцовский – личность противоречивая, для него характерно политическое позерство. Литературу преподает на тех позициях, на которых стоит сам.

Эсфирь Сер-геевна не осмыслила своего поступка, политического недоверия ей не выражали, когда она была секретарем парторганизации, а сейчас вспомнили. Это создаёт элемент субъективизма.

В дружбе с Найдорфом и Перцовским она не сумела увидеть, что они имеют своё политическое кредо, она не сумела вовремя отмежеваться от них.

Она поставила свою подпись, принеся в жертву свои политические взгляды.

Можем ли мы согласиться с решением партийной организации?

– Нет. Она дала правильную оценку по подписанию письма. Я вношу предложение объявить строгий выговор с предупреждением. О производственной работе пусть решает учёный совет школы.

Репина М. А. Почему мы должны здесь убеждать, что она подписала несознательно, признает свою ошибку и т. д. Когда она сама говорит, что все сделано совершенно сознательно. Другое дело – как она оценивает свой поступок. Предлагаю утвердить решение партийного собрания школы.

Преображенский Н. С. Ни о какой ошибке речи быть не может, они выразили свои политические взгляды – недоверие партии, и мы, в свою очередь, должны ответить им тем же.

О других, кто подписал это письмо. Были примеры, что Найдорф блестящий физик, но есть у нас специалисты, и без таких преподавателей обойтись можно. Поддерживаю предложение партийного собрания.

Бочарова Л. С. Косицына убедительно показала свою политическую точку зрения, что письмо подписала сознательно. Это политическая диверсия против партии. Метод воспитания – воспитание у учащихся политической убеждённости, идейности. Может ли она это делать?

Косицына заражена идеологией культа личности. Будучи секретарём партийной организации, она может эффектно выступить, где присутствуют ответственные лица. Играя в либерализм, может подписать такое письмо. Главная ошибка – субъективизм, левачество, которое оторвано от партии.

Противопоставление себя коллективу, нужно очень чётко понимать свою роль в коллективе.

Учащиеся школы – это очень сырой материал, из него можно лепить что угодно. Они живут далеко от родителей, и слово воспитателей очень важно. Нужно воспитывать тем людям, которые имеют твёрдую политическую убеждённость.

После партийного собрания не продумала свою точку зрения. Если человек не согласен с идеологией партии, зачем ему партийный билет? Вы не понимаете всех вещей, которые сейчас происходят в международной жизни. Партийное бюро серьёзно и правильно подошло к решению этого вопроса, и я с ним согласна. Партия должна состоять из коммунистов, а членов партии пусть будет поменьше.

Шерешевский Б. М. Субъективизм, эгоизм Алексеева характеризует его больше, чем Косицину. Я считаю, что эти данные не дают оснований предполагать, что она конченый человек.

Демидов В. А. После решения партийного собрания на заседании бюро райкома по отношению к Алексееву я отстаивал точку зрения и решение партийного собрания. Я и до настоящего времени твёрдо не убеждён, что Алексеев ничего подобного не совершит, если кафедра не сделает серьёзных выводов из обсуждений, то вопрос будет стоять более серьёзно. Всякие подобные выступления приносят вред и тому, кого обсуждают (Тайцлин). Тысченко выступила объективно, но зачем в конце предъявили ультиматум?

ФМШ – интернат, дети в течение года родителей не видят, и поэтому подход к работникам этой школы должен быть более тщательным. Родители должны быть твёрдо убеждены, что их дети получают правильную идейную убеждённость. Воспитателей нужно подбирать по деловым и политическим качествам. Политическую характеристику Найдорфу Вы дать не можете, а это одна из главных черт. Необходимой доли искренности Вы не проявили, Вы должны были помочь разобраться, как письмо попало за границу. Пресловутый эгоцентризм – «сильнее, чем я себя наказала, никто меня не накажет». Разговор об информации пустой, когда человек выписывает одну только газету «Комсомольская правда». Вы попали под влияние Найдорфа. Почему не понимаете свою роль как коммуниста в коллективе? Почему Вы не можете найти общего языка с членами коллектива, с которыми состоите в одной парторганизации?

Косицына Э. Б. Я всегда была советским человеком и останусь им. Я вспоминаю, как меня принимали в партию, тогда меня считали быть достойной в рядах членов КПСС. В душе я все равно останусь коммунистом, исключат меня или нет. Я извлекла серьёзный урок и благодарю за выступления. О взаимоотношениях в коллективе – я не принадлежу к какому-то особому происхождению и поэтому веду себя нормально, как я считаю. Но с некоторыми мы на работе не говорим по душам. Урок я извлекла серьёзный. В выборе друзей постараюсь быть более серьёзной, но отречься от них сейчас не могу. Я постараюсь разобраться в сути этих людей.

ПОСТУПИЛО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. За серьезную политическую ошибку, выразившуюся в подписании клеветнического письма, а также противопоставлении себя коллективу и использовании неправильных методов в воспитании учащихся ФМШ, согласиться с решением партийного собрания – исключить Косицыну из членов КПСС и считать целесообразным решить вопрос о дальнейшей работе как воспитателя.

2. За серьезную политическую ошибку, выразившуюся в подписании клеветнического письма, объявить Косицыной строгий выговор с предупреждением. Рекомендовать Учёному совету решить вопрос о возможности дальнейшего использования её на этой работе.
Заседание было перенесено на 20 апреля.

Продолжение обсуждения вопроса 20 апреля 1968 г.

Присутствовали ещё члены парткома Г. А. Швецов и В. А. Андреев и зам. секретаря парторганизации ФМШ М. П. Херувимова.

Вопрос к Херуимовой М. П. Имела ли партийные взыскания Косицына?
– Имела и партийное взыскание, сейчас оно снято, – есть административное взыскание.

Демидов В. А. Вопрос о работе на посту секретаря партийного бюро можно снять, и он вряд ли уместен в настоящей ситуации. Речь должна идти о другом – письмо и отношение к нему. Все нормальные люди не могут согласиться с этим письмом ни по форме, ни по содержанию. ФМШ – школа особого рода и отношение к работникам должно быть особенно требовательным. В это время у учащихся складывается мировоззрение, и воспитатель должен оказывать помощь в этом. В этом плане претензии, которые высказывались на партийном собрании, правильные, и я поддерживаю мнение партийной организации.

Шерешевский Б. М. Когда речь идёт о наказании коммуниста, мы должны исходить из совокупности факторов, определяющих материальную истину. Косицына признала ошибку по подписанию письма и дала более аргументированную оценку, чем Алексеев. Когда была секретарём парторганизации, претензий не предъявлялось. Недостатки были, но они не вытекали из системы политических взглядов. Исходя из этого, я вношу предложение объявить строгий выговор с предупреждением. И коль сложились некоторые ненормальные отношения с коллективом, рекомендовать конкурсной комиссии и Учёному совету рассмотреть вопрос о возможности е дальней-шей работы.
 
Тайльцин М. А. Я согласен с Шерешевским. Все претензии носят неконкретный характер. Она подписала письмо и виновата в равной степени с Алексеевым и Коневым. Ошибку признала и допускать не будет.

Андреев В. А. Алексеев заслуживал большего наказания, тогда было бы справедливо исключить всех. Сейчас предлагается объявить строгий выговор.

Бочарова Л.С. Я не могу согласиться, что рассматривать только подписание письма, – нужно все вещи рассматривать во взаимосвязи. Методы воспитания вытекают из сущности этого процесса (завоевание дешёвого авторитета). Если учащиеся не вступают в комсомол, огромный отсев (принято на поток 120, отсев 50, потеряно 70 хорошо одарённых учащихся), это характеризует систему мировоззрения, идеологические установки. Почему дружба с Найдорфом и Перцовским, а не с коллективом? (субъективизм в выступлении на собрании). Все эти черты очень ярко характеризуют её, и я поняла, что её методы работы, воспитания учащихся отличаются от партийных методов, и я не вижу необходимости держать ее дальше в членах партии и поддерживаю решение партийного собрания.

Косицына Э. Б. Я дала оценку своему политическому поступку, и больше того, что я сказала, сказать не могу. Что сейчас говорила Луиза Стефановна, меня ошарашило. Она говорила, что у меня были плохие отношения в Москве, – откуда это? Не моя вина, что была связана по работе с Александровым и Таймановым, и у них сложилось обо мне положительное мнение. Такое обвинение не обосновано. Было задето первое собрание, оно проходило в 1963 г., я не знала, что будет Лаврентьев, и какое впечатление произведёт на него моё выступление. Неверно, что противопоставила себя коллективу, – может быть, и не я одна. Будет Учёный совет, и выяснится, кто прав, а кто виноват. Какие-то ошибки в работе есть, но какими источниками вы пользовались, что я воспитываю к одним уважение, а к другим неуважение. Я вообще воспитываю у учащихся уважение к старшим. Может это нескромно, но я вынуждена защищать себя. Вот у меня есть характеристики за подписью Е. И. Биченкова и М. П. Херувимовой, где дается положительная оценка моей работы. Если они подписаны неправильно и вступили в сделку с совестью, ну что ж?

Бочарова Л. С. О работе в Москве я задавала вопрос, Вы объяснили. А об этапах осложнения в коллективе Вы сами рассказали очень обстоятельно. За что Вы имеете взыскание?

Косицына Э. С. Учащийся 8-го класса Савва Кленкович пришел, мальчик очень способный, но неорганизованный. Когда я болела, он получил несколько замечаний от воспитателей за то, что подошёл к щитку, за грубость и т. д. Совет воспитателей отчислил его из школы, и когда я вышла, то попросила директора оставить его в школе, т. к. отца у него нет. Мать глухая, а мальчик очень способный. Я попросила директора объявить мне взыскание и обнародовать, чтобы учащиеся знали, что преподаватели и воспитатели тоже несут ответственность. Он в школе был оставлен, а я получила взыскание.

Вопрос к Э. С. Косицыной. О чём говорили с учащимися о своём поступке?

– Я рассказала о письме, что следовала голосу совести. Рекомендовала учащимся более внимательно и серьёзно подходить к решению вопросов.

Херуимова М. П. Вина Косицыной, что она подписала это письмо, что дружит с людьми, непригодными для воспитательной работы. Из Найдорфа она сделала какого-то идола и очень верит ему. Партия и эти друзья несовместимы.

Косицына Э. С. Я отвечала, что в выборе друзей нужно подходить более строго и не руководствоваться только эмоциями. Порвать сразу с ними не могу.

ГОЛОСОВАЛИ:

1. За предложение партийного собрания ФМШ исключить из членов КПСС за серьезную политическую ошибку, выразившуюся в подписании клеветнического письма и использование неправильных методов воспитания учащихся ФМШ – 5.
За предложение «строгий выговор» – 5.

2. Рекомендовать конкурсной комиссии Учёного совета рассмотреть вопрос об использовании Косицыной на должности воспитателя школы: «за» – десять.

ГАНО. Ф. П-5419. Оп. 1. Д. 12. Л. 41–51

1. Дальнейшее обсуждение персонального дела Э. С. Косицыной состоялось на партийном собрании НГУ 16 мая. Однако о ходе этого мероприятия никаких данных нет, поскольку соответствующие листы архивного дела «законвертированы» (См.: ГАНО. Ф. П-5419. Оп. 1. Д. 11. Л. 2–9).

продолжение следует:


Рецензии