Храмовнический след в истории России

+NNDNN+

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

После ухода Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (храмовников, храмовых рыцарей, или, иначе, тамплиеров)  в подполье вследствие разгрома центра Ордена Храма во Франции в 1307-1314 гг. многие, в частности, масонские и парамасонские, но и не масонские, организации принимали название «храмовников» или «рыцарей Храма». Так, например, в Англии существовал тайный «Орден тамплиеров», в петербургский филиал которого, под названием «Капитулум Петрополитанум» («Cаpitulum Petropolitanum»), входили такие известные политические деятели Российской империи как граф А.К. Разумовский и И.П. Елагин. Вообще, в начале XVIII в. произошло своеобразное «тамплиерское Возрождение». Именно в этом столетии идеи тамплиеров были как бы открыты заново и пережили период бурного развития, происходившего на фоне упадка позднефеодального общества, начавшегося распада абсолютистских порядков, принимавшего все более острые формы конфликта между идеями Просвещения и ортодоксии, а также секуляризма и пиетизма, как протеста против официальных установок римско-католической церкви. В эти годы великого духовного перелома опять вошел в моду тамплиерский крест, как символ мощного идейного «воссоединения».
 
Иезуиты из Клермонской коллегии «Обшества Иисусова» (лат.: Societas Iesu) близ Парижа попытались исподволь внедрить «тамплиерские идеи» в усиливавшееся день ото дня в Европе франкмасонство, с целью вернуть в эту потерянную для римского католицизма организацию идеи, являвшиеся, в конечном счете, католическими (вероятно, сами иезуиты нисколько не верили в официальную папскую версию о том, что тамплиеры были осуждены в XIV в. за отступление от католицизма!).
 
Первым шагом на пути к осуществлению этой попытки «идеологической инфильтрации» масонства считается таинственный документ, авторство которого приписывается шотландскому рыцарю (кавалеру) Эндрю-Майклу Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси) – так называемый «Дискурс» (Discours), ставший своего рода культовым документом франкмасонства так называемых «высших» («тамплиерских») степеней (или «градусов»).

В «Дискурсе» был дан сжатый очерк истории Ордена тамплиеров, пережившего, по утверждениям Рамсея, свое официальное упразднение королем Филиппом Красивым и папой римским Климентом V (не «проклятых» Великим Магистром Храма братом Жаком де Молэ, а призванных им из пламени инквизиционного костра на Божий суд и действительно скончавшихся в течение года - папа то ли от дизентерии, то ли от рака желудка, то ли от принятых внутрь в качестве лекарства измельченных изумрудов; король - то ли от яда, то ли от падения с коня, то ли от клыков дикого вепря или рогов оленя во время охоты)! После катастрофы 1314 г. уцелевшие рыцари Храма – якобы! – спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи.

В исторической для судеб Шотландии битве при Баннокберне в том же роковом для тамплиеров 1314 г., всего через 3 месяца после гибели Великого Магистра Жака де Молэ в пламени инквизиционного костра, не признанный папой римским за убийство своего соперника Дэвида Комина Красного (Рыжего) в храме во время причастия (!) самозваный шотландский король Роберт Брюс во главе всего 6000 шотландцев сразился с почти 20-тысячным войском английского короля Эдуарда II Плантагенета.
 
Численный и материальный перевес был однозначно на стороне англичан. Однако в самый разгар битвы, когда чаша весов стала уже склоняться в сторону Эдуарда, в тыл англичанам ударил засадный отряд Роберта Брюса – колонна неизвестных рыцарей, которая, как ураган, смела английских лучников, опрокинула и обратила в паническое бегство английского короля и 500 его рыцарей (а также сквайров, сиречь оруженосцев). Многие из бежавших в ужасе с поля битвы англичан утверждали потом, что видели развевавшееся над неизвестными рыцарями, обратившими их в бегство, черно-белое знамя – знаменитый тамплиерский «Босеан».
 
Между тем, всего несколькими годами ранее (до осуждения и упразднения Ордена Храма) английские тамплиеры участвовали в боевых действиях против шотландцев на стороне короля Англии (тогда еще не подвергавшего «своих» храмовников репрессиям под давлением короля Франции и папского престола).

Согласно «Дискурсу» Рамзая ( как и ряду других источников), в правление Роберта Брюса в Шотландии произошло объединение уцелевших храмовников с их традиционными соперниками - госпитальерами-иоаннитами (в отличие от других стран, где Орден Святого Иоанна Иерусалимского, известный впоследствии под названием Мальтийского Ордена, или Ордена Мальты, унаследовал львиную долю владений и имущества, конфискованных у Ордена Храма), в единый Орден рыцарей Храма и Святого Иоанна (именовавшийся также Орденом Храма и Иерусалимского Госпиталя).

Следствием этого совершившегося в Шотландии объединения стало последующее введение в ложах франкмасонства «шотландского обряда» 2 особых степеней – «рыцаря святого Иоанна» (впоследствии - «рыцаря Мальты») и стоявшего в иерархии масонского Ордена ступенью выше «рыцаря тамплиера» («рыцаря Храма»).

Мало того! В некоторых структурах «вольных каменщиков» - например, в упоминавшейся выше, отпочковавшейся от расположенного на Британских островах масонского «Ордена тамплиеров», петербургской ложе «Сapitulum Patropolitanum» («Петроградский капитул»), в которой состояли вышеупомянутые видные русские государственные и политические деятели граф А.К. Разумовский, И.П. Елагин и др., эти 2 степени были даже объединены в одну. Великий Мастер (Магистр) этой ложи при посвящении в данную степень говорил посвящаемым:

«Поставляю Вас масонским рыцарем госпиталистом (госпитальером - В.А.) святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты и точно так же рыцарем Храма». Кроме того, обрядность и клятвы этого масонского Ордена тамплиеров строились вокруг образа Честной Главы Иоанна Предтечи - покровителя Ордена госпитальеров-иоаннитов:

«...сей череп на...блюде послужит воспоминанием святого Иоанна Иерусалимского, этого первого верного воина и мученика нашего Господа и Спасителя».

Весьма характерным представляется также членство в этой тамплиерской ложе князя Б.А. Куракина, друга императора Павла I - и к тому же настоящего рыцаря-иоаннита (члена Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, 72-м Великим Магистром которого был избран мальтийскими кавалерами сам Российский император).
 
Мальтийский Орден перевез в Россию мощи святого Иоанна Предтечи. Память перенесения из Мальты в Гатчину части древа Креста Господня, десной (правой) руки Иоанна Крестителя и Филермской иконы Божией Матери по сей день отмечается Русской Православной Церковью 1 (25 по новому стилю) октября. Вне всякого сомнения, подобная настроенность масоно-тамплиерских идей и реальные события царствования «царя-рыцаря» Павла I обратили немалую «богоискательскую» часть русской аристократии к Церкви. Показательно также, что в первоначальный период правления «царя-рыцаря», еще до того, как на груди российского государственного орла появился белый восьмиугольный мальтийский крест (включенный в государственную геральдику Всероссийской империи после избрания Павла I Великим Магистром Ордена Святого Иоанна), на гербовом щите, украшавшем грудь державного орла России, был изображен...лапчатый крест тамплиеров (см. иллюстрацию в заголовке настоящей ми ниатюры)

Впрочем, еще до Павла I, в правление его державной матери, императрицы Екатерины II Великой, в России существовал самый настоящий Орден Храма (известный также под названием «Системы Мелиссино»), учрежденный в 1765 г. в Санкт-Петербурге. Его основателем и «Всемогущим Священником Храмовников» (лат.: Magnus Sacerdos Templariorum) был русский офицер, артиллерии полковник Петр Иванович Мелиссино (1730-1797). Наименования степеней псвящения в его Ордене Храма отличались особой романтической изысканностью, сделавшей бы честь любой масонской системе. Так, например, низшая степень именовалась «Рыцарь Сумрачной Пещеры». Полковник Мелиссино утверждал, что его предки сохранили тайную преемственность от средневекового Ордена Храма, и что он, П.И. Мелиссино - законный Магистр храмовников по праву рождения. Надо сказать, что греческий род Мелиссинов (Мелиссино), действительно знатный и древний, сыграл заметную роль в истории Восточной Римской (Византийской) империи, в которой получил известность, начиная с Х в. Мелиссины были родственниками византийских императорских родов Комнинов и Ангелов. После захвата Константинополя западными крестоносцами в 1204 г. и создания ими Латинской империи (представлявшей соой фактически конгломерат автономных феодальных владений) княжество Мелиссино в греческой области Ахайе граничило с владениями Ордена тамплиеров - вассалов «латинского» герцога Ахайи Готфрида (Годфруа), даровавшего немало земель духовно-рыцарским Орденам. В 1454 г. Рикардо Мелиссино, венецианский рыцарь греческого происхождения, переселился с острова Крит (ставшего к ому времени колонией Венеции) на остров Кефалонию. Там Мелиссино были приняты в сохранившееся на Кефалонии братство рыцарей Храма. Прямым потомком рыцаря-тамплиера Рикардо Мелиссино и являлся русский полковник Петр Иванович Мелиссино. Среди современных жителей острова Кефалония до сих пор ходят легенды о таинственных рыцарях в белых одеяниях, живших на острове близ монастыря святого Герасима. Впрочем, рыцарское братство «византийских тамплиеров» П.И. Мелиссино ненадолго пережило своего основателя.

Здесь конец и Господу нашему слава!
    


Рецензии