Встреча, изменившая жизнь

Алина стояла у кафе, закрытого на перерыв. До его открытия оставалось совсем немного времени. Она достала газету на французском языке и стала пытаться читать, ни¬чуть не подозревая о том, что через несколько минут сбудутся её многолетние предчувствия. Вот уже давно её преследовала одна и та же мысль: своё замужество она почему-то связывала с французским языком. О том, что иностранный язык может перевернуть всю её жизнь, конечно, она никому не говорила, опасаясь, что её примут за ненормальную. Только многие годы спустя на вопрос, как она попала в высшее общество и где познакомилась со своим мужем, она отвечала: «Благодаря французскому».
Стоя в небольшой очереди, Алина почувствовала взгляд, устремленный в газету. Предполагая увидеть неприятную физиономию, оглядываться не стала, не желая портить себе настроение.
Устроившись у окна, выходившего на здание Военно-медицинской академии, она с удовольствием отпила глоток горячего кофе с молоком и вдруг заметила рядом с собой со вкусом одетого мужчину лет сорока. На нем был элегантный серый отутюженный костюм, в тон ему — пуловер и красивый галстук. Незнакомец обратился к ней по- французски. У Алины мелькнула в голове мысль: плохой человек не может говорить по-французски. Мужчина, видя смущение Алины, произнес:
— Перейдемте на русский язык. Меня зовут Николай.
Новый знакомый представился ей, сказав, что преподает в институте. О том, что он — профессор, умолчал. И правильно сделал. Если бы Николай сказал, кто он есть на самом деле, Алина бы при¬шла в большое смятение.
Больше о себе он ничего не сообщил. И Алина почти ничего не знала о нём на протяжении последующих пяти лет, хотя она и не стремилась знать больше, понимая, что за нежеланием рассказывать кроется какая-то тайна, которую он не хочет раскрывать.
В ту их первую случайную встречу, допив свой кофе, он сказал:
— Если не возражаете, я вас подожду у выхода, заканчивайте, не спешите.
Когда Алина вышла из кафе, Николай курил сигарету. Позднее она не раз любовалась этой красивой манерой курить, даже фотографировала его за этим занятием. Сколько прекрасного изящества было в том, как он держал сигарету, всегда прямыми, пожелтевшими от табака пальцами. Курил он много и всю жизнь несколько раз пытался бросить, но так и не смог. Даже в палате после сложнейшей операции дымил лёжа, закинув ногу на ногу, стряхивая пепел в металлическую коробочку синего цвета из-под любимых французских сигарет «Житан», которые тогда невозможно было купить. Николай перестал курить только перед смертью.
В тот вечер Алина украдкой поглядывала на молчавшего спутника. Всё ей нравилось в нем: и манера держаться, и неторопливая походка, и лицо. Внешне он был очень похож на древнерусского князя. С годами она стала сравнивать его с иконой Николая Чудотворца в Никольском соборе.
Алина тоже была хороша. Длинные белокурые волосы обрамляли нежное голубоглазое личико. Через несколько лет, когда Алина из Франции привезла открытку с изображением бюста девушки, вылепленного Роденом, Николай сказал, что Алина очень похожа на это юное создание. Сама не зная почему, Алина выбрала именно эту открытку в парижском музее. Спустя десятилетия приехав во Францию, Алина специально пошла в тот музей, чтобы посмотреть оригинал, но так и не нашла бюст юной красавицы, с которой её сравнивали в молодости. Открытка же с изображением творения Родена висела рядом с её фотографией на стене большой проходной комнаты крохотной квартиры Алины. Потом она убрала со стены свою фотографию и повесила портрет Николая таким образом, чтобы он «смотрел» на модель Родена, а она — на него.
Сначала Алина не замечала того, что на них обращают какое- то особое внимание. Вполне понятно почему. Подобные пары в ту пору встречались редко. Молодые девушки гуляли с ровесниками. А сорокалетние мужчины в возрасте Николая, солидно «выхаживали» со своими законными супругами, как петухи с курами-хохлатками. Как-то раз мимо них пробегал какой-то мужчина, держа в руках таз. Именно таз, поэтому она и запомнила этот случай. Мужчина мгновенно остановился, глядя на них с изумлением, да так и остался стоять как вкопанный.
А в тот летний вечер они шли по узкому Финскому переулку, крепко взявшись за руки, словно боясь потерять друг друга. В её душе творилось что-то необыкновенное. Это «что-то» было зарождением светлого чувства, которое ей суждено было пронести через всю жизнь.
Неделю спустя, как и договорились, они встретились на Витебском вокзале, чтобы поехать в Павловск. Алина хотя и прожила в Ленинграде два года, но так ни разу и не была в этом пригороде. Коля предложил поехать в Павловск. Почему он выбрал именно этот пригород? Много позднее Алина поняла его выбор, вернее, догадалась. В Павловске парк незаметно переходил в лес. А Николай очень любил лес, дым костра. Конечно, в парке никакого костра не разожжешь. Но на лоне царской природы было приятно подышать свежим воздухом. Российские императоры знали, где устраивать себе летние резиденции. Природа всегда притягивала к себе Николая. Годы спустя, выезжая в лесную гостиницу, он уходил с Алиной в лес,  в свой первый приезд нашёл прекрасную поляну, где раньше находился финский хутор, а потом, когда его снесли, цвели громадные цветы сиреневатого оттенка.
В Павловске во дворец они не пошли. Решили отдохнуть в парке. В основном говорил Николай. Алина молчала. Она стеснялась его, такого необыкновенно умного и непохожего на других. Они долго гуляли по тенистым аллеям, поднимались на косогоры и спускались с них. На одном из них увидели плетень, самый настоящий деревенский плетень, какие теперь рисуют на полотнах и продают в дорогих
салонах. Позже Алина вспомнит, как однажды, уже в довольно зрелом возрасте, работала с туристами из Франции.
Одна пожилая пара позвала её помочь оформить покупку в художественном салоне гостиницы, где они жили. Все формальности были обговорены, туристы достали деньги, чтобы заплатить за картину с изображением плетня, и вдруг юркая и проворная продавщица неожиданно подняла цену, которая французов не устроила. Так и остался «Плетень» в гостиничном салоне.
А тогда, гуляя по парку, Николай сказал, что этот ландшафт создан в стиле рюстик. Так и сказал по-французски «рюстик» и не стал пояснять Алине, что означает это слово, знавшей, что в переводе с французского языка «рюстик» означает «сельский, деревенский». О чем думал он, глядя на изощрения садовников? О своем голодном военном детстве? Или он представил деревенское утро, зарю восходящего солнца?
Уже стемнело. Они оказались в глуши, на какой-то поляне. Светила луна, образуя от деревьев причудливые тени. Утомленная длительной прогулкой девушка присела на пенёк. Николай опустился на колени и стал целовать её с большой страстью. Для Алины это было полной неожиданностью. Она ещё не успела привыкнуть к мысли, что Николай — более чем спутник. Он — ее друг. Алина стеснялась ещё и оттого, что он почти годился ей в отцы. Как ни божественно красиво было его лицо, это было лицо человека, прожившего жизнь. И на нём время нещадно оставило свои отметины. Алина тогда не знала, что сердце Николая ещё больше изранено, чем его внешность.


Рецензии