Прясть и сучить. Охота на слова

Я вырос в маленьком уральском городе Кыштыме на маленькой улице Герцена, но дела там в те времена творились вовсе не маленькие.

На одном краю улицы время от времени местные рыбаки, объединённые в рыбколхоз, тянули невод. Что такое сеголетка я от них узнал.
 
А на другом краю улицы строили из природного камня трансформаторную будку. На нашей улице и на соседних меняли столбы – электроопоры, натягивали провода – сети и обеспечивали бесперебойную подачу электроэнергии. От электриков я услышал немало новых для себя слов, понял, для чего нужна изоляция и как отличить стеклянные изоляторы от фарфоровых. Мы охотно подавали монтёрам рукавицы, оброненные плоскогубцы или пассатижи, приносили изоляторы или напарик (напарье), с помощью которого в столбах высверливали отверстия. Современные словари и слов таких, как НАПАРИК, не знают. А это небольшой бурав или коловорот. У Даля это слово есть.

А ещё прямо над нашими окнами, на вершине горы на огородах соседей напротив строили реперную точку, геофизическую вышку. И я снова приносил домой новые слова.

Да, чуть не забыл. Я уже учился в школе, когда в нашей улице в доме Степана Кудряшова разместилась геологическая партия. Я узнал об этом в числе последних, потому что был в лесу с матерью, но зато я единственный из ровесников целую неделю жил среди геологов в палатке на берегу речки Сугомак. В город я приехал не только «знатоком» горных пород, но и «специалистом» по звёздам, поскольку начальник партии в звёздные вечера вёл беседы о звёздах и некоторых созвездиях.
К чему я всё это рассказываю? А к тому, что я узнавал новые слова  отовсюду. В доме не было словарей, не было книг, кроме учебников, но я с детства жил в мире множества слов. Прежде, чем в дома провели провода и включили громкоговорители, мы не только видели, как работали монтёры, но и помогали им. А может, мешались под ногами? Но нас не отгоняли. Нас не опекали. Нас не заставляли надевать щитки и каски. Мы жили и развивались вместе с эпохой, которая открывала нам двери в будущее. Много времени мы проводили на берегу пруда, в лесу, на огородах, на покосах. Мы успевали учиться, ходили в бесплатные кружки и секции в станции юных техников, в доме пионеров, в спортзалах, брали книжки в библиотеках. У нас не было телевизоров, компьютеров, смартфонов и сотовых телефонов, но мы много общались меж собою и осваивали мир, который нам не был чужим. Самый большой объём лексики, которой пользуюсь сегодня, я усвоил в первые десять лет своей жизни.
И только сейчас, через несколько десятилетий, стал осознавать, что главным источником для пополнения моего словарного запаса была моя мать.

Я родился, когда матери был 41 год. Сколько я помню, она всегда работала. У нас был большой огород. Была корова, козы и овцы. Меня очень рано стали вывозить на покос, где пеньки от берёз стали моими первыми рабочими столами, на них я учился рисовать и писать цифры. В шесть лет я уже косил…

Я не помню, чтобы моя мать сидела без дела. Если она не была занята на огороде или покосе, если не готовила обед, то вязала что-нибудь: кружева, носки или  кружки под ноги вместо половиков.

У нас в избе было три окна. Однажды она связала две шторки, помыла окна и повесила их. Соседки сразу среагировали: это тюль или кружева? До этого у нас висела марля с голубым узором. На шторки быстро нашлась покупательница, и мать сняла кружева и снова повесила на окна марлю. Мне было обидно, но почти все кружева были на продажу. Жили мы очень бедно, нас было четверо, потом трое: моего брата по отцу увезла тётка. А работала одна мать. Не помню случая, чтобы мы оставались голодными, у нас всегда было что поесть, а картошку из подпола я пару раз обменивал бывшим немецким пленным на складные ручки трубочкой, где с одной стороны перо, а с другой карандаш.

Моя мать одно время была сторожем у продуктового магазина, зимой уходила на дежурство в тулупе и с ружьём. С неё, похоже, срисован образ сторожихи для фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика». Когда у магазина выстроили караулку, мать стала брать с собою на ночь пряжу, а  утром часто приносила готовую пару шерстяных носок для нас, для себя или на продажу. Но чтобы эту пару связать, нужно было напрясть.

Слово прясть в словаре Даля и породило эту череду воспоминаний.
Овцы у нас были всегда, стригла их мать всегда большими ножницами, сделанными из одного листа железа. Шерсть сушили,  упаковывали в большие холстяные платки и несли сбивать на соседнюю улицу, где  весною, в сезон заготовки шерсти, устанавливали специальную машину. Сбитую шерсть сортировали, что-то отдавали пимокату на валенки, а основную массу укладывали в мешки, чтобы зимой сделать из этой шерсти пряжу.

Читаем у Даля. Прясть -  прядать что, крутить нить из волокон, тянуть из чего и сучить нитку… Прядут лен, пеньку, шерсть, хлопок; шелк прядут или сучат. Прядут веретеном, или прялкой, на прялке, или машинами.

Прялку у нас называли пряхой. Две доски, соединённые между собою точёной балясиной. На одной доске сидела прялья, к другой привязывали кудель. Садилась мать на доску с правой стороны, чтобы пальцами левой руки собирать на кудели волосинки и скручивать их. В правой руке держали веретено и сперва закручивали вытянутую из кудели нить, а потом наматывали на веретено. Я несколько раз пытался научиться прясть, но у меня не получалось: сформирую нить, а на веретене она потом раскручивается. Пальцы левой и правой руки должны согласованно действовать. А вот сучить, мотать, тростить, держать моток, чтобы мать могла намотать нити на клубок – это я научился очень рано.

У Даля есть поговорка: весна близка, нити не вити. Это значит, что с приближением весны прялки откладываются ради полевых работ. Весной прясть ленно, лень. Что нам прясть, пряди кукушка! прилетевшая весной.

Тонко прясть — долго ждать! хорошо и споро, так нескоро. Прясть ушами, о лошади, насторожив их, подергивать туда и сюда, от испуга, робости, нетерпения, бойкости. Ушами прядет, хвостом вертит. Не пряди ушами, не миновать.
Паук прядет, выпускает и сучит нить.
Кикимора прядет по ночам, поверье.
Села невестка прясть: берегите деверья глаз!
Наши пряли, а ваши спали.
Пряли бы волки по закустью, а нам початки приносили!
Мужик не прядет, да без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.
В городе ни ткут, ни прядут, да тоньше нашего ходят.

 Прядение, пряние,  прялье, пряжа  действ. по глаг.
| Пряжа, пряденые - несученные нитки, суровье в одну нить. Пряжа, коли идет на нитки, сучится или тростится с двух початков на один, сдваивается, а на точу, сматывается прямо на мотовило (рогуля, вилка, с костылем на пятке): это моток или мотушка, которая белится или красится, распетливается на воробах (крест на стойке), с них мотается на вьюшку, насаженную на прут в станке; со вьюшки пряжа (для утока) переходить на цевку, надетую на кончик веретена, вставленного с кружалкой подле другого конца своего, в скальницу; цевка после вставляется в челнок, проткнутая спицей.

Это Даль рассказал о машинном прядении.

Немилое прялье, где милого нет, посиделки.
Прядь, прядка - вытянутая из кудели и скрученная нить.
Прялья, пряха, прялка - женщина, которая прядет, умеет прясть.
У нашей пряхи ни одежды, ни рубахи!
Не до прялья прялье, весна красна!
| Пряха, прялка, пряслица или прялица, пряшница, самопрялка, самопрядка, снаряд, для прядения без веретена: одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, обращает колесо.
| Пряслица, или вернее пряслице. донце под кудель или под гребень, для ручной, веретенной пряжи; шестик и донце вместе, и один шестик этот, для привязки к нему кудели.

Я использовал далеко не все слова, приведённые у Даля в гнезде глагола ПРЯСТЬ. Отмечу особо, что каждому действу в прошлом соответствовало своё слово, очень точное. Примитивной жизнь не была, если использовался такой богатый  словарный запас, до которого нам ой как далеко. Мы сегодня обо всём судим, на мой взгляд,  примитивнее, поскольку очень часто используем иностранные слова, нередко безсмысленные.

Для сравнения смотрим у Даля слово СУЧИТЬ.
СУЧИТЬ и сукать или скать что, сучивать и сыкать, спускать крученую нитку, свивать вдвое, тростить; также и вообще крутить, скручивать веретеном. Нитку прядут, т. е. мыкают и тянут из кудели и сучат веретеном, затем двоят или тростять ее и снова сучат, спуская две пряди в одну; это трощеная или сученая, суканая, сканая пряжа. Посыкай круче, посучивай, сучи смелее.
|| Сучить свечи, церковные, скать, маглевать, катать, делать.
Сучить, скать тесто, раскатывать скалкою, рассучивать руками, переминать и катать, особенно для сдобного печенья.
|| После драки неча рукава сучить, засукать, заворачивать, засучивать.
|| Сучить ногами, болтать сидя, беспокойно дергать, или лежа тереть нога об ногу, как дети, при боли в животе.
|| Канат сучит, морское безличн. сорвало с закрепы и выносит, удаляя судно от якоря.
|| Сучить на кого - сплетничать, наговаривать, поселять раздор; кажется, сучить от сука, а не от сучить. сучиться. Всучить щетинку в вервь. Канат высучило. Досучивай тесто. Засучи, заскай рукава. Наскала пряжи. Отсучилась, кончила. Посыкай, посучивай небось. Подсучить кому, что, удружить. Нитка пересучилась, порвалась. Присучить кончик. Проскала всю ночь. Рассучи веревку по прядям. Ссучи нитку вдвое. Сученье, сучка - действ. по глаг. Суканье, сканье то же. Сучильный или сукальный, скальный (см. скать), к сученью относящ. Сучильщик, сучильщица кто сучить что. Сучильня, скальня, см. скать.

ТРОСТИТЬ – синоним слову СУЧИТЬ, но не во всём.
 
ТРОСТИТЬ - тращивать веревку, вить, свивать, спускать пряди, сучить, сукать, скать; сдваивать. Употреб. ошибочно вместо растить, сращивать веревку. Тростить пряжу, двоить, после чего сучат, скут ее на веретене. Тростить веревки, спускать пряди.
|сливать, ссыпать в одно, мешать, смешивать. Не трости жита с ячменем. Не трости воды в квас.
| Говорить, повторять одно и то же, упорно стоять на своем. Он знай свое тростит! Пытал я тростить ему об этом, уж я толковал ему. Одно трости: Господи, прости! Трощенье, действие по глаг. Втростить нитку в веревку, чтобы узнать ее, перерубив. Натростить пряжи, перетростить всю. Стростить пряди, веревку. Затростил свое! Натростил воды в сусло. Растростить веревку, развить. Перетростить покруче. Тростильный баран, -сани , для трощенья, спуску веревок. Тростильная, тростильня, просак, место, длинный сарай, где тростят веревки, -льщик , -щица , кто тростит.
Трость,  тростник собир. троста, тростие -  болотное, коленчатое растенье Arundo, Digraphhis, Phalaris, камыш, растущий дудкою, но есть и сплошные виды. Бамбук, заменяющий бревна в постройках, и сахарник, и писчий камыш, принадлежат к тростям, к тростнику. У нас растет один вид тростника или камыша, Arundo phragmites, который ошибочно зовут очеретом и бочарной травой, и наоборот, растенья: сит, ситовник, очерет, кушур, чаполочь и пр. ошибочно зовут тростником.
| Игорь князь поскочи горностаем к тростию, Слово о полку Игореве,  к тростнику, в камыши, в тростниковые заросли. В тростниках реки Сыра кабаны и бобры водятся. Зайцы по зимам в мелкий тростник ложатся. Троста и треста, см. трескаться, треска.
| Палка, посох, жезл из сплошного, гибкого и весьма крепкого тростника, натуральная, камышовая трость;
| затем, всякая ручная палка или посошок пешехода, чисто обделанный, или в оправе. А в тросточке ленточка букетовая, песен. Тростка, тросточка;
| Трость, тростинка, камышовое писчее перо древних и ныне многих азиатцев. Турки и персияне тростями, тросточками пишут. Трость книжника скорописца. Пословица.
| Трость, в духовых муз. оруд., пищик, губник, тростяная пластина, вставляемая в кларнет и фагот.
| Трости, лады, клепки обручной посуды. Запрети зверям тростным, Пословица. Тростниковые заросли, камыши, южн. плавни, зимний притон скоту, овцам. Тростниковое болото; тростяное перо, дудка, свирель. Тростяная рогожка, плетенка, на стулья. Тростянка, камышовая дудка, сопелка.
Вот такое обилие примеров из словаря Даля. Многим нашим современникам значительная часть этих слов ничего не говорит, поскольку они вышли из употребления вместе с  вещами и действиями, которые ныне не используются. Но интересно знать, чем жили, чем дышали наши предки, какие слова не сходили у них с языка.


Рецензии