1. 26. Курман-Кемельчи

 Не реже одного раза в месяц  учителя посещали районо, где получали зарплату.
Заодно день этот наверняка использовался для различных совещаний, заседаний и прочих мероприятий,
как нужных, так и совершенно бесполезных.

Заканчивался февраль, и отец вполне мог, воспользовавшись случаем, обратиться  к начальству с просьбой
относительно топлива и керосина.
В то время Русская Антоновка не была электрифицирована, и вечерами отцу приходилось готовиться к урокам
при свете керосиновой лампы – семилинейки.
{См.: 13.4.74}

Районо, как полагается подобным учреждениям, размещалось в райцентре, то есть Курмане-Кемельчи.
Таковым он стал в 1935 году, когда в дополнение к Биюк-Онларскому национальному немецкому району
создали аналогичный Тельманский.

Не знаю, сколько в посёлке проживало немцев.
{13.186.6}
В 1926-м насчитали 61-го (из 811 жителей!).
{См.: 13.220}
Зато в северо-восточной части района они составляли большинство населения, о чем убедительно свидетельствовали
тогдашние названия сёл и деревень.

Возьмём, например, Адаргин Немецкий.
Наша семья переехала туда из  Антоновки в начале 1950-х,  когда село это, большое, красивое,
утопавшее в тополях и шелковице, уже именовалось Мускатным.
А основали его, между прочим, в середине XIX века немцы евангелисты, которые сменили здесь
эмигрировавших в Турцию крымских татар.
{См.: 13.4.88}

Вот они, сёла и деревни, красным цветом обозначенные на карте исчезнувших и переименованных после войны
населенных пунктов.
Найдорф (Николаево), Нейгофнунгсталь  (Владимирово), Фрайдорф (Новосельцы), Найлебен (Восход),
Нейшпроцунг (Чапаево), Ротендорф (Климово), Ойфленбург (Заря), Розенфельд (Розовка), Найман (Советское) –
невозможно все упомянуть!...
{См.: 13.219}   
В общем, нисколько не удивительно, что Тельманский район какое-то время имел статус немецкого национального.
{См.: 13.4.76}

Как известно, в Крымской АССР наряду с обычными административными районами существовали одиннадцать национальных:
шесть крымско-татарских, по два немецких и еврейских, один украинский.
«К началу Великой Отечественной войны, –  сообщается на сайте «Крымология», – все районы потеряли
национальный статус (в 1938 году – немецкие, в 1939 – еврейские, затем все остальные)».
{13.146.2}

Поселение  Курман-Кемельчи появилось не позже 1865 года.
Его название – в переводе с татарского «не высыхаемое» – говорит само за себя.
{См.: 13.185}

В середине 1950-х  переехали мы из Мускатного (бывшего Адаргина) в Курман.
Тогда это  уже был поселок Красногвардейское.
Здесь я пошёл в первый класс, и едва ли не главным воспоминанием осталось то, как в сезон дождей
пробирался в школу, неся на резиновых сапогах пуды липкой грязи.

Впрочем, есть и другие, не менее убедительные варианты перевода названия.
Так, на сайте «Симферопольское благочиние» утверждают: «Курман» в переводе с тюркского означает «полевой стан»,
а Кемельчи – фамилия татарских мурз, которые владели этими землями до 1783 года.
{См.: 13.186.6}

На другом сайте «курман» переводят как «колчан для стрел».
А напоминая об известном казанско-ногайском переходе «б» в «м»,  не исключают и трансформации
тюрко-мусульманского слова «курбан» в «курман» («пожертвованный»).
В связи с этим обращают внимание на то, что в Киргизии праздник жертвоприношения Курбан-байрам
носит название Курман айт.
{См.: 13.211}

Теперь о том, каким его видел зимой и весной 1940-го мой отец.
«Из крошечной пристанционной деревушки вырос поселок с населением около 3 тыс. человек», – утверждают одни.
{13.186.6}

А вот иные данные.
В 1805-м здесь насчитывалось 48 жителей (все крымские татары), в 1926-м  – чуть более 800,
в том числе свыше 600 русских, а в 1939-м – 1 754 человека.
{См.: 13.220}

Как бы то ни было, Курман в довоенные годы заметно преображался.
В Интернете нахожу сведения о том, что уже тогда была создана Курманская МТС.
Она с успехом  обслуживала колхозы района.
{См.: 13.186.6}
В 1927-м в поселке заработала небольшая электростанция.
В 1935-м вступили в строй пищекомбинат, мельница, в 1937-м – промкомбинат с каменоломней.

В те же годы открылся районный дом культуры, в нем показывали кино, работала библиотека.
В сентябре 1939-го в 28 классах здешней средней  школы за парты сели 980 учеников,
с которыми работали 48 педагогов.
{См.: 13.212}

Дрова в районо, думаю, отцу не выписали, но, возможно, помогли с керосином.
Русская Антоновка тогда не была электрифицирована, и вечерами он готовился к урокам
при свете керосиновой лампы – семилинейки.
{См.: 13.4.74}

«В методкабинете его снабдили нужными наглядными пособиями и методическими рекомендациями», –
предположил я в первом варианте главы. 
Написал – и подумал, а было ли вообще такое подразделение в тогдашнем районо.

По идее, имело право на существование: в 1930-е годы большинство педагогов были начинающими, как мой отец.
На сайте newtonew сообщается: «на протяжении всего десятилетия доля учителей со стажем работы менее пяти лет
составляла около 50 %».
{13.190}
Кто, как не они, нуждались в помощи опытных коллег?

Пришлось опять исследовать могучие отвалы Сети.
Вот заметка в «Учительской газете» за 18 декабря 2007 года – «Методической службе Северо-Запада – 70 лет».
{См.: 13.205}
Получается, в 1937-м она уже была?..

А вот документ, датированный февралем 1940 года, за подписью заведующего Булунским районо Якутской АССР:
«Согласно приказу Наркомпроса АССР организую методическое бюро для оказания методической помощи
учителям, культармейцам и методистам, общественникам школ, взрослым для улучшения качества работы школ…»

Дальше – больше!
На сайте Центра мониторинга и сопровождения образования Рязани читаю:
«История методической службы началась в нашей стране в 30-е годы двадцатого столетия,
когда выявилась нехватка квалифицированных учительских кадров в школах.
Стали создаваться институты повышения квалификации учителей, методические кабинеты, опорные (базовые) школы
для распространения опыта лучших педагогов».
{13.206}

И вот, наконец, нахожу на одном из форумов страничку «Историко-педагогические аспекты становления и развития
системы методической работы в России».
Читаем:
– 1930-й – при Наркомпросе РСФСР сформирован учебно-методический сектор;
– 1931-й – состоялся I съезд инспекторов-методистов.
Принята резолюция «Об организации и содержании методической работы в районе»;
– 1938-й – проведено Всероссийское совещание по методической работе. 
Утверждены «Положение о методической работе в школе», «Положение о районном педагогическом кабинете
районного отдела народного образования», «Положение о кустовом методическом объединении учителей».

Таким образом, «к концу 30-х годов была практически создана единая государственная система
методической работы с педагогическими кадрами».
{См.: 13.207}

Исходя  из сказанного, отец должен был оказаться под крылом  методического объединения
учителей начальных школ.
А таковыми в Тельманском районе в 1930-е годы являлись 36 из 45 учебных заведений.
Лишь 7 – были неполными средними и только 2 – полными средними школами.
{См.: 15.11, с.116}

По идее, к тому времени мог быть уже создан и районный педагогический кабинет Тельманского районо.
Вот только сведений об этом никаких я не нашёл.

К тому же, как информирует сайт newtonew, если «к концу 1930-х было более-менее налажено снабжение школ учебниками»,
то наглядные пособия, карты и другие принадлежности отсутствовали, учителям приходилось изготавливать их самим.
{См.: 15.11, с.116}

Между прочим, даже в начале 1950-х мне доводилось видеть дома средства наглядности, собственноручно выполненные отцом.


Рецензии