Реквием просветлённой души
Реквием просветлённой души
Великие посвящённые -
песнопевцы святой красоты просветлённости,
глашатаи священной литургии блаженного жития -
Константин Бальмонт:
" Где же я... "
"Где же я?
Где же я?
Веет, сеет Небо снег.
Где же я?"
Метафизический комментарий:
Кто есть Я?! -
пронзающей «снежный холод» поднебесья силою взывает Душа
вселенским криком молчности во все пределы «сеющих веяний»
Предвечного закона?!.
Кто это Я — отражённое во бессчётье зазеркальных лабиринтов вечного Света — вопрошает со истекающим "кровию" из кожи выходящим беззвучным криком о вселенской истине?!.
Где же я во сознание моём, с чем связую себя, кем вижу и слышу свою явленность во храмине земного тела?!.
"Если б плыть
Если б плыть!
Можно б встретить тихий брег,
Если б плыть!"
Метафизический комментарий:
И ежели отпустить привязки свои —
я тело, я личность, я делатель, я хозяин... я человек, - где буду я, и кто останется вопрошающим?!.
И если «просто плыть» - жить во нынешнести живой, «здесь и сейчас», во многомерности созерцающего свои светотени Света?!.
"Я в цепях,
Я в цепях!
Тело бело, мысли лед.
Я в цепях"
Метафизический комментарий:
...И наблюдаю я отстранённо «со кристальным льдом» чистоты умозренья и вижу -
«оковы и цепи, замки и решётки» - «тюрьму» теней тяжестности, спаянных временем зримым во яви мирской...
"Не привстать
Не привстать!
Не стряхнуть мертвящий гнет.
Не привстать!"
Метафизический комментарий:
...И силою истошной искуплённой дольности «привстаю» во видении сознания во горние -
смертию попирая смерть,- и...
о чудо превышнее - «привстаю, надстою!» -
и тени рассеиваются сияющим Светом...
"Время нет.
Время нет!
Время было и прошло!
Время нет"
Метафизический комментарий:
Иллюзорность растворяет самое себя, смерть попирается смертию, -
нет никаких теней ни самих во себе, ни самих по себе, -
время растворяется во любящем свете Истока...
"Белый свет.
Белый свет.
Где же я? Дрожит крыло!
Белый свет!"
Метафизический комментарий:
Изначальный «свет» Сознанья не пятнается своими «тенями», не обрастает пороками "темноты" -
Творительная сила Любви — чиста от «трений и забвений» образов своих иллюзий.
Блаженной радугой сияет изначально «белый» Свет Сознания
и восхищается растворяющей абсурд красоте, сотканной из духотворённой
ткани Света и Любви Истока...
И «дрожит крыло» восхищенья души чудесами Господними:
Я есть Дух, созерцающий себя во отраженьях просветлевшей Души,
и воспеваю я преблаженную песнь со поверхности планеты Земля
из храма временной обители своей и песнопению моему нет конца во Тверди Небесной - ибо поёт во мне — сам Источник...
Аминь «просветлённых душ»
Свидетельство о публикации №218110701070
Реквием...Почему реквием? Почему туда тебя потянуло?
Реквием - это траурное произведение, заупокойная месса католической церкви в память ушедших, погибших, это служба по усопшему и просьба о покое в буквальном переводе с латинского.
Здесь вижу целый развернутый свиток с картиной смерти тела и выхода Души в просветление - историю этого события-перехода в мир иной - в представлении поэта.
Значит, реквием поёт освобождённая душа плотному белому миру смерти, где она была в скафандре.
Начало - с вопроса замкнутой в саркофаге тела Души, в котором находиться вынуждена и где она, живая, живёт. Здесь холод, безжизненность - ассоциация со снегом.
- Где же я?
Далее...
- Если б плыть...можно встретить тихий берег -
Душе хочется движения к покою, к гармонии. Маета и мечта, порыв с надеждой на избавление:
- Я в цепях!
Тело бело, мысли лед.,-
констатация ощущения, что она не на своём месте - обескровленное белое мертвое тело, отсутствие мыслей и движения - оледенелость, окаменелость неподвижность. Маета души в нём и попытка покинуть тело-тюрьму:
- Не привстать!
Не стряхнуть мертвящий гнет. - попытки безнадёжны...и ужас, охвативший душу, чувствующую себя в холодной замкнутой тюрьме смерти. Тёмный час перед рассветом... на дне тяжесть, но там и перевоплощение...И вот уже прозрение:
- Время нет!
Время было и прошло! - как гром - рубеж-озарение на границе двух состояний в пред-переходье, закончилось время жизни души в теле; выход в состояние безвременья...осознание, что времени просто нет! и это освобождение!
- Где же я? Дрожит крыло!
Белый свет! - вылет в свободный полёт.
Это мощное по напряжению, по сгустку мыслей и чувств стихотворение, перекликается с одним моим давним сном, в котором было переживание вылета души из родного дома, она потерялась и не знала, как вернуться назад. Помню отчаяние и падение на землю, безутешное горе...Но...сильные огромные две руки великого Невидимого подхватили мою Душу и легко подняли, она почувствовала, что не одинока и спасена Богом. Я помню свободный вольный полёт и радость, великую Благодарность Богу-Спасителю.
Твой комментарий принялся, как жизнеутверждающий, картина возвещает выход в состояние просветления - где двое слиты в Единое- Мужчина и Женщина в сияющем Человеке.
Что до меня, я благодарю ещё за поворот к Константину Бальмонту, а заодно и к созвучной, по теме Реквиума, Анне Ахматовой. Тема Реквиума ею прожита и выношена глубинно, когда 17 месяцев она провела в тюремных очередях в ежовские времена и стояла с народом, впитывая его боль. "А вы можете написать об этом?" - шепотом спросила её одна из стоявших в очереди женщин, узнавшая, что рядом известный поэт. "Могу" - ответила Анна. И смогла!
22 года эта рукопись в безмолвии и памяти близких прожила и настоялась, как хорошее вино, она писалась и сжигалась Ахматовой от цензуры. Затем рукопись увидела свет и потрясла людей. Не пережив лично, не смогла бы поэт так выписать боль народную.
Что уточнила о произведении Бальмонта. Стихотворение его "Где же я" одно из цикла "Хоровод времён",
http://ollam.ru/classic/rus/balmont-konstantin/horovod-vremen,
написанного в 1908 году.
В ранних стиха господствуют настроения печали, безнадёжности и уныния. Но на рубеже 20 столетия тон поэзии Бальмонта резко изменился. "Будем, как Солнце"."Только любовь. Семицветие" Это 1903 год. Чтоб понять стих лучше, погрузилась в чтиво стихов в окружении этого стихотворения в Хороводе...".
Предшествует "Зачем звено с звеном свивая.."
...последний, музыкально прекрасный в звуках, катрен о саркофаге:
"Зачем, звено с звеном свивая,
Сюда спустился светлый сон,
Звуча зурной, струной, свирелью,
Струя струю светлей зари?
....
Шутя, блестя, шурша, как шалость,
Зачем тот шепот – шелк пришел,
Свирели счастья в саркофаге
Зачем, зачем, зачем, зачем?" -Душа знает счастье по светлому сну и томится здесь...
Последующее стихотворение за "Где же я" ("Юрта" - тот же "саркофаг", пленяющий Душу)
"Не могу я быть в юрте…"
Не могу я быть в юрте,
Не могу уж, не могу.
Захлебнулся я в мечте,
Эти мысли, те, и те,
Вечно мысли стерегу.
Быть в измысленной черте
Не могу уж, не могу.
Не могу в юрте я быть,
Зрячий филин – и слепой.
Самого себя любить,
Душу в малости дробить,
Чтоб себя же обступить
Все собой, самим собой.
В Белый Мир пойду теперь,
Белый Ад хочу избыть,
Распахну я настежь дверь,
Быть с собою – то не быть.
Белый Мир, вступаю в бой,
С Белым Дьяволом, с тобой.
Белой Смерти я вкусил,
Столько, столько, что не счесть.
И вкушу еще, до тла.
Вот, ты есть и ты не есть,
Ты скорее лишь была.
Не считая капель сил,
И глядя на ток светил,
Я узор мечты плету,
Я бросаю свой уют,
Зажигаю я юрту,
Языки Огня поют.
Белый Мир, в последний бой
Выхожу теперь – с тобой,
Ты не сможешь победить,
И в тебе найду я нить
В сказку Жизни Голубой.
Прочла статью В.Я. Брюса о "Хороводе" http://dugward.ru/library/brusov/brusov_k_d_balmont_st4.html
Вот и выход в цветной Голубой мир - Просветления Небесного, так он обозначен Поэтом.
Ну что, Юлиус, спасибо за ввод в библиотеку поэтов, живущих сердцами.
Светлана Кременецкая 08.11.2018 12:27 Заявить о нарушении
Бальмонт был одним из немногих поэтов, кто во высочайшей стихотворённой форме
описывал процесс просветленья человеческой Души, которая имеет изначальные корни во Духе и ничем - в основе своей - не связана и никаким темницам - во сути своей - неподвластна,-
ежели говорить образным языком символов духосознания.
Я пытался с позиций высшей метафизики сознания прояснить суть;
Ты, Светлана, - описать историографию;-
и наши комментарии - создают многомерную полифоническую симфонию
со-причастия ко великой мистерии жизнебытия, истекающую живым
ре́квиемом (от лат. requies «покой», «упокоение») всем иллюзорным теням
любящего света Сотворителя...
Юлиус Гольштейн Анандамурти 08.11.2018 23:32 Заявить о нарушении
"Сила Бальмонта - в остроте, с какой он переживает каждый отдельный миг; в умении полно и ярко выразить эти индивидуальные, интимные, исключительные переживания - все ее очарование. "Я каждой минутой сожжен", "Я - внезапный излом", "Я - ничей", говорил сам о себе Бальмонт."
Давай ещё немного почитаем Бальмонта...он так близок!
"Я вспомнил что-то из того…"
Я вспомнил что-то из того,
Что было некогда моим,
Теперь же призрак, ничего,
Отшедший звук, ушедший дым
Я был у моего окна,
В каком-то сладостном бреду,
А голубая вышина
Зажгла Вечернюю Звезду.
И вдруг я понял, что звено
Есть между вышнею и мной,
Что темный с светлой есть одно,
Что я земной и неземной. (!)
И так душа была жива,
Как в Мае пляска светлых дев,
Душой – в одно слиявши два, (!)
Я пел вселенский свой напев.
«Как я пишу стихи»
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая,
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда – не сочиняю.
"В мое окно глядит Вечерняя Звезда…"
(это больше, чем стихи, присутствие в Единении противоположностей, приятие их!)
В мое окно глядит Вечерняя Звезда.
(Она же Утренняя)
Вокруг меня шумят ночные города.
(Они же утренние).
В моей душе навек слились и Нет и Да.
(И Да и Нет – их нет).
В моей груди дрожит благоговейный вздох
(В нем и проклятье).
Вокруг моих гробниц седой и цепкий мох.
(Он и с расцветами)
Со мною говорят и Сатана и бог.
(Их двое, я один).
Белый лебедь (отрывок) - к твоей картине
Белый лебедь
Дети Солнца, мы приходим,
Чтобы алый цвет расцвел,
Быстрый счет мы с миром сводим,
Вводим волю в произвол.
Там где были разделенья
Заблудившихся племен,
Входим мы как цельность пенья,
Как один прибойный звон.
И эти два любимые, напоследок:
Тринадцатый (очень интересный цикл про времена года и завершение 13!- как выход из кружения!)
А кто же тот Тринадцатый?
Он опрокинул счет?
А кто же тот Тринадцатый?
– Я ваш отец, я Год.
Не я ли вам в кружении
Дал ведать бытие,
В различном выявлении
Различное свое?
И дал в цветы вам снежности,
И дал в снега – цветы,
Свирель печали – в нежности,
И звезд для темноты.
Не я ли дал сливаться вам
Из круга в круг другой,
Не я ли дал сплетаться вам
Как радугой – дугой?
Не я ль вам дал свободными
Сквозь три и десять быть,
Со днями хороводными
Сквозь нечет чет любить? –
Тринадцатый да славится,
Им весь оправдан счет!
В века веков да явится
Венчанным мудрый Год!
Да славится Тринадцатый,
Кем жив наш хоровод!
Да славится Тринадцатый,
Круговозвратный Год!
1907 Ночи Осенние.
"Играть"
Играть на скрипке людских рыданий,
На тайной флейте своих же болей,
И быть воздушным как миг свиданий,
И нежным – нежным как цвет магнолий.
А после? После – не существует,
Всегда есть только – теперь, сейчас,
Мгновенье вечно благовествует,
Секунда – атом, живой алмаз.
Мы расцветаем, мы отцветаем,
Без сожаленья, когда не мыслим,
И мы страдаем, и мы рыдаем,
Когда считаем, когда мы числим.
Касайся флейты, играй на скрипке,
Укрась алмазом вверху смычок,
Сплети в гирлянду свои ошибки,
И кинь, и в пляску, в намек, в прыжок.
Светлана Кременецкая 09.11.2018 00:42 Заявить о нарушении