Пора концертов

Как только осень золотая облетит листвой, небо потечёт затяжными дождями. Вместе с водой мы впитаем тяжесть дурного настроения и скуку. Эту последнюю усиливает ранняя темнота - часов в шесть. Уставшие глаза не желают утыкаться в экран, уставшие ноги не хотят стоять за бильярдом. Есть альтернатива дивану и кухне – вечерний концерт во Дворце Культуры.
Я не о гастролях звёзд или столичных театров, я о наших местных оркестрах из областного центра. Не морщитесь, да это дёшево. Но! Два часа после смены вы проведёте культурным человеком в приличном месте. Есть повод нарядиться: «В честь чего?» -спрашивают вас - «Иду вечером на концерт» - с достоинством отвечаете вы.
Из-под проливного дождя, вбегаем во Дворец, люди уже собираются. Здороваемся с гардеробщицей! Бабушки с прошлого века не несут ответственности за ваши ценные вещи, потому прячем мобильник и кошелёк.
Мой театр начинается с буфета. Дороговато, но чтобы голод не отвлекал от музыки хорошо перекусить. Чаёк, коньячок для настроя, для согрева. Полистал телефон, встретил подругу, супругу - у кого как. Мелодичный второй звонок просит занять места в зрительном зале.
Места любые, у большинства зрителей – абонемент. Зал не полон, но и не пуст. В основном, женщины, причем всех возрастов. Мужчины либо при даме, либо при маме, остальные - одинокие меломаны. Здороваешься… не так, кланяешься знакомым. Нельзя не заметить, что прошлой осенью они были не так седы. Улыбаемся, задаем прошлогодние  вопросы. Мягкие кресла. Вопросительные аплодисменты означают готовность и нетерпение.
Наш городок избалован симфонической музыкой, так как здесь родился великий композитор.  Каждую весну к нам приезжают знаменитые музыканты. Билеты на их концерты раскупаются за несколько месяцев. И нас раздражает, когда расфуфыренная ведущая напоминает залу, что аплодисменты не уместны между частями произведения.
Родина мирового гения обязана иметь свой симфонический оркестр, на него мы и пришли. Всё лето коллектив разъезжал по Европе, участвовал в фестивалях, даже играл на уличных праздниках. На протяжении осени и зимы, загорелые музыканты радуют жителей областных городков своим искусством.
Мы узнаем их лица. С того первого раза, когда сомневались в качестве звучания. На виду всегда первые ряды струнных инструментов. Вот пожилая скрипка уступила первое место молодой женщине. Зрелые сутулятся, молодежь сидит прямо. Трубачи прячутся за спинами щипковых. Выделяется высокая девушка у большого барабана - она может незаметно улизнуть за кулисы при длительных паузах в своей партитуре. Возможно – она скрипачка или флейтистка, но пока барабанит. Рядом с ней парень, он же ударник на ксилофоне, челесте, литаврах, тарелках. Удобно устроился - его иногда подменяет девушка. Успеет перекурить.
Все элегантны, как подобает, в чёрном, в концертном. Кое-где блеснёт запонка, цепочка. Молодой дирижер вышел в чёрной рубашке. Он не первый руководитель, мы еще помним предыдущего. Взял за руку первую скрипку, окинул взором оркестр, взмахнул и…
Только не говорите, что не любите классику? Не обязательно любить, можно раз в году послушать. Если приезжие мэтры давят провинциалов сложностью редких симфоний, то наш оркестр угождает слуху знакомыми мелодиями. В репертуаре имеются трудные вещи, но лишь для того чтобы подчеркнуть мастерство исполнителей. Возможно, не очень честно изменять серьёзной музыке с джазом или с оркестровками рока, но такие средства оправданы борьбой за слушателя. Как бы там ни было, приятно услышать знакомый мотив, узнать трудное имя его композитора, подивиться времени его сочинения.
Провинциальный оркестр всегда дает своим музыкантам возможность блеснуть мастерством. Причем солируют не только заслуженные, но и молодые исполнители. Скрипка, труба, саксофон, рояль по очереди наслаждаются тем, как целый оркестр подстраивается под их ритм, выдерживает, заданные ими паузы. Это радует слушателей, горят глаза и ладоши.
Ярым противникам классики предлагается выступление эстрадного оркестра. Коллектив, что вырос из циркового ансамбля в джаз-банд. Ба, знакомое лицо - вон тот кларнет мы видели в симфоническом. Здесь у него тоже небольшое, но яркое соло. Градус аплодисментов удерживают вокалисты. Мужчина, парень и девушка поют джаз и любимые песни на разных языках.
Инструменты начищены до золотого блеска, их обладателям не стыдно подняться  с места и показать свой талант импровизации. Наибольшую овацию получает, традиционно, барабанщик. Его зритель не видит, лишь постукивает ему в такт ногой. Наименьших аплодисментов удостаивается «клавишник» – корявые звуки из семидесятых, лучше было бы заменить фортепианными, его фирменный синтезатор позволит. От электро-гитариста всегда ждёшь большего, жаль опять не сегодня.
Зрители благодарны, стоя провожают музыкантов, пара букетов. В любом случае настроение приподнято. Или полный восторг, или ощущение себя гурманом, особенно когда твое мнение кто-то разделяет, в гардеробной очереди.
После концерта, ненастье утихает, как затухают дневные рабочие волнения. Легко дышится влажным осенним воздухом, хоровод мелодий и мыслей кружится в голове. Отдохнувшие ступни, несут окрыленное тело, домой. Пешком, не до автобусов, не нужны такси. Задушевное настроение, вечерний чай, прекрасная кода шумного рабочего дня.


Рецензии
Добрый день! Мне понравилась ваша зарисовка о концерте в провинциальном городе.Хотелось бы еще что-нибудь прочесть "провинциального". Я ищу художественные вещи о жизни в провинции, и вот вышел на ваш текст.Знаете, после вашего концерта стал вспоминать, где читал нечто подобное...Вспомнил! В книге "Австрийская новелла 20 века"(изд.1981 г) есть небольшой рассказик "Взгляд на оркестр сверху" автор Альфред Польгар. Если хотите, можете поискать в поиске интернета...
Пишите еще о жизни в провинции, или пейзажные зарисовки, стиль у вас приятный, сдержанный, чуть ироничный...С уважением. Олег

Олег Аникиенко   22.03.2019 17:00     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, прочитал "Взгляд на оркестр сверху" я люблю новеллы в переводе

Ник Серафимов   27.03.2020 10:39   Заявить о нарушении