Ссуда

Условием приема на работу мне поставили переезд в тот же город. Посмотрел по карте: Кфар-Саба. На север. Округ Шарон. До этого я пытался получить караван на юге - в Гедере, но к власти пришла Авода... Впрочем, никаких своих предпочтений у меня не было. Было все равно, куда ехать - лишь бы из киббуца. Киббуц предоставлял мне жилье и стол - за работу полный день. И то и другое самого сомнительного качества. И карманные деньги - 60 новых шекелей в месяц. Этого не хватало даже на проезд. Так что я только и ждал случая расстаться с этим гостеприимным местом. Почему бы и не Кфар-Саба?

Но я не представлял себе, насколько трудно окажется снять квартиру - на посильные для меня деньги. По наивности, сначала рассчитывал на чью-либо помощь в поисках и переговорах, но этот расчет оказался напрасен. Сандра сообщила мне только телефон квартирного маклера. В "Дапей захав" я сам нашел еще полдюжины. И взяв чековую книжку, поехал в город, снимать квартиру. Понятия о том, как это делают, у меня не было, но некого было и просить о содействии. Маклеров в городе оказалось одиннадцать. Я обошел их всех. Даже тех, кого не было в телефонном справочнике. Безуспешно. Захожу к очередному:

- Ани михапес дира.
- Эйзо дира ата михапес?
- Ло гдола, ло якара, - поясняю я.
- Эйн ли, эйн ли! - Шарахается маклер.

Таких квартир, что мне по деньгам просто нет. За неделю я оббежал весь город, от перекрестка до кладбища, включая и Йосеф-Таль - религиозный квартал. Начал искать комнату на подселение. Уезжал из киббуца рано утром и возвращался последним автобусом. Весь день на ногах, голодный, под дождем. После двух недель безуспешных поисков - ни квартиры, ни комнаты, понял, что одному мне ничего не снять. После нескольких несостоявшихся вариантов: семейная пара с ревнивым мужем, пятнадцать съемщиков на загородную виллу с тремя кондиционерами и прочей подобной экзотики, сложился шутафут с одной девицей, за стол и кров круглосуточно присматривавшей за сумасшедшей бабкой, от которой она мечтала избавиться. Стали искать вдвоем. Я брал в киббуце выходной (отрабатывал в шаббат) и с утра начинал обход: доски объявлений, квартирные маклеры, квартиры на съем... Весь день на ногах, голодные, дождь. Ноги у девчонки были сбиты в кровь. Некоторые "убитые" квартиры нам предлагали по три-четыре раза, причем цены только росли от маклера к маклеру. Вскоре я уже знал все городские окраины и весь "неликвид". Но ничего не находилось. Город оказался слишком дорогим для меня.

И, вдруг, удача. Молодая пара на год уезжает за границу и сдает свою четырехкомнатную по цене трехкомнатной - в одной комнате они закроют мебель. Планировка четырехкомнатных квартир много лучше: ванна, раздельный туалет... Платить надо вперед, за весь год. Таких денег у нас, разумеется, нет. Единственный для меня вариант - взять "сохнутовкую" ссуду. В буклетах она именовалась "льготной" - возврат начинался только через три года. Процент, однако, был грабительский и несложный расчет показывал, что отдавать придется вдвое. Но выбора не было. Как одиночка, я мог претендовать только на половину ссуды - порядка $1000, по курсу. Вместе с остатками корзины "абсорбции" это было около половины платежа. Еще столько же должна была изыскать шутафа. На что придется жить, старался не думать. И да, еще нужны два гаранта.

В день, когда нужно было ехать в банк, подписывать договор, я позвонил утром Любе, уточнить детали. - Симха отказывается дать гарантию, объявила она. Говорит: - Вдруг, он не сможет платить. И ладно бы, только квартира. Таяла и надежда на работу. Жить-то негде... В итоге, снять удалось землянку с алюминиевым жалюзи вместо входной двери. Кот свободно проходил через него насквозь. Комнат было две, смежные. Мне пришлось занять проходную. Но на кухне была какая-то посуда, в ванной - стиральная машина. Для нас это было огромное подспорье. Бойлер, к несчастью, оказался электрический и, к тому же, в горизонтальном исполнении. Несмотря на дикие счета за электричество, мыться приходилось едва теплой водой.

А ссуду мне, все же, пришлось выплачивать "по полной". Случилось так, что еще в ульпане Маша подписалась гарантом супружеской паре из Москвы. Вторым гарантом стала их двоюродная сестра. Как это было со многими, в Израиле супруги не прижились и через пару лет вернулись назад. Не погасив долги. Когда подошел срок выплат, банк озаботился поиском гарантов. Суд состоялся в Хайфе. Сестра оказалась матерью-одиночкой, взять с нее было нечего и вся тяжесть выплаты - ссуда, услуги адвоката банка, судебные издержки - легла на нас. Все, чего удалось добиться - уменьшения суммы ежемесячного платежа. Ситуация была дрянь: работал я один, оплачивал трехгодичную учебу Маши и тут еще чужие долги... Расплачивались долго и тяжело.


Рецензии