Ратное урочище станицы Старочеркасской

          В 1673 году на буграх севернее казачьего городка Черкасска русскими войсками под руководством инженера полковника Альбрехта Шневенца был выстроен земляной государев «Ратный» городок. Здесь разместилось войско в 6000 человек, задачей которого были совместные с донскими казаками боевые действия против Азова. (РГАДА ф.111, кн. 4А, лл. 82 об. 77 об. 1673 год сентябрь. Расспросные речи донских казаков.)

В 1677 году русский гарнизон покинул городок, а Ратное кладбище и казачье поселение вокруг него сохранилось. В 1701 году на Ратном кладбище была выстроена церковь Ильи Пророка с приделами Фрола и Лавра. Дата постройки храма названа в челобитной царю Петру 1, в которой казаки просят прислать священников для отправления богослужения в новой церкви. (РГАДА ф.111, оп 2 е.х. 1412 лл 816-817 об.1703 г).

До постройки Войскового Воскресенского собора каменных церквей в Черкасске и на всём Дону не было. Следовательно, новая церковь была деревянной. Также имеется документальное подтверждение существования Ратной церкви в 1718 году в челобитной войска Донского царю Петру 1(ГАРО ф55, оп 1, е.х. 1472, л 1а). На планах города Черкасска церковь была показана в 1735 году, в виде 4-х конечного креста, помещённого в окружность. О том, как она выглядела и какова была её конфигурация можно только строить догадки. (РГВИА ф.349, оп. 3, е. х. 1416.1735 год. План Черкасской крепости.)

Краевед Григорий Андреевич Левицкий в своей работе «Старочеркасск и его достопримечательности» сообщает, что при войсковом атамане Даниле Ефремове была построена Ратненская церковь в честь Преображения в 1733 году. К сожалению, он не уточнил, из какого материала была построена церковь. Также, он упоминает о том, что войсковой атаман Данила Ефремов для этой церкви купил колокол, отлитый на сибирском заводе Демидова в 1743 году для князя А.М. Черкасского, который наследники после смерти князя не смогли выкупить.  (Г.А. Левицкий. Старочеркасск и его достопримечательности. Новочеркасск. 1906 г. С 24.)

Из указа императрицы Елизаветы от 31 марта 1744 года, можно узнать, что в Черкасске намерены строить новую каменную церковь. Для строительства были наняты: 1 мастер, 8 каменщиков и 2 штукатура. Было куплено 200 пудов меди и олова для изготовления колоколов, которые должны были отлить в Воронеже. Военная коллегия выделила деньги на доставку металла в Воронеж и на проезд строителей до Волуек. Дальнейшая доставка мастеров ложилась на плечи войска Донского. (ГАРО. ф.46, оп. 1 е. х. 9, лл 164-164об. Марта 31 1744 год.)

К сожалению, неизвестно приступили ли мастера к работе, так как 12 августа 1744 года в Черкасске случился страшный пожар. Военная коллегия, опираясь на сообщение с Дона, доложила в Сенат о том, что в течении 3 часов «Черкасск з двумя каменною и деревянною церквями и со всем строением тако и с пороховой казной... згорел без остатку»(РГАДА. ф. 48, оп. 113, е.х. 234. л.2. Сентября 10, 1744 г. Доношение военной коллегии Сенату о пожаре в Черкасске.) Следовательно, Ратная церковь уже тогда была каменной, но скорей всего не достроенной.

В 1746 году войсковой атаман Данила Ефремов за счёт собственных средств заказал и вложил в Преображенский храм 4 больших серебряных лампады с 3 медными цепями и серебряными крышками каждая. Также из войскового погорелого церковного серебра войсковым коштом для Преображенской церкви был изготовлен серебряный, позолочённый, выносной подсвечник, датированный 29 апреля 1747 годом.(ГАРО ф. 699. оп. 1, е.х. 36.  лл 51,52. 1912 год. Описание предметов, хранящихся в Новочеркасском кафедральном соборе.)

В актах генерал-майора А.А. Лишина находим интересную информацию о том, что 13 апреля 1749 года по просьбе войска Донского в Москве были выделены деньги на подводы для возвращавшегося на Дон казака Михаила Барабанщикова. Он вёз с собой строителей: 1 мастера, 10 каменщиков и штукатуров, которые должны были отстроить в Черкасске церковь в честь апостолов Петра и Павла, а также каменную колокольню к Ратной церкви Преображения. (Акты, относящиеся к истории войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным. Том 2, часть 2. Новочеркасск. 1894 г. С 530-531) Следовательно, основной объём храма Преображения уже существовал, оставалось выстроить колокольню к нему.

Все новостроящиеся и поновляющиеся церкви города Черкасска были готовы к 1751 году. В честь этого события в Черкасск прибыл епископ Воронежский и Елецкий для освящения храмов. Преображенская церковь была освящена в три приёма: 6 августа сам епископ Феофилакт освятил главный предел во имя Преображения Господня; 8 августа архимандрит Варсонофий освятил престол святого Ильи; 10 августа архимандрит Корнелий освятил престол Фрола и Лавра.(ГАРО ф. 226, оп. 2. е.х. 3422.л 15. 1845 г. Опись имущества Преображенской церкви; ГАРО. Библиотека 9/с-61/В-11№10455. В Старом Черкасске в земле донских казаков.)
 
В 1788 году Преображенская церковь очень сильно пострадала при пожаре из-за того, что пономарь забыл погасить свечи. (Г.А. Левицкий. Старочеркасск и его достопримечательности. Новочеркасск. 1906 г. С 26.) Часть иконостаса уцелела так как в описи имущества за 1845 год упоминается, что в Преображенском алтаре висел выше окна большой образ из старого иконостаса, а на правом клиросе образ Воскресения Господня без оклада.(ГАРО ф. 226, оп. 2. е.х. 3422.лл 7об, 21об. 1845 г. Опись имущества Преображенской церкви.)

Ремонт Преображенской церкви после пожара продолжался до 1795 года. Для этого заготавливали строительные материалы за счёт войсковых средств: «творят известь песком, использовав 100 возов песка и заготовив ещё 200».(ГАРО. ф.338, оп.1. е.х. 894.  л 91. август 1789 год. Приказ Черкасским городским станицам.). Кровлю Преображенской церкви ремонтировали летом 1790 года, для этого потребовалось 140 железных костылей.(ГАРО ф.341, оп. 1, е.х. 131. л. 547а. Октябрь 1790 год. Определение Войскового Гражданского правительства.)

В сентябре того же года были объявлены торги на разбитые во время пожара церковные колокола с Преображенской церкви весом 20 пудов. 3 октября 1790 года войско Донское заключает договор с Воронежским купцом 3 гильдии Петром Алексеевичем Агаповым на отлитие и доставку в Воронеж трёх колоколов для Преображенской церкви в 50, 30 и 20 пудов.(ГАРО ф.341, оп. 1, е.х. 132. л. 4. Ноябрь-Декабрь 1790 год. Определение Войскового Гражданского правительства.)

В 1792 году ремонтные работы на Преображенской церкви продолжились. Для иконостаса изготавливались решётки (ГАРО. ф.338, оп. 1, е.х. 675, л 76 об.  1792 год. Приказы Войскового гражданского правительства). В марте 1792 года стали заготавливать лес и тщательно его сушить. Рабочих, занимавшихся этим делом, расселили по городским станичным избам. (ГАРО. ф.338, оп. 1, е.х. 675, л 99 об. 1792 год. Приказы Войскового гражданского правительства.)

В 1793 году для поправки окон Преображенского храма войском Донским были приобретены крючья, шурупы, шинное железо, а для распиловки камня — немецкая пила.(ГАРО. ф. 341, оп. 1, е.х. 151. лл 169-170. 1793 год. Журнал решённых дел по гражданской части).На заседании войскового правительства обсуждался вопрос о ремонте повреждённого пожаром паникадила Ратненской церкви.(ГАРО. ф. 341, оп. 1, е.х. 174, л. 216. 1794 год. Опись делам войсковой канцелярии.) Также в 1794 году был заключён контракт на починку преображенских церковных часов с сотником Романовым.(ГАРО. ф. 341, оп. 1, е.х. 174, л. 69 об. 1794 год. Опись делам войсковой канцелярии.)

В документах за 1794-1795 год прослеживается дальнейший ремонт церкви с выполнением разнообразных работ. Подряд на эти работы взял на себя поручик Алексей Асадченков. В одних документах он упоминается, как резчик иконостаса, в других, как архитектор. Асадченков организовал артель, работники которой жили и работали недалеко от Ратненского храма в доме старшины Русина.(ГАРО ф. 341, оп. 1, е.х. 173, лл. 12-13.  1794 год. Приказы Войскового Гражданского правительства городским станицам). В 1795 году Асадченков предложил позолотить иконостас, его предложение было одобрено войсковым правительством. Для золочения было куплено 46 книжек золота. (ГАРО ф. 341, оп. 1, е.х. 174, л 202 об.  1794 год. Приказы Войскового Гражданского правительства городским станицам).

К сожалению документов о завершении всех полномасштабных ремонтных работ по Преображенской церкви после пожара 1788 года и его повторного освящения пока не найдено. Имеются отрывочные данные о последующих ремонтах храма во второй половине XIX века. В 1860 году проводился ремонт храма по контракту казаком Прохором Пудавовым, которому заказчик остался должен 857 рублей 75 копеек серебром.(ГАРО. ф. 46, оп. 1, е.х. 667, лл 291-291об, 1863 год.)

В фонде 55 ГАРО имеются данные о том, что в Преображенской церкви на рубеже XIX-XX веков был сооружён новый иконостас из 28 икон художником Е.Г. Черепахиным.(ГАРО. ф. 55, оп. 1, е.х. 97, л 16 об). В 1917 году Старочеркасск пострадал от сильнейшего наводнения, уровень в Дону поднялся больше чем на 5 метров. В Преображенском храме вода стояла над полом на 0.5 метра, пострадали стены храма и нижняя часть иконостаса. Для ремонтных работ станица наняла по контракту серебряных и малярных дел мастера Никодима Францевича Личинского с его сыном Иваном. За работу им было выплачено 250 рублей из свободных церковных сумм.(ГАРО. ф. 226, оп. 5, е.х. 118, лл 2,3, 6. 1917 год. О ремонте Преображенской церкви в Старочеркасске.)

С конца XVII века кладбище вокруг Ратненского храма становится главным погостом города Черкасска. Здесь в разное время были похоронены представители известных донских родов: атаман Фрол Минаев, воспетый в песнях Иван Матвеевич Краснощёков и его внук Алексей, генерал от кавалерии В.П.Орлов, родители М.И.Платова, многочисленные Карповы, генерал- лейтенант Я.П.Сулин, полковник Яков Мешков, один из первых командиров лейб-казаков, войсковой атаман Данила Ефремов, надгробную плиту которого обнаружили совсем недавно.(Л.М. Жукова. Преображенская церковь станицы Старочеркасской. Газета «Победа» №69-70 от 23 июня 2001 года)

Эту плиту Данила Ефремов заказал ещё при жизни. Она сделана из белого мрамора, украшена цветами и плодами, солнцем и луной. Мастер, делавший плиту, выбил две цифры даты смерти «17», а вот «60» нацарапано уже после смерти атамана. Плиту обнаружили при расчистке территории вокруг церкви в 2001 году.В настоящее время эта плита находится на атаманском подворье у восточной стены.

Ратненское кладбище в 1814 году было огорожено стеной, сложенной из аршинника, на стену была поставлена железная ограда, состоящая из железных прутьев, поочерёдно сделанных в виде креста и пик. При кладбище и церкви была сторожка, где жил сторож, который следил за порядком и чистотой. Он подрезал деревья, подметал дорожки. Закрывал и открывал ворота. Центральная аллея была обсажена высокими тополями. В праздничные дни по аллеям прогуливалась молодёжь. На могилы ставили кресты, клали надгробные плиты, богатые казаки ставили голубцы.

Голубцы – это один из видов захоронения. Голубцы строились из кирпича с железной крышей, имели округлую форму. Внутри вешали икону и лампаду. Под голубцами был склеп с дверью, которая была засыпана землёй. Когда хоронили, дверь открывали, вовнутрь ставили гроб, дверь закрывали и засыпали землёй. В XVIII, да ещё и в XIX веке, компании стариков собирались у голубцов. С собой приносили ендовы с крепким мёдом, разливали по кружкам и пили «за упокой души» усопших и за здоровье живущих. После чего начинали петь любимые богатырские песни.

Фактически Ратное кладбище с Преображенской церковью в XIX веке стало донским пантеоном, где что не захоронение, то славное имя донца, защитника и слуги Отечества.


Рецензии