94. Остров

Нет, не "невезения, абсолютно весь".
Павла Лунгина. Наверное, про Соловки. Точнее, про историю одного человека, пребывающего наедине с Богом.

Читаю жития святых и вижу такие слова: "Он был прост такой обычной простотой, что казалось - ну, самый простой человек, никак не святой!", "Он был одет в одежды самые простые", "Он сам чистил нужники" и так далее, вплоть до смешного - а кушал он тоже сам? Никто ему ложечку ко рту не подносил? А тарелки за собой сам мыл? А полы пылесосил - тоже сам? Надо же, совсем как мы, простые люди! Нам ведь что ни расскажи - в первую очередь на себя примерить надо.

Так и с фильмами - смотрю на главного героя фильма "Остров", и понять не могу - чем он от моего деда отличался? Ну, от меня-то понятно чем, образом жизни, а от деда моего - чем? Ну, как я его помню? Дед разве что молился, может быть, "в себе", а не вслух, так ведь и в фильме то показано больше для зрителя, чтобы явить нам скрытое, спрятанное от глаз.

Странный фильм, смешной даже - есть ли запрет в Законе Божием на удобные сапоги или теплое одеяло? А - поди ж ты, обозвал бесами и сжег в топке любимые сапоги настоятеля собственного, страдающего болезнью ног. Ну, сам-то не бесноватый ли? Или что - настоятель монастыря одержим бесами? Тогда какой же это, извините, монастырь?

Ездишь по паломничествам и неволею присматриваешься к окружению - как провести грань между истиной и лицемерием, любовью к Богу и любовью к Божиему, между славой Божией и почетом людским, воскрылием одежд и - драными зипунами? А надо ли? Проводить грань?
Зачем тогда человеку мозги, если ими думать не следует?

Странный фильм, странная концовка, и абсолютно никакой морали или четко сформулированного вывода - о чем он? Зачем он? Чему учит? Заповеди "не убий"? Так ведь не убил же.

Недавно в одной из поездок увидела часть истории из этого фильма собственными глазами - привезли в святое место женщину, с ней случился припадок беснования. Странные ощущения - "я в фильме! Понастоящему! Так на самом деле бывает!", и - затаив дыхание ждала - вот, сейчас выйдет старец и изгонит из женщины беса, и будет, как в фильме "Властелин колец", когда изгнали из короля какого-то колдуна, уж не помню имен, помню только, что Гэндальф был серым, стал белым.
Но - не вышел старец, не изгнал беса, а была какая-то дикая растерянность у всех, в том числе у священника: "О, бес... И что нам с ним делать?". Старец не вышел, разочарование не пришло, растерянность понемногу рассеялась взаимным утешением: в немощи человеческой является слава Божия - бес этот открыто провозгласил буквально следующее: "Не могу терпеть вашей силы, православные, увезите эту женщину отсюда, тут самое сильное место!" - ну и, наверное, как-то сам и ушел из женщины. Ее-то не увезли - исповедали, причастили, накормили, напоили, обласкали.

Что такое "изгнать беса"? Наверное, это как-то так и бывает - вместо злобы поселить в человека любовь, которая сильнее страха. А как ее могут поселить простые люди, не святые, не юродивые? Да только так: дать посильно кто что может. Заполнить пробелы-вакуумы в душе человека своей собственной любовью, и тем не дать места злобе жить и "гавкать".

Странный фильм. Странные методы. "Любишь мужа? Ну - продай все, что имеешь, и езжай в Париж, там муж твой помирает!" - а дальше что? Ни хозяйства, ни мужа (если он на самом деле в Париже), в чужой стране... Верить? Проверить? А зачем приехала-то? Спросила совета у старца - ну, делай, как он сказал! И - как делать-то? Жить-то дальше как?

Вопросы, на которые нет ответа.

Загадки, смысл которых не открывается разгадками, потому что их - миллион.

Но - хочется пересматривать снова и снова.

Наверное, именно в этом тайна высокого искусства - быть искренним.


Рецензии