Сказ о свободе

Уж очень о свободе много,

Нам повествуют каждый час

Мы обратимся к древности глубокой ,

Оттуда свой начнем рассказ.

В те времена друг с другом враждовали,

Гордяся доблестью полков,

Христианство только что приняли,

И почитали стариков.

Разбойники в лесах шатались,

Сбежав от милости князей,

В Руси святые появлялись,

Служа примером для людей.

Начну свой сказ, ведь Вам не надо

Давать истории ликбез,

Как и везде - за полем, возле града

Стоял стеной дремучий лес.

Здесь князь охотой забавлялся,

Со свитой преданных бояр,

Увлекшись, за лосем погнался,

Оставив всех, он в лес скакал .

Еще сильнее шпорами в бока,

Князь и сохатый все неслись

Уже в руках звенела тетива,

Буграми мышцы напряглись.

Вдруг конь поднялся на дыбы,

Свистя, стрела рванулась в небо,

Ломая можжевельника кусты,

Медведь шагнул навстречу смело.

Один лишь миг - вся жизнь перед глазами,

В висках стучало : « Нет меча!»

Спас верный конь , понес галопом,

Об ветки морду раня сгоряча.

Храпя усталостью и в пене

Конь встал, шатаясь у реки,

Князь слез , в спасение не веря,

Кругом тайга - куда идти ?

Смеркалось, тени вырастали,

Холодный ветер тучи нагонял,

И речка обрела оттенок стали,

Как вдруг он лай собаки услыхал.

«Где брешет пес, там и деревня,

Пойдем проситься на ночлег,

А заодно узнаем где мы ,

Далече ль нас занес твой бег?»

В потемках вышли на опушку ,

Где лишь стояла ветхая изба :

« Я слышал, что в лесу живет послушник,

Вот , значит, занесла куда судьба».

Он постучался , дверь открылась,

Крестясь, нагнувшись , князь вошел .

В углу, перед иконою молился,

Чернец, что здесь покой нашел.

Смиренно, тишину не нарушая

Молитвы , обращенной к небесам,

Князь сел на лавку ожидая,

Когда послушник обратиться сам.

« Я знаю, княже, что случилось,

И даже знаю почему,

Вчера виденье мне явилось,

Испей водицы, сена дай – коню.

Вопросы задавать не надо,

Давай немного подождем,

Еще придет сюда сегодня чадо,

Тогда и разговор начнем».

Опять чернец в молитву погрузился,

Князь удивленный обомлел:

Такое может лишь присниться,

И разум верить не хотел.

Но не прошло и боле часа,

Как грянул гром и дождь стеной,

Вдруг в двери кто-то постучался

И в избу человек вошел шальной.

В руке кистень, кушак поверх кафтана,

Шрам на щеке, в плечах - сажень,

Взглянул как будто дерзко и упрямо ,

Прихлопнув за собою дверь:

« Послушай, отче, в небе - буря ,

Случайно я набрел сюда,

Позволь мне переждать покуда,

Не позолотит солнце облака » .

« Садися , отрок, рядом с княже,

Кистень за дверью свой оставь,

Здесь дом молебный, нету стражи,

Отведай, что нам Бог послал».

И лиходей, крестяся, поклонился,

Кистень - за дверь, отпил с ковша.

На лавку с князем усадился,

В избе повисла тишина.

Седой как лунь чернец поднялся,

Последний раз знамение отдал,

Взглянул на них, заулыбался,

И кашу в чугунке подал.

« Что онемели, словно истуканы,

Давя плечами бревна у стены?

Коситесь друг на друга , как хазары,

Вы здесь в гостях, не для войны…»

Гордыня князя устыдилась,

Облокотясь локтями в стол,

Он тихо молвил:

« Отче, как случилось,

Что ты от мира вдруг ушел?

Неужто храмов не хватало,

Где можно Богу дань отдать,

Чего тебе не доставало,

Иль там молитву не слыхать?»

« Я здесь обрел себе свободу,

Устал я жить среди людей,

А в тишине – я ближе к Богу,

И отдален от мелочных страстей».

« Позволь с тобой не согласиться,

Что можешь ты в глуши лесной?

Свободен – это я , как птица,

И весь народ идет со мной.

Своим владеньем управляю,

С князьями иль воюю, иль дружу.

Казнить, помиловать - решаю,

То крепости, то храмы возвожу.

Мои холопы - мне послушны,

На князя нечего роптать,

И мне решать кому что нужно,

Коль бунт – то под рукою - рать!»

« Ты, княже, сильно разошелся», -

Прервал разбойник грубо речь, -

« Ты жив, покуда не нашелся

Предатель – твою жизнь пресечь!

Хоть окружи себя ты свитой,

Надежных и проверенных рабов ,

Но жизнь твоя борьба с интригой ,

Коварных и невидимых врагов.

Не все подвластны твоей воле,

В моем лесу ты - не указ,

Свободны мы, как ветры в поле ,

И руки коротки до нас.

У нас творят свои порядки ,

Куда хотим, туда идем.

Купец, боярин без оглядки,

Боятся покидать свой дом.

Веселой, дружною ватагой

Пируем ночью у костра,

Добычу обмывая брагой,

С веселой песней до утра!

Оброк не платим от разбоя

Уж, погоди и до тебя я доберусь!

Людей не хватит, чтобы всем найти постоя ,

Ох, широка землица Русь!»

И оба грозными очами

Сверкнули друг на друга как враги.

« Ну, перестаньте, словно сарацины», -

Их старец пристыдил -

«Забыли …гости вы мои!

Негоже друг над другом потешаться,

Что о свободе можете вы знать?

Свобода – не в лесу скитаться,

И не свобода – миром управлять ».

И присмирели перед сединою,

В глазах которого гроза:

« Я долго слушал вас, порою,

Казалось, пустословью нет конца.

Как можешь ты своею властью ,

Меня от Бога оторвать ? »

Кивнув на княже , он продолжил:

«Лишить меня блаженства счастья,

Коль я готов , как ОН страдать?

Иль ты разбоем промышляя ,

Что можешь у меня забрать?

Я у могилы - шаг до рая,

И кроме жизни нечего отдать.

Власть, честолюбие, гордыня,

Сжигают душу и сердца,

И вам свобода, как твердыня ,

Не будет постижима до конца.

Лишь тот, кто победит пороки,

В себе кто равновесие найдет -

Свободен будет, как пророки,

Без страха в завтра перейдет.

А ты и ты – боишься смерти,

Перемешали зло , добро,

Себя загнали, словно в клети,

Свободу , обращая в ремесло!

Что , отроки, вы присмирели ?

Глазами пол , сверля у ног,

Другое слышать вы хотели,

Но и над вами тоже Бог!»

Он улыбнулся : «Успокойтесь!

Смотрите - посветлели небеса,

Пора в дорогу собираться,

Да, не держите зла на старика.

У каждого свои дороги,

Пройдут не малые года,

И оба вы ко мне придете,

А я благословляю вас пока».

И оба разошлись , свербя душою,

Сжима кулаки всердцах,

С разбойником что стало -

Временно я скрою,

А князь прославился в летах.

Добился и почета и признанья,

Не раз водил свои полки,

Кто в заточеньи, кто в изгнаньи-

Закончили его враги.

Но не нашел себе душевного покоя,

Все чаще вспоминая чернеца:

« Свобода-что же ты такое ?

О чем ты поучал меня тогда?»

И голова покрыта сединою,

И время замедляет быстрый бег,

Клониться к завершенью путь земной уж,

Но как ответа не было - так нет.

Княженье сыновьям отдал:

Решил найти могилу старика

Ведь много раз от черни он слыхал ,

В лесу святой почил лета.

« А может это он и был?

Как мне о нем теперь узнать?

Чему он душу посвятил?

И что хотел тогда сказать?»

С трудом нашел опушку снова,

Увидел в огороде старика,

Хотя в лице до боли все знакомо:

Ну, нет , старик совсем не тот ,

Шрам на щеке не спрятали года…

Он пригляделся …вот так новость

Узнал разбойника того :

На что ответил тот:

« А , княже, будь как дома,

Заждался я тебя давно.

Не мог я после нашей встречи

Разбоем долго промышлять ,

Я подстриг принял уж давнече,

К Нему пришел, послушником, чтоб стать».

« Ты мне скажи, монах, тебе известно,

О чем тогда он говорил?

И почему разбойника из леса,

Не меньше князя он любил?»

« Что мне ответить, князь,

Хоть верь – не верь,

Я много видел и узнал,

Как тварь лесная, лютый зверь,

Пред ним ласкался и играл.

Как хворые в избу входили,

И он молитвою лечил,

Как все его боготворили,

Он всех прощал и всех любил».

Князь призадумался : « А странно…

Ведь знал, что встретимся мы здесь».

Душа болела словно рана,

И стыд вдруг победил гордыни спесь.

« Позволь остаться здесь с тобою,

Как ты , монах, хочу его понять,

А мы воздвигнем церковь здесь весною,

Где будут старца почитать».

Отшельник князя окрестил:

« Наверно, здесь твоя судьба …»

В вечере на могилу проводил,

Где оба помолчали у креста.


Рецензии