О приключениях или как мы отдыхали на Кавказе

                Но нам дороже ртутных фонарей вот эти десять звезд над головой… А. Крупп, 1964

         Как я любил в молодости уехать подальше от города, побывать в новых неизведанных местах, посидеть с друзьями у костра, глядеть на искры, небо, звезды, петь песни под гитару!
        Вспомнились мне наши давние приключения в туристском походе по Западному Кавказу. Руководителем была альпинистка-значкистка третьекурсница Рая, остальные были студенты после первого курса. Несмотря на небольшой рост, ямочки на щеках, девушка держалась очень уверенно, всем давала указания и не терпела возражений. Нас было всего 9 человек, в основном ребята, кроме Раисы еще две девушки.  Поход был первой категории сложности, т.е. самый легкий по классификации спортивного туризма. Но благодаря активности и самоуверенности Раисы, он, пожалуй, потянул бы и на более высокую категорию.
        В горах Кавказа я был впервые, если не считать, что еще школьником с родителями ездил на автобусную экскурсию на оз. Рица, где нас возили по серпантинам горных дорог. А тут с рюкзаком пришлось пробираться по скалам, ледникам, едва заметным тропинкам и диким местам. На всю жизнь запомнились названия: Теберда, Домбай, Баксан, Алибек, Терскол, Чегет… И горы полюбил навсегда. «Лучше гор могут быть только горы…»  А какое в горах небо, звезды! Волшебная атмосфера, песни у костра, родные лица друзей! Десятилетия прошли, а вспоминается… 
        Я не буду описывать весь маршрут, трудности не страшили, и чем больше встречали неожиданного, чем больше было приключений, тем интереснее все это казалось.  Что значит молодость! До с их пор вспоминаю, как мы доставали моего друга Юру из трещины на леднике. Юра был самый сильный в команде, он же бывший чемпион города Гродно по борьбе в тяжелом весе среди юниоров. Обычно он замыкал нашу колонну, чтоб помогать отстающим. У нас были и ледорубы, и веревки, да и шли мы в опасных местах осторожно, в связках, но с Юрой иногда случались неприятности. Например, проходили мы через ледник, любуясь вершинами Эльбруса. Шли по твердому плотному снегу, все заметные трещины обходили. Юра шел в связке с Олегом, который был даже выше Юры по росту, но по весу явно недотягивал. Первой шла Раиса, она, как самая опытная, на опасных участках шла впереди. Ощупывала путь ледорубом и только потом делала шаг. Двигались медленно. В одном месте, которое все уже прошли, последний - Юра провалился. Олег, зарубившись ледорубом, на связке его удержал. Несколько ребят со страховками подползли к краю трещины, бросили Юре веревки и вытащили. К счастью, веревка и рюкзак не позволили ему провалиться глубоко, а ведь такие трещины могут быть глубиной десятки метров.
        На маршруте один из перевалов имел категорию 1а, т.е. чуть выше, чем самый простой. В тот день по графику через этот несложный перевал мы и собирались перейти, потом спуститься в долину в поселок, там закупить продукты. Те что мы несли на себе, заканчивались. Шли удивительно долго, Раиса все время сверялась по карте, но перевала не находили. Широкая долина, горы вокруг… Зато впереди начинался каменистый путь наверх, решили, что это то, что мы ищем. Подъем становился все круче, приходилось идти по серпантину, ступая по камням. Шли осторожно, камни попадались неустойчивые, когда камень случайно срывался, кричали «камень», чтоб все были готовы отскочить в сторону. Ну и, конечно, Юре опять не повезло. Он замыкал растянутую по дуге нашу группу, шел ниже впереди идущих. И когда очередной камень оказался «живым», т.е. покатился вниз, он, услышав крик, увернулся, но камень, размером с чемодан, задел его бедро. Оно долго потом у него болело, синяк был огромный.
        В тот день у нас произошли и другие события. Подъем был трудный и долгий, отнял много сил, а когда мы поднялись на вершину, поняли, что зашли не туда. Перед нами внизу простиралось большое чашеобразное ущелье, на многие километры не видно никаких признаков людей, ни дорог, ни жилья. Слева и справа возвышались скалистые гребни. Дикое место! Увидели нескольких горных козлов с крутыми рогами – туров. Они прыгали по скалам, близко не подходили, но останавливались и с удивлением нас разглядывали. Как будто здесь до сих пор туристов не видели! Нам было ни до любования, все очень устали, девочки (за исключением Раисы) уже не могли идти, падали, плакали… Кто-то еще сказал, что в таких местах строят лепрозории, чтоб никто не мог туда добраться. Это тоже не поднимало настроение. Что же делать? Все усталые, голодные.  Решили устроить привал, отдохнуть и поесть, доесть все что оставалось. А были еще макароны и банка тушенки. Спустились до уровня растительности, где можно найти дрова. Стали варить макароны. Вода кипит, а макароны все не готовы. Мы студенты-физики, конечно, поняли в чем дело, чем выше находишься, тем ниже температура кипения воды. Попробуй свари что-нибудь, когда вода кипит при 80 градусах! В общем варили часа два, есть же хочется. Так и съели недоваренные макароны, смешанные с тушенкой. Но что такое банка тушенки на 9 человек? Зато полутвердых макарон было достаточно. Вот тогда я понял, что такое плотно поесть, и как это необходимо уставшему организму. Вместе с обедом получили заряд энергии.  Куда подевалась усталость! После отдыха и обеда все сразу ожили. Решили, раз еще светло, пойдем назад. Спустились опять в долину, откуда пришли. Поставили палатки, переночевали и рано утром отправились в путь. На этот раз правильно сориентировались и быстро нашли тот перевал. Он оказался совсем небольшой плавной горкой с кустиками рододендронов, дорожками и тропинками. Прошли легко, не сравнить же его с преодолением главного Кавказского хребта, через который мы только-что сгоряча перелезли.
        Последним на маршруте был Клухорский перевал, после которого мы попадали в Сванетию, а затем уже добирались до Черноморского побережья. Этот перевал через главный Кавказский хребет является продолжением Военно-Сухумской дороги, которой пользовались с древних времен, хотя дорогой в этом месте ее назвать нельзя. Скорее это узкая тропа. Если и можно проехать, то только верхом на коне. Перевал был весь покрыт снегом, внизу тоже все бело. И на этом фоне красовались два голубых озера. Мы, конечно, перед снежным перевалом хорошо подготовились, взяли в руки ледорубы, одели ботинки с триконями (стальными пластинами-шипами) и во всеоружии двинулись по тропе. Как же удивились, когда нам стали встречаться группы мужчин и женщин, одетых совсем не по-спортивному: в пальто, шляпах, юбках, городской обуви. В руках сумки, пакеты… Больше всего мне запомнился мужчина в кепке с большим чемоданом.  Видно тащить рука устала, и он нес его на плече.
        После похода у нас был запланирован отдых у моря. Грузия, Абхазия, Карачаево-Черкессия, Ставропольский край РФ, мы подчас даже не осознавали, где находимся. Все это был Советский союз. Абхазия была территорией Грузии. Думаю, что сейчас такой маршрут оформить сложно, появились новые границы. По Клухорскому перевалу теперь проходит граница России с Абхазией, говорят, она находится под строгой государственной охраной.
        Добрались мы до Сухуми, потом электричкой доехали до ст. Новый Афон. Там и разбили свой палаточный лагерь. Место красивое, рядом теплое море, можно купаться, загорать, обследовать окрестности. Лежать на пляже я никогда не любил. Сходили на водопады. Побывали в пещере, правда не в той огромной, которая стала известной позже. Вход в пещеру был похож на нору, куда с трудом можно влезть. Нам дали провожатого - местного парня, каждому выдали по небольшой свечке, оставили мы всю одежду у входа и в одних плавках заскользили вниз. Местами пещера расширялась, впервые я там увидел огромные гроздья сталактитов и торчащие как свечи сталагмиты. Под землей тишина и слышно только, как со сталактитов капает вода.  Дойдя, точнее доползя до подземного озера, провожатый сказал, чтоб двигаться дальше, надо нырнуть под воду, с другой стороны скалы вынырнуть, на той стороне будет большая красивая пещера. А как нырнуть со свечкой, что потом делать под землей в полной темноте? Повернули обратно. Ползти по скользкому склону вверх было непросто, надо было помогать впереди ползущему, чтоб не съезжал. В конце концов выбрались мы благополучно, наша одежда лежала на земле, рядом никого нет, а вот денег в кармане штанов не оказалось. Там было немного, всего несколько рублей, но мы не могли заплатить нашему провожатому за экскурсию. Договаривались на 3 рубля. Как ни странно, он ничего не стал требовать и быстро ушел, у них, вероятно, были свои дела.
        Не забыть наши прогулки на местный рынок, призывы и приглашения улыбчивых продавцов. Жаль денег у нас было мало, потому и покупали мы мало, хоть иногда соблазнялись недорогими фруктами и овощами. Обычно мы выпивали по стакану местного вина (20 коп. за стакан). Очень нравилось вино пробовать! Местная виноградная самогонка - чача была дорогая, рубль за стакан, поэтому мы попробовали только один раз.
        Деньги быстро закончились. Мои друзья решили еще продолжить отдых и послали телеграммы родителям с просьбой прислать денег, я же решил ехать домой. Рано утром меня хорошо покормили наши девушки и я, рассчитав свои деньги до копейки, поехал на электричке в Адлер. Поезд в Минск шел оттуда. Но оказалось, что поезд ходит через сутки, в тот день его не было, и мне пришлось ждать. Деньги я потратил на билет, и вот ждать еще полтора суток без денег, еды, жилья…  Меня друзья еще дополнительно нагрузили веревками и пр., так что рюкзак у меня был объемный и тяжелый. После покупки билета еще оставалось 20 коп.  Потратил их на две булочки, ведь уже хотелось есть. Отправился на пляж, там и продремал до темноты. Ночевать пришлось на вокзале. Ходила милиция, у некоторых проверяли документы, но меня не трогали. А я ощупывал карман рубашки на месте ли мой билет. Спать там было невозможно, ложиться не разрешали. Поезд уходил вечером следующего дня, минуты и часы казались вечностью.
        В конце концов поезда я дождался, зашел в вагон сразу, как только его двери открылись. До этого сидел с рюкзаком на перроне уже несколько часов. Быстро нашел свое место и забрался на полку.  Расстелил спальник, какие-то свои вещи положил под голову и заснул. Пассажирский поезд Адлер – Рига тогда делал много остановок и шел до Минска более двух суток. На следующий день я не выходил никуда, не было потребностей, лежал на верхней полке. Соседние места занимали две немолодые женщины из Риги и одна плановая туристка лет тридцати. Она путешествовала по путевке. Рассказывала, как ей было тяжело в походе, хоть им рюкзаки подвозили. Когда она увидела мой рюкзак, долго и эмоционально удивлялась, как это возможно ходить в горах с такой тяжестью. Вечером, когда проводница приносила чай, я заметил, что женщины-латышки что-то между собой обсуждают, глядя в мою сторону. Потом одна спросила по-русски:
        - Мы видим вы ничего не едите и никуда не выходите. Может вам есть нечего?
Я дипломатично ответил, что есть не хочу, но, вообще-то, и нечего. Они достали небольшие бутерброды, принесли мне чай, и я впервые за двое суток немного перекусил. Поблагодарил их и опять полез на полку.
        Ночью где-то в Украине подсел еще пассажир, как оказалось, белорусский шахтер из Солигорска. Когда утром я проснулся, ему уже рассказали про мои безденежные и голодные дела. Мы с ним разговорились и даже нашли общих знакомых. Он был постарше меня, но тогда еще входил в сборную Беларуси по боксу и хорошо знал одного известного белорусского тренера. А я учился и дружил с его сыном Эмилем. Попутчик тут же позвал меня в вагон-ресторан. Я отказался, но минут через пятнадцать он притащил оттуда много всякой еды, запомнились запеченная целая курица и бутылка красного вина «Черные глаза». Тут уж я наелся до отвала, на голодный желудок быстро опьянел и с треском проиграл соседу две шахматные партии. Игрок я и так не сильный, а тут после выпитого… Часа через два поезд сделал очередную остановку, сосед опять позвал меня подкрепиться на перрон. Но я отказался и совсем не потому, что стеснялся, просто был еще очень сыт. Он мне и деньги на дорогу предлагал, но я не взял, сказал, что утром приезжаю домой и меня встретят. И так спасибо. Ночью он сошел, вероятно, в Гомеле, но я спал, и мы не попрощались.
        Еще интереснее было другое. Утром в полудреме, я потянулся и вдруг услышал звяканье монет. Я даже проснулся от неожиданности, хотя было довольно рано, еще часа три ехать до Минска. Спросонья подумал, неужели у меня еще где-то были спрятаны деньги, а я забыл и так мучился. Кармана всего два, нагрудный на рубашке и задний на трико. Сон сразу улетучился, я понял, что деньги неожиданно появились откуда-то.  Но откуда? Не спеша встал, тихо положил горсть монет на столик и сказал:
       - Спасибо большое, но мне не надо. Через 2 часа я приеду домой, меня встретят.
Женщины-латышки объяснили:
       - Деньги вам положила та женщина-туристка, она сошла ночью вместе с вашим знакомым.  И монеты вам под подушку положила она. Это ваши деньги. Если вы их не возьмете, они тут так и останутся.
Вот так неожиданно я обогатился. Я посчитал потом, там было мелочью больше трех рублей, кстати, мне не пришлось потом на трамвае от вокзала ехать зайцем.
Когда я вошел в дом меня встретила мать, обрадовалась, посмотрела на меня и вдруг заплакала.
      - Ты почему плачешь?
      - Жалко тебя, ты такой худой, грязный, весь заросший….
Посмотрел я на себя в зеркало, действительно, хорош. Называется отдохнул. Не зря меня все жалели в поезде.
        А за эти деньги я сходил потом в кино даже посмотрел два фильма, спасибо сочувствующей плановой туристке. Много хороших людей в стране было. Шло лето 1966 года.

        Вот вспомнились эти приключения в 19-ти летнем возрасте.  Все каникулы мы тогда проводили в походах. Даже в праздники старались куда-то сходить, при этом бывало пропускали 2-3 дня занятий. Деканат устраивал проверки, снимал стипендии. Вероятно, все же главная причина проверок и санкций была в том, что мы не ходили на демонстрации. А нам хотелось познавать мир, учиться выживать в сложных условиях, приобретать уверенность в своих силах. Попробуйте переночевать на снегу! Конечно, тогда было меньше соблазнов для пассивного отдыха, не изобрели еще гаджетов, а на диване лучшим другом оставалась книга.
        Когда-то мы зачитывались Жюль Верном, Майн Ридом, Джеком Лондоном, книгами о путешествиях и путешественниках.  Тогда и самому хотелось стать участником многих захватывающих событий. В походах и реализовывались наши желания. А теперь даже фантазировать не получается, срабатывает инстинкт самосохранения, на рискованные и авантюрные действия вряд ли я уже способен. Вот недавно на крышу лазил, что-то починить. Так еле спустился потом. Как в известной белорусской песне: «Няма таго, што раньш было...»*.  А было время, когда лазил по кручам и высоты не боялся. Наверное, всему свое время.

        * - Песняры, «Вероника». Автор слов М. Богданович, композитор И. Лученок

          Фото скопировано из интернета. На фото Эльбрус - самая высокая вершина Европы


Рецензии
Хорошее было время! Молодость, хотелось приключений, испытаний. Я вот подумал: оказавшись в такой ситуации, как Вы, я бы не стал так долго ждать поезд, а пошёл бы по частным домам, поискал работу, там часто можно найти, дрова поколоть, воду потаскать, ещё что-то, глядишь и заработали бы несколько рублей. Р.Р.

Роман Рассветов   30.04.2020 17:41     Заявить о нарушении
Знаете, чтоб заработать на еду, об этом тогда не задумывался. Во-первых провел там в ожидании одни сутки, мог потерпеть. Во-вторых там специфическое население. Не видел одиноких бабушек. Все сдают по десятку комнат, не только домах, но и времянках, а сами живут в сарайчиках. По крайней мере так было раньше. В отпускной сезон.

Владимир Кожин 3   30.04.2020 19:31   Заявить о нарушении
Да, дачники, это серьёзная статья дохода. Р.

Роман Рассветов   01.05.2020 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.