Кусачки

Виноват, конечно, был я сам. Глядя на необычно озабоченного Шая, я поинтересовался у него, в чем проблема. Проблема оказалась у его знакомого аптекаря. И как раз из разряда тех, которыми я занимался: старая самописная база данных. Аптека хочет обновить компьютер и не потерять весь учет за прошлый год. Как водится, ни программиста давно уже нет, ни строчки документации. - И где это? - лениво поинтересовался я. - Ход-Ха-Шарон. - Надо же. В свое время я прожил там два года. - Съездить, что ли?

Аптека оказалась небольшой комнатой с перегородкой. В ожидании хозяина, я рассматривал прилавок. За кассой была его жена. Покупателей не было. Наконец, он появился. Не думаю, что мой иврит произвел на него впечатление. Во всяком случае, никакого рассказа о методах ведения учета я не услышал. Единственное, что я получил от него полезного - дискеты с архивом и старый чек на какие-то лекарства. Ни то, ни другое не выглядело обнадеживающе.

Уходя, я еще поинтересовался у хозяйки стоимостью кусачек для ногтей - что-то такое блестящее из нержавейки. - Прими в подарок, - улыбнулась она. С этим я и уехал.

Дискеты, по счастью, прочитались все. Я перебрал файлы на диске. Что-то выглядело как справочник. По крайней мере текст, большей частью на иврите, был похож на названия лекарств. Двоичный "мусор", видимо, отвечал за фасовку и цены. Остальное было нечитаемо. Старый Turbo Pascal 3.0. Незашифровано, неупаковано. Я предположил, что цены хранятся в формате с плавающей точкой одинарной точности. Оставалось найти какие-нибудь цены с чека, чтобы дернуть за ниточку дальше. По счастью, несколько таких мест нашлось. Никакой системы не просматривалось, так что я занялся поиском следующей позиции. Через несколько часов я был уже уверен в своей догадке - это, в самом деле, цены в рознице. Можно начать восстанавливать структуру базы. По счастью, на середину недели выпадали какие-то праздники, так что я смог очень плотно заняться работой. Все эти дни я засыпал прямо возле компьютера. И поспав несколько часов, вновь принимался вглядываться в дампы.

Несмотря на общее понимание структуры базы, дело шло медленно. Пришлось написать несколько вспомогательных утилит: конвертеры, дамперы. Индексными файлами решил пренебречь, обойтись только файлами данных. Неделя ушла почти вся. В шаббат я устроил себе выходной, а в ришон собрал в кучу весь проект, дописал оставшиеся конвертеры и вывел в файл статистику за год. Большего сделать уже было нельзя. Среди прочего, поразил меня трехкратный разрыв между оптовыми и розничными ценами - не думаю, что эта аптека была исключением.

В шени я гордо отдал дискеты Шаю и кратко рассказал о достижениях. В хамиши, не дождавшись, спросил об оплате. - Знаешь, - потупился Шай, - они решили просто все выкинуть. Кусачки остались моим единственным гонораром.


Рецензии