В день Седьмое ноября

                - 1 - 

Э П И Г Р А Ф:
День Седьмое ноября –
Красный день календаря.
Погляди в своё окно:
Всё на улице красно!
………………………..
Весь народ – и млад, и стар
Празднует свободу …

С.Я. Маршак

В этот день в нашем городе по-осеннему пасмурно, но сравнительно тепло (около нуля градусов) и не ветряно. Небо заволокло ровным слоем серых туч так, что ни одного светло-голубого пятнышка на нём не видно.
А на ум мне приходят стихи одного из самых знаменитых детских поэтов советского времени – С.Я. Маршака. Стихи, которые во времена моего детства знал наизусть каждый школьник.
В эпиграфе к этому небольшому рассказу-размышлению я специально отделил две последние строчки. Они очень красивые и возвышенные.
И задаю себе следующий вопрос: «Так что же?.. Кривил душой наш замечательный детский поэт, когда писал это стихотворение?»
И тут же приходит на ум: «Да нет … Не получаются чистые, простые и красивые стихи у кривящих душой поэтов. И я почему-то в этом уверен».
Но тогда возникает другой вопрос: «Под каким главным лозунгом проходило в начале девяностых годов прошлого века свержение советского строя?»
Да всё под тем же лозунгом: «Демократия и свобода».
Помню, что на том рубеже на многих предприятиях города, относящихся даже к ВПК (военно-промышленным комплексам) появились советы трудовых коллективов, с расширенными полномочиями профсоюзов, которые позволяли этим коллективам избирать даже собственных руководителей.  А полномочия профсоюзов и их многочисленных ячеек при этом сдулись. И народ радовался тому, что у профсоюзов, погрязших к тому времени в бюрократизме, отобрали полномочие подписывать больничный бюллетень, для оплаты больничных дней работнику. Демократия!
- И правильно, - рассуждали мы тогда в курилке, - надоела уже эта дополнительная бюрократия. Надо бы ещё у них санаторные путёвки отобрать. Блатных слишком много стало.
- Ага …  Вот, где именно собака зарыта. Бюрократия …
Помню, где-то в середине восьмидесятых, на совещании конструкторов нашего отдела, наш начальник, носивший замечательную фамилию – Любезнов, поделился с подчинёнными таким анекдотом:
- Согласно второму всемирному закону Мерфи каждый чиновник стремится воспроизвести нового чиновника рангом ниже. В результате количество бюрократов растёт в геометрической прогрессии.
Тогда я весело посмеялся, хотя, признаюсь, не понял, почему это второй закон и есть ли первый, и при чём здесь геометрическая, а не, положим, скромная арифметическая прогрессия.
Но все видели в то поздне-советское время, что бюрократия и казёнщина процветают как в быту, так и на производстве. А партийные идеологи в лице освобождённых и неосвобождённых парторгов продолжают воспроизводить на собраниях надоевшие всем штампы.
О том, что эта казёнщина наводит тоску и мешает жить писал ещё великий русско-советский поэт В.В. Маяковский. Помните стихи о советском паспорте?
Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету.
К любым чертям с матерями катись
Любая бумажка …
…………………………………….
По длинному фронту купе и кают
Чиновник учтивый движется …

А сколько их у нас было неучтивых?
Листая как-то свою старую записную книжку, я обнаружил написанное когда-то мной такое четверостишие:

Бюрократ – он часто в юбке,
Красит волосы и губки,
Мило улыбается,
Модно одевается.

Уже не помню, что побудило меня тогда так написать. Но, видимо, где-то не поладил я со слишком педантичной дамой при служебных обязанностях.

                - 2 -

Вначале девяностых я шёл на избирательный участок голосовать за Б.Н. Ельцина, скорее не как борца с коммунистическим прошлым, а как борца за демократические ценности и противника всех уровней бюрократии.
А, что теперь?
А теперь я восторгаюсь злободневными стихами Сергея Шнурова (псевдоним Шнур) о свердловской чиновнице, хотя не являюсь, ввиду разных причин, поклонником его многогранного таланта. Стихи его получили на днях большой резонанс в интернете. Привожу их здесь, ни в коем случае не примазываясь к славе Сергея Шнурова:

За прямоту спасибо вещей Ольге:
- Нам государство не должно и точка.
Мы биомасса, человеческая слизь.
Мы все, я, ты, мой сын и ваша дочка,
Мы ни к чему вообще-то родились.

Реакция со стороны властей последовала почти мгновенная. На лицо прекрасную Ольгу Глацких тут же уволили. Не знаю, правда, повлияли ли на такое реактивное действие губернских властей стихи С. Шнурова. Возможно, повлияли, а возможно и нет. Факт: затронута напоказ властная система, а она не станет в таком случае церемониться. И система себя сохранит. Помните сталинское: «Нет человека – нет проблемы».
А ведь что-то подобное недавно случилось в другой области.
Помните едва только затихшую историю с саратовским министром труда, занятости и миграции Натальей Соколовой? Это она недавно громогласно заявила, что 3,5 тысячи рублей вполне достаточно для минимальных физиологических потребностей. Её фраза разлетелась по интернету, и прекрасная на лицо Наталья Соколова была быстренько-быстренько уволена из министров.
Видимо, плохо образованы оказались эти молодые чиновницы, и не знали плакатной истины, красовавшейся на стендах ещё советских ВПК: «Язык мой – враг мой».
А в конце этого небольшого рассказа я помещаю свои стихи в тему, которые не собираюсь публиковать на параллельном сайте «www.stihi.ru».

А Шнур герой. Стихи его доходят
До биомассы, как он сам назвал.
Пусть хулиган он – непотребство бродит,
Но верно о чиновнице сказал.

Министры эти полагают: дети
Стране великой станут не нужны,
Лишь олигархи будут на планете,
Ну и чины большой величины.

Кто их плодит, подобных вырожденок,
Кто тащит за уши всю шушеру во власть?
А мы глядим, как будто из застенок,
И лишь боимся: «Нам бы не упасть».

Власть бюрократа, или же чинуши,
Собой затмила ясные умы,
А мы порою затыкаем уши
И почему-то не возмущены.

Пока я это пишу, температура за окном не выросла ни на градус. И столбик термометра по-прежнему показывает 0 по Цельсию. И небо по-прежнему серое-серое. И ни одного кумачового флага не свисает с балконов домов в нашем городском квадрате. Всё проходит, но бюрократия сохраняется, кажется, при любом строе.

7 ноября 2018 года.


Рецензии