В ЛЕТО 6603

В ЛЕТО 6603
Забигайло Александр Олегович
В ЛЕТО   6603

 Историческая драма

 Автор : Забигайло Александр Олегович
 время создания : август 2013



   Действующие лица

Князь Владимир (Мономах) - Князь Переяславльский
Святослав –   сын князя Владимира
Гита – мать Святослава   (носит монашескую одежду)
Отец Никола- иеромонах (ведет дела у князя Владимира)
Стефан– молодой инок, помощник Отца Николы
Ратибор -   переяславский воевода
Рагнеда   - жена Ратибора
Ольбер   - сын Ратибора и Рагнеды (юноша)
Герчек   -   знатный торк
Славята   – киевский боярин
Итларь – знатный половец
Ладуша   - ключница Ратибора
Святополк - Великий Князь Киевский

   дружинники , половцы.




     Действие 1
        КАРТИНА   1
  Занавес открывается.
Княжеские покои   князя Владимира в Переяславле.
На сцене Стефан.
Стефан. (дописывает текст в свиток). Ну вот, закончил я работу, что отче давеча мне приказал исполнить. Прочту,(читает) – В год шесть тысяч шестисот второй мир с половцами, которые подвергли разоренью нашу землю, творил Великий князь наш – Святополк, и в жены взял себе он дочерь Тутрокана   - князя половцев. В тот год еще пришел Олег из дальних мест, из Тмуторакани, и захотел быть князем на Руси. Привел Олег в Чернигов половцев. В Чернигове в то время княжил сам Владимир Мономах, которого прозвали Мономахом в честь деда Мономаха Византийского. А половцы, те что пришли с Олегом, пожгли предместье все Чернигова, и так решил Владимир - оставлю стол черниговский Олегу, а сам пойду я княжить в Переяславль, где после смерти брата Ростислава не стало князя. И перешел Владимир в Переяславль. Но половцы, лукавые потомки Измаила, продолжили Черниговскую землю грабить, а новый князь – Олег им в том не помешал.
Входит Отец   Никола.
Стефан. Отец Никола, работу я закончил, что ты велел исполнить.
Отец Никола. Ну славно , Стефан. Подай мне свиток, я после посмотрю, да все проверю. Сейчас же приготовься,- придет сюда наш   князь Владимир, письмо готовить будет в Киев, Святополку, чтоб нам прислал подмогу, как как Торчежск сдался на милость половецким ханам, то двинулись их кони к Переяславлю.
Входят: князь Владимир,Ратибор
Князь Владимир. Приветствую тебя, Отец Никола.
Отец Никола. Здравствуй Князь Владимир! Здравствуй Ратибор.
Ратибор. Здравствуй, Отче!
Князь Владимир. Я вижу, у тебя подмога   появилась?
Отец Никола. Да. Прислали мне из Лавры, инока (указывает на Стефана). Звать – брат Стефан.
Князь Владимир. А грамоте   учен   помощник твой?
Стефан. А как   же! Грамоту я знаю.
Отец Никола. И даже греческий дался ему.
Ратибор. Так молод, а уже учен.
Входят Святослав и Ольбер.
Святослав. Здравствуйте!(Князю Владимиру)Вот (указывает на Ольбера), отец, пришел сегодня Ольбер…
Ольбер. Здравствуй, князь! Здравствуйте,   монахи.
Святослав. Ольбер искусен в лучном бое, он показать пришел свое искусство.
Ратибор. Да, сына с малых лет учил я этому. Ну,Ольбер, покажи нам с князем что ты умеешь. Знаешь князь , до трех не сосчитаешь ты, как выпустит полдюжины он стрел, и лук то смастерил себе такой мудреный.
Князь Владимир. То хорошо, что сын твой, Ратибор, растет бойцом. Но, нам не досуг сейчас, мы дело неотложное обсудим. А молодежь пускай пойдет, из лука постреляет. Ступайте, Святослав и Ольбер за ограду.
Святослав. Ольбер, идем.
Святослав и Ольбер уходят.
Князь Владимир. Нам надо к   князю Святополку отправить гонца с письмом. Нужна подмога нам, к нам половцы идут на Переяславль. Письмо вчера я написал, да сделал две помарки, негоже в Киев так посылать. Отец Никола, пусть твой помощник Стефан, все чисто да красиво перепишет.
(Стефану).Вот что, Стефан, возьми как ты чернильницу, да перья, пойди наверх в светелку, там все перепиши, там сподручней, нико тебе мешать не будет.
Стефан. (Князю Владимиру) Слушаю.
Князь Владимир.(подает Стефану свиток)Вот возьми, а коли непонятно что, придешь сюда и спросишь.
Стефан   берет свиток у Князя Владимира и уходит.
Князь Владимир.(Отцу Николе)Отец Никола ,каких вестей из Киева тебе привез сей инок Стефан?
Отец Никола. Вести тяжки. По южным рубежам и на Черниговщине бесчинства половцы творят.
Ратибор. Откуда сила в них не иссякает?!
Отец Никола. Ходили половцы за море, на Царьград. водил туда их будто сам Лев сын Диогена, твой, Владимир, зять.
Ратибор.Лев Девгеневич будто бы убит давно был в Антиохии?
Князь Владимир. Убит, да не убит. Какой-то самозванец, писал мне, просил войска, чтоб сесть на царский трон. Но Анна Комнина его письмо предупредила,писала нам из Византии, сейчас я вспомню ,–     «Явился он с Востока в овчине, нищий, подлый и изворотливый; и тако ж   обходил он дом за домом,и улицу за лицей, рассказывая небылицы о себе: он сын де Диогена прежнего императора. Он будто бы тот самый Лев, который, как было сказано, убит стрелой под Антиохией.   И вот, «воскресив мертвого», тот наглец присвоил себе имя и стал открыто домогаться имперской власти, всех легковерных вовлекая в свой обман.»Был он взят под стражу в Константинополе, бежал с куманскими купцами, так отказался в стане половецком.
Отец Никола. Так вот и говорят, что он не самозванец, а Лев, как есть, твой зять. Что половцы его предали в руки византийцев, а те за это много денег дали. Возможно, он и самозванец. Но дело было так, явился этот Девгеневич к Тутрокану - хану половцев, и предложил им взять Константинополь, и посадить его на Византийский трон, как сына Диогена, за то он хану много обещал. Так половцы на этот год пошли к Царьграду, и Льва того ромеям и продали, а те его безбожно ослепили.
Князь Владимир. Ослепили? Так был тот Девгеневич самозванцем?
Отец Никола. Неведомо то мне. Но ныне… У половцев теперь припасов мало, пока ходили на Царьград, стада   их разбрелись, улусы запустели. Но деньги водятся у них в кошелках, цехинами им   император заплатил за сына Диогена.
Входит Святослав.
Святослав. Отец, там - на валу дружинники схватили человека, по виду он не русич, но и не половец. Просится к тебе он.
Князь Владимир. Пусть ведут сюда быстрей.
Святослав уходит.
Князь Владимир. Коль то   лазутчик половецкий, то испытаем мы его…
Отец Никола. Князь Владимир, да ты ведь сам потомок Мономаха и мог   бы притязать на царский трон в Константинополе.
Ратибор. Эх ,отче, нам надобно сейчас о Переяславле думать…
КАРТИНА   2
На сцене те же.
Входит Святослав, у него в руках меч в ножнах, за ним два стражника ведут Герчека.
Князь Владимир. Кто ты? Коль ты лазутчик половецкий, признайся сразу…
Ратибор. Да это же Герчек, он   знатный торкский воин! Его здесь в Переяславле многие узнают.
Отец Никола.(Герчеку) Я вижу у тебя на шее крест?
Герчек. Да православный крест.(крестится)
Отец Никола. Князь, он православный.
Князь Владимир. Ну что ж,   Герчек, я про тебя наслышан, и коли Ратибор тебя признал, так извиним дружинников ошибку. А где же меч твой?
Святослав. Вот меч его (показывает меч).
Князь Владимир. Верни.
Святослав. Возьми ,Герчек (протягивает меч), прости что обознались.
Герчек берет   меч в ножнах, вешает на себя
Князь Владимир. Дружинники, ступайте. Да скажите там , чтоб приготовили умыться и поесть Герчеку.
Дружинники уходят.
Князь Владимир. Садись Герчек, и толком расскажи, как Торчежск пал, и войны где твои?
Герчек. Спасибо, Князь Владимир (садится). Как знаете вы - Торчежск сдался. Просили мы подмоги у тебя, и в Киеве, но помощь не пришла.
Князь Владимир. Герчек, ты знаешь – пробиться мы пытались к Торчежску со Сятополком и Ростиславом. На речке Стугне поганые разбили наше войско, а Ростислав погиб.
Герчек. Скорблю о князе Ростиславе. Но знал бы ты Владимир, какие испытания   от половцев пришли на торков: Торчежск был сожжен, тех кто не смог сопротивляться и убежать, схватили половцы, и увели в полон, за ними шел я со своим отрядом, спасти пытался женщин   и детей, часть удалось отбить. И вот, уж сколько дней минуло, бродили по лесам как звери, по степи и ждали только часа мщенья мы.
Святослав. Мы отмстим, Герчек, и торков примем под свое крыло.
Князь Владимир.Послушай   ка, Герчек, как много воинов имеешь ныне ты?
Ратибор.И где вы прячетесь?
Герчек. Не очень много воинов у меня, стоим мы в устье Трубежа. Все Устье   тоже сожжено…
Ратибор.То   половцы сожгли.
Князь Владимир. А можешь ли собрать своих побольше?
Герчек. Могу собрать я воинов ,и быстро, знаю способ.
Князь Владимир. Вот что, Герчек, так сделаем,- вы тайно собирайтесь в Устье. Как соберетесь, дай мне знать, подумаем - что можно предпринять. Возьми припасов в княжеских лабазах, я распоряжусь. Ну а пока пойдем на ужин, да и с Богом.
Занавес.
КАРТИНА   3
  Занавес открывается.
Княжеские покои Князя Святополка в Киеве.
На сцене Святополк.
Входит Гита.
Гита. Здравствуй,Святополк.
Святополк. Здравствуй, принцесса Гита, сестра честная.
Что привело тебя ко мне?
Гита. Не буду отвлекать тебя от дел я долго. Пришла к тебе как к князю. Мне нужно в Переяславль добраться, к Владимиру, прошу тебя дать провожатых мне.
Святополк. Ты знаешь ,Гита, ныне каждый воин на счету, повсюду половецкие разъезды рыщут, не ровен час - подступит под стены Киева князь половецкий - Тутрокан.
Гита. Я потому прошу дать мне людей, что ныне неспокойно. Дай сколько можешь.
Князь Святополк. Зачем тебе Владимир нужен срочно, быть может в Киеве его могла бы подождать?
Гита. Мне говорить с ним надо.
Святополк. О чем же?
Гита. Да дело то мое. Но если хочешь, тебе откроюсь одному, да только ты не выдавай мои слова. Пришли сюда из Византии купцы, монахи с ними…
Святополк. Я это знаю.
Гита. А с ними прибыли два сакса, что служили при императорском дворце.
Святополк. То родичи твои?
Гита. Они мне не родня, но роду-племени, как знаешь, моего. Родной язык забыла я почти, но родины своей не забывала. Так вот, зовут те саксы меня в Константинополь и далее в Иерусалим к Святым Местам. И надо мне об этом деле Владимиру сказать.
Святополк. Ну что же, Гита, подумаю я как тебе помочь, сейчас ступай же с Богом, или быть может в чем еще имеешь ты нужду?
Гита. Нужд больше не имею, прошу тебя помочь лишь в этом деле.
Святополк. Где тебя искать?
Гита. В Лавре. Прощай.
Святополк. Прощай,сестра.
Гита уходит.
Святополк. Дела прискорбны в Киеве теперь. Казна пуста, кругом разъезды рыщут разбойничьи… Окрест все неспокойно. Люд ропщет Киевский…
Входит Славята.
Славята. Ты звал меня, Великий Князь?
Святополк. Звал ,Славята, есть дело.
Славята. Я видел принцесса Гита, вышла от тебя? Она была
то? Мать Мстислава, Изяслава и Святослава, трех сыновей Владимира?
Святополк. Да Гита. Просится она проехать в Переяславль.
Славята. Да невозможно!
Святополк. Вот что Славята, дела у нас худы, от половцев и нечем нам отбиться. Владимир грамоту прислал из Переяславля, к ней руку приложил и Ратибор, что воеводой там. Подмоги просят, и защиты от половцев.
Славята. Да нам самим бы Киев удержать.
Святополк. Помощь надо дать. Ты знаешь, как поступил Олег в Чернигове? Он половцам стал лучший закадычный друг.
Славята. Но мы ведь с половцами тоже мир имеем, на дочке Тутрокана ты уж год женат.
Святополк. Да не войной пойдем на Тутрокана. Отправим небольшой отряд на помощь Переяславлю, вот тут и Гита кстати, как будто бы отряд дан ей в сопровожденье. Поступим так - я знаю, имеешь на Днепре ты корабли. Погрузим часть дружины мы в ладьи, а часть пойдет по берегу. Когда придешь ты в Устье на ладьях, там и схоронитесь. Дружина будет там, ты проберешься в Переяславль к Владимиру. Не дай им с половцами там договориться.
Славята. Ну что ж, все понял я, Великий Князь.
Занавес.
КАРТИНА   4
  Занавес открывается.
Княжеские покои князя Владимира в Переяславле.
На сцене инок Стефан   (сидит за столом и пишет),Отец Никола.
Отец Никола. Ну что, брат Стефан, все написал ли ты, что князь велел сегодня?
Стефан.   Все сделано, Святой Отец.
Отец Никола. Нам надобно бы сегодня или завтра записать - откуда половцы пошли есть.
Стефан.   Откуда же?
Отец Никола. А вот послушай: есть половцы от роду сарацины, все сарацины есть потомки Измаила, пришли они из пустыни Етривской, четыре же колена вышло их –торкмены,так же   торки,и печенеги,и половцы. Мефодий же свидетельствует, что восемь было разных там колен, когда река их -Гедеон иссякла. Другие бают про сарацин, что те сыны Амона. Сыны Амоновы - болгары, а сарцины все от Исмаила и половцы все то ж.
Входит Князь Владимир.
Князь Владимир. Ну что, готова грамота?
Отец Никола. Готова, князь.
Князь Владимир. А не было из Киева ответа на письмо?
Отец Никола. Нет, не было, никто не приносил.
Князь Владимир. Ах, Святополк, ах половецкий зять! Так ждать ли от него подмоги!? Вкруг Переяславля рыщут половецкие разъезды, а нам и защититься нечем.
Ратибор (за сценой).Князь,князь!(вбегает).Князь, половцы у города стоят, их привели Итларь с Кытаном   два самых беспощадных ирода.
Отец Никола.(крестится) Свят,свят….
Князь Владимир. И что они хотят?
Ратибор. Велели передать тебе, что сам Итларь поговорить с тобою хочет, что с миром он пришел, а не войной, и ищет мира.
Князь Владимир. Пускай приходит. Веди его. Да и скажи там Святославу, чтоб пришел.
Ратибор уходит.
Князь Владимир. А вы монахи, ступайте   ка пока.
Стефан   встает из за стола.
Князь Владимир. Нет, пожалуй ты Отец Никола оставайся. Быть может чем поможешь, быть может что заметишь.
Отец Никола. Добро. А ты иди ,брат Стефан.
Стефан. Пойду (уходит).
Отец Никола. Ах, за грехи карает нас Господь!
Князь Владимир. Не время причитать, Святой Отец. нам разговор тяжелый предстоит с безбожником, посланцем сатаны, который никого не пожалеет.
Отец Никола. Помнишь, что говорил тебе я   князь Владимир, - у половцев теперь припасов мало, и что пока ходили на Царьград они, стада их разбрелись. Но водятся цехины у них в кошелках, цехинами им   император заплатил за сына Диогена, быть может зятя твоего…
Князь Владимир. То в руку нам, что есть у них цехины, а припасов мало.
Входит Святослав.
Святослав. Там Ратибор ведет каких-то степняков.
Князь Владимир. То половецкий князь идет сюда. Сядь тут и слушай, нас трудный разговор сегодня ждет.
Входят Итларь и Ратибор.
Итларь.(радостно) Здравствуй ,князь Владимир! Рад видеть в здравии тебя!
Князь Владимир. Здоров ли ты, Итларь!
Итларь. Не так чтоб хвор, но я порядком утомился, как и мои аскеры. Уж сколько верст мы по степи скакали…
Князь Владимир. Я слышал, были вы за морем с Девгеневичем?
Итларь. С Львом Диогеном? Да были, но был пленен там Лев Диоген и ослеплен. Такие нравы у ромеев молящихся Христу.
Отец Никола. Спасителя не поминай.
Князь Владимир. Вы что же, самозванца хотели посадить на византийский трон?
Итларь. Да почему же самозванца. Как осадили мы Адреанополь, к нам приходили разные вельможи ромейские, Лев Диоген так всех их узнавал в лицо, и говорил им,- помните меня? За то и ослепили, чтобы не смог узнать он никого, и доказать тем, что сын он Диогена, и на престол имеет он права. А был бы самозванец, так убили.
Князь Владимир. И что ж, назад вы в степь пришли с добычей?
Итларь. Помилуй, князь. Какая там добыча?
Князь Владимир.. Ну в золотых цехинах, а может в серебре…(Ратибору), что Ратибор, не помешало б нам цехинов византийских золотых?
Ратибор. Да, князь, не помешало. Казна совсем пуста на этот год. Не то что в Киеве.
Итларь. Да золото не ищем, князь, и   мы.
Князь Владимир. А что же ищите?
Итларь. Покой и мир мы ищем, место, где можно отдохнуть, и не бояться нападения врагов.
Святослав. Ты половец , наверно, хочешь в рай?
Итларь.Ах, князь Владимир, шутник твой сын. Но к делу. Пришли мы князь к тебе мириться.
Князь Владимир. То хорошо.
Итларь. Хотели бы до будущей весны мы в Переяславле время провести.
Князь Владимир. Ты хочешь чтоб сдали   Переяславль без боя тебе на милость?
Итларь. Зачем же сдали, князь? Сказал же я, что мы с Кытаном, пришли к тебе мириться. Пусти нас перезимовать в твой город - Переяславль.
Ратибор. А вы его сожжете как Торчежск.
Итларь. Ну что ты , Ратибор! Да ты ведь кажется мой родственник, твоя жена ведь половчанка из рода моего.
Ратибор. Да толку что, вы торков всех пожгли, хоть говорите   языком похожим.
Итларь. Ну торки люди Киевского князя…
Князь Владимир. Мы тоже подчиняемся ему, ведь в Киеве Великий стол.
Итларь. Да полно, князь Владимир, ты прав имеешь больше на Киевский великий стол, чем Святополк. И уж в решениях своих ты волен.(пауза) Пойди на стену, глянь на степь, и ты увидишь, что лучше нам с тобой дружить, чем воевать. К тому же не с пустым кошелем мы пришли.
Ратибор. И что же, вы всею половецкою дружиной войдете в Переяславль?
Итларь. Зачем же всею, то не безопасно и вам и нам. Мы сделаем вот как: я со своими воинами войду и размещусь в дворах где скажете, а мой кунак-Кытан и воины его, покуда подождут в кибитках там за валом. Потом мы сменимся.
Князь Владимир. Ну что же, план понятен   ваш.
Итларь. Я знал, ты согласишься. А чтобы не было разладу между нами, пусть сын твой Святослав в гостях побудет у Кытана.
Князь Владимир. В заложники   вы княжича хотите?!
Итларь. Помилуй, князь Владимир! Сказал же я - в гостях твой княжич будет. Ну, если вы боитесь…
Святослав. Отец, я не боюсь!
Итларь. Великий воин будет! Ну что же, князь Владимир – ударим по рукам?
Князь Владимир. Твоя взяла, Итларь. Пусть будет все покуда, как ты хочешь. Пусть Ратибор укажет, где разместиться половцам. Ты же сам и сотники твои могли бы жить у Ратибора на подворье, коль сродственики вы с его женой.
Ратибор.(мрачно) Добро пожаловать.
Итларь.Ах, юзбаши мои все будут благодарны дому Ратибора!
Князь Владимир. Пусть так. Ну, идите все, а Святославу слово я скажу.
Ратибор. (Итларю) Пойдем   со мною, хан.
Итларь. Немало благодарен я твоей заботе , князь Владимир!
Итларь и Ратибор уходят.
Князь Владимир. Тяжелый крест ты выбрал, Святослав.
Святослав. Я смерти не боюсь, отец!
Князь Владимир. Ты, молод, Святослав, негоже смерти тебе искать. В заложники идешь, там доблесть не нужна, нужна тебе там хитрость.
Святослав. Отец не беспокойся, я…
Князь Владимир. Ты главное спокоен, будь, не делай необдуманных шагов. Ведь в безрассудстве мало толку. Послушай ка меня: мой дед, твой прадед был Ярослав благословенный , я ж крестным именем был наречен Василием отцом моим возлюбленным и матерью из рода Мономахов…, а русское мне имя есть Владимир, О чем то я…?
Был молодым я, и любил охоту, кататься на санях любил. И вот однажды поехал с моим холопом Звериславом мы силки проверить. Добычи много нам досталось, мы сани полные добычей нагрузили, и возвращались к дому. Легла дорога через холм, да круто вниз спускалась. И тут мне бес какой-то мысль в голову вложил. Сказал я Звериславу – мол, распрягай ка сани. Тот   убоялся ослушанья и выпряг лошадей. А я ему,- толкни теперь ка сани вниз, я так спущусь с холма. А Зверислав постарше был меня, он молвил,-   что ты княжич, коль шею ты себе решил свернуть , то в том тебе я не помощник. Ну мы поприпирались с ним, потом хлестнул его в сердцах я. Сам сани подтолкнул, они пошли как будто бы тихонько, вскочил я в сани, а те быстрей, быстрей под горку мчат…Вот-вот перевернутся сани…И ветер засвистел в моих ушах… Тогда закрыл глаза я и подумал ,- не уж то для того рожден я ,чтоб так погибнуть по дурости своей?
Святослав.И что же было?
Князь Владимир. Да все, как видишь, обошлось по воле Божьей, спустились сами сани, устояли. Я, сидя же в санях, помыслил о душе своей, и Господу я слово обратил смиренное, и Бог до этих дней хранит меня.
Запомни, дело княжье наше, Святослав, идти на жертвы и в полон коль нужно, но ради христианского народа, и в милости своей людей блюсти от бед.
Занавес.

КАРТИНА   5
  Занавес открывается.
Княжеские покои князя Владимира в Переяславле.
На сцене князь Владимир.
Входят: Ратибор,Славята, Гита.
Ратибор.Князь Владимир, вот гости прибыли из Киева к тебе.
Князь Владимир.Ждал вас, гости.
Славята. Я Славята,боярин киевский, не помнишь ли меня ты, князь?
Князь Владимир.(Гите). А это кто же? Гита, ты?
Гита. Я,князь. Узнал меня?
Князь Владимир. Да как же мать своих детей я не узнаю,хотя не виделись с тобою столько лет! Как добрались из Киева?
Славята. Водой мы шли. Пришли мы Устье ,и там на торков наскочили, подумали на них что половцы, да Бог открыл глаза нам вовремя, не дал свершиться сече братской.
Гита. А   где     же Святослав – мой сын, почто не вижу рядом с князем я его.
Князь Владимир. Присядь, княгиня, вот сюда на лавку.(Ратибору) Ты, Ратибор, ей помоги.
Ратибор помогает Гите сесть. Гита садится.
Князь Владимир. Княжичь Святослав находится у половцев…
Славята.В плену?
Гита.(вскакивает). Как у половцев!?
Князь Владимир. Он не плену. Он здесь у города в кибитке у Кытана, как гость.
Гита. В заложниках. О, сердце чуяло неладное. Как ты мог ,Владимир, отдать им княжича?
Князь Владимир. Не время слезы лить. Я слово дал Итларю и Кытану, что будет между нами мир, и те мне слово дали.
Славята. Да много ли их слово стоит, поганых этих?
Князь Владимир. А что нам делать было. Спалили б Переяславль, и всех бы перебили или в полон угнали.
Ратибор. Но кажется сейчас дела у нас похуже. Ты знаешь, князь, моя жена ведь полочанка, и половцы то знали, и при ней такие речи подлые они вели. Да ждет она тут, вели и приглашу.
Князь Владимир. Пускай идет сюда.
Ратибор.Там и Герчек. Его позвать?
Князь Владимир.Зови его, держать совет нам надо.
Ратибор выходит.
Князь Владимир (Гите).Гита, оставь кручину, твой Святослав не ранен, не убит, он смелый воин…
Входят : Ратибор,Рагнеда,Герчек.
Князь Владимир. Все заходите   и сюда садитесь. Нам надобно держать сейчас совет. Герчек, собрал ты много торкских воинов?
Герчек. Быть может сотни полторы. Но вечером еще прибудут.
Ратибор. Князь,всех я сосчитал, и наших в Переяславле, и торков, и тех что со Славятою пришли из Киева, и все равно выходит что половцев побольше.
Князь Владимир (Рагнеде).Рагнеда,а ты что скажешь? Как половцы ведут себя в твоем дому?
Рагнеда. Князь, я пришла тебе сказать, что половецкий сотник один в подпитии грозился сжечь наш город, и половцы речь нехорошую ведут, что мол пограбить надо. И еще, я поняла из их же слов, что есть у них цехины.
Ратибор. А их аскеры ведут себя так, будто взяли город, а не в гостях.
Славята.Так что нам делать, коли сил так мало?
Князь Владимир. Придется дать нам бой!
Гита. А как же Святослав? Коль бой начнется, заложник будет сразу умерщвлен.
Герчек. Дозволь мне князь Владимир слово молвить.
Князь Владимир. Скажи, Герчек.
Герчек. Нам действовать смекалкой, а не силой надо.(Ратибору) Скажи мне, Ратибор, где половцы сокрыли княжича?
Ратибор. Они укрыли Святослава за городом. Там табором Кытан стоит. Со стен увидеть можно его кибитки. Там княжич наш.
Герчек. Вот что, нам Святослава нужно выкрасть. Одену торков я своих как половцев, язык мы половецкий знаем, и без труда дозоры их пройдем. Освободим мы княжича, а там , быть может резню устроим в отряде у Кытана, коль нам помогут киевляне.
Князь Владимир. Дело! Но все то тихо надо сделать ночью, чтоб половцы, ну те что в городе , не знали о судьбе кытанова отряда.
Ну что Славята,что Ратибор, одобрите слова Герчека?
Ратибор. А что потом, коль перебьем тех половцев, что на валу стоят?
Князь Владимир. Сразу возьмемся за тех что в городе. С тобой обсудим, как тут лучше быть.
Славята. Я согласен. Со мной пришел Малюта, дружиной воеводит, пусть с ним Герчек и Ратибор обсудят дело.
Герчек. Добро!
Ратибор. Коль все согласны, то и я согласен.

Гита.Спасите Святослава моего. Герчек, на торков я надежду возлагаю, известна ловкость ваша, лазутчики вы лучшие.
Князь Владимир. Ну что ж, совет считаю я , закончен. Как только будет все готово и приступим к плану.
Герчек. Я думаю, что завтра в ночь начнем.
Князь Владимир. Добро. Ну, все свободны ныне. Гита там для тебя покои приготовят наверху, ты отдохни, пойди.
Рагнеда. Князь Владимир, дозволь остаться в тереме твоем, мне боязно в своем дому, где половцев десяток на подворье.
Гита. Пойдем Рагнеда в покои ,что тут мне приготовили.
Рагнеда. Благодарю тебя, княгиня.
Гита   и Рагнеда уходят.
Все расходятся.
Занавес.
     Действие 2
        КАРТИНА   6
Авансцена слабо освещена. На занавесе подрагивают пятна света, имитируя лунный свет в роще. Слышен   шум листвы на ветру.
С разных сторон на авансцену осторожно выходят Герчек и Славята.
Славята. Ну что, твои готовы лазутчики, Герчек? Моя дружина уж на изготовке в кустарнике.
Герчек. Они уже пошли.
Славята. Ну дай им Бог удачи, чтоб княжича спасли от смерти лютой.
Герчек. Угомонись, боярин, а то испортишь дело.(пауза).Малюта твой не подведет и киевляне?
Славята. Сказал же,- уж они готовы, ждут условный знак.
Герчек.Тише…
(слышен отдаленный свист)
Герчек. Свистят.(свистит громко).
(слышен отдаленный свист).
Герчек. Ну все , теперь вперед Славята! На половцев! Кытана главное не упустить.
Славята. Да никого нам упустить нельзя, чтобы заранее Итларя не спугнуть.
Слышны отдаленные сдавленные крики, звуки ударов.
Герчек.Я слышу сечу. Пойдем.
Славята и Герчек уходят.
КАРТИНА   7
Занавес открывается.
Подворье   Ратибора. На заднем плане фасад с дверью и передняя часть избы с двускатной крышей крытой камышом в связках.
На сцене Ратибор и Ладуша.
Ратибор.Вот что, Ладуша, нам надо   половцам избу бы истопить,   и приготовь им там вина и браги.
Ладуша. Да, господин, совсем готово все. Уж дров мы натаскали и воды, и печь зажгли.
Ратибор. Ну   ты ступай пока. Я половцев один покараулю. Да, Ольберу ты передай, чтоб лук держал он наготове ныне…
Ладуша.Слушаю (уходит0.
Ратибор.Охота нам сегодня предстоит.
Герчек и Славята острожно входят.
Славята. Эй,Ратибор, где половцы?
Ратибор.Ушли, по городу блукают, подвыпили с утра, пошли своих проверить по дворам. Здесь у меня живут все сотники и сам Итларь.А ваше дело как прошло?
Герчек. Все чисто. Никто из половцев от мести не ушел.
Ратибор. А княжич что?
Герчек. Спасли мы Святослава.
Славята. Он ранен в ногу ,да слава Богу не глубоко, и в голову ему удар лихой достался, но без крови.
Ратибор.Я думаю,- а ну Итларь решит проверить в субботний день Кытана, а тот уже в сырой земле лежит?
Герчек. Не беспокойся, мы там за валом оставили дозоры, нам знать дадут.
Ратибор. Что там за шум ,там половцы идут? Славята и Герчек, вы схоронитесь, чтоб вас не видели до сроку.
Слышен шум за сценой.
Славята и Герчек уходят. С противоположной стороны появляются Итларь и группа полоцев.
Итларь.А Ратибор! Сегодня день субботний, и мы который день живем тут на подворье у тебя как псы какие…
Ратибор. Не ждешь вестей ты ныне от Кытана?
Итларь. Не заговаривай мне зубы, Ратибор. Ты хоть бы стол накрыл, подали   б браги…
Ратибор. Сегодня к вечеру зовет   тебя и сотников твоих к себе Владимир в гости. Избу велел вам протопить я, погрейтесь да помойтесь, там чистое белье и в кадках теплая вода.
Итларь. И браги принести вели.
Ратибор. Велю,(подходит к фасаду избы открывает дверь) а вы пока что в избу проходите. Сейчас я ключницу вам кликну с брагой.(кричит за сцену)Ладуша, браги принеси.
Половцы по одному входят в дверь избы,
слышны возгласы. Хорошо!Якши!
Появляется Ладуш , несет большой кувшин, подносит Итларю.
Ладуша.(Итларю).Вот вам кувшин.
Итларь. Хорош кувшин! И девка хороша!(Итларь тянет Ладушу в избу).Ах, девка хороша. Пойдем погреешь нас.(Ладуша отбивается,Итларь смеётся,не выпускает ее).
Ладуша. Пусти,поганый черт!
Ратибор. (Подбегает,хватает Ладушу,оттаскивает).Ну ты ,Итларь, в дому моем меня бесчестишь!
Итларь.(Смеясь) Да ладно горячиться, Ратибор! Жену свою куда то ты отравил вот и злишься, да с ключницей своей побаловаться не велишь нам!(уходит в дверь избы, закрывает дверь).
Занавес.

        КАРТИНА   8
Занавес открывается.
Подворье   Ратибора. На заднем плане фасад с дверью и передняя часть избы с двускатной крышей крытой камышом в связках, к скату крыши приставлена лестница.
На сцене Ратибор и Ольбер, у Ольбера лук   и колчан со стрелами.
В избе ,за закрытой дверью ,слышен шум пирушки.
Ольбер. Отец, и долго ждать мы будем? С обеда половцы сидят в избе.
Ратибор. Сейчас поднимется угар от печки, мы голыми руками их возьмем. Дверь надо подпереть.
Ратибор и Ольбер попирают дверь избы оглоблей.
Входит Славята.
Славята. Дружинники готовы, начинать бы надо, Ратибор?
Ратибор. Не время…
Раздается стук в дверь.
Голос Итларя из-за двери. Эй, кто нас запер!? Эй,Ратибор! Мы выйдем и башку снесем тебе!
Удары в дверь. Крики за дверью. Откройте дверь, не то ее сломаем !Хуже будет!
Славята.Что делать?
Ратибор. Ольбер, на крышу! (за сцену)Эй, кто там, ко мне, держите лестницу.
Появляются два ратника, они держат лестницу, Ольбер вскарабкивается по лестнице.
Ратибор. (Ольберу)Сбрось камыш, и между досок стрелами стреляй в них.
Ольбер сбрасывает две связки камыша с крыши, и начинает между досок стрелять из лука по находящимся в избе половцам.
Ратибор. Ко мне дружина!
На сцене появляются несколько ратников.
Ратибор. Ну что там, Ольбер? В просвет что видно?
Ольбер. Они от браги и угара с виду как чумные. Я в каждого хоть   раз стрелой попал.(спускается по лестнице)
Ратибор. Вперед, за мной дружина. (Отбрасывает оглоблю подпиравшую дверь, открывает дверь,   бросается в избу, за ним входят в избу ратники.   В избе слышны удары и слабые крики.)
Славята. Ну, кажется, он сделал дело!
Ратибор.(выходит из избы). Готово!(Ольберу) Ты Итларю прямо в шею вонзил стрелу. Теперь на улицу беги, и три стрелы, как сговорились, с белой лентой вверх пусти, то знак, чтоб били половцев по городу.
(Ольбер убегает за сцену)
Ратибор.(Славяте) Славята, свистни, мне что-то дух перехватило.
Славята. Добро(свистит громко).
(Из избы выходят ратники, мечи и одежда измазаны кровью).(Слышен ответный отдаленный свист.)
Ратибор. Ну вот и все! Еще и солнце не зайдет, а город мы очистим от поганых.
Занавес.
КАРТИНА   9
  Занавес открывается.
Княжеские покои князя Владимира в Переяславле.
На сцене брат Стефан и Отец Никола.
Отец Никола.Ну что брат, Стефан, подсохли там чернила на письме, что князь велел составить.
Стефан. Подсохли, отче. Пожалуй можно в Киев в отправлять.
Отец Никола. Князь сейчас придет, приложит руку и отправим. Дай-ка я прочту еще разок. А лучше сам прочти, брат Стефан.
Стефан.(берет письмо, читает ).Здоровья…
Отец Никола. Да это пропусти, читай что важно.
Стефан. Тебе я сообщаю, наш друг и брат, любезный Святополк, что половцы засевшие во граде нашем - Переяславле и вкруг него, побиты с Божьей помощью. В том помогла дружина ,что со Славятой ты прислал и торки под водительством Герчека. В той сече сильно отличился сын воеводы Ратиборы - Ольбер. Зову тебя к союзу против половцев, а так же мыслю, что и Олег   Черниговский помочь в войне нам против супостата должен…
Отец Никола. Ну дальше ясно.
Стефан. И как то получилось?
Отец Никола.Что?
Стефан. Ведь Русь всегда была крепка, и половцев мы били…
Отец Никола. Да били, коли верой крепки были. Но Господа прогневали деяниями злыми.
Стефан. Да. Олег привел из Тьмутаракни половцев…
Отец Никола. Еще и до Олега…Ты, брат Стефан, молод, о временах когда сидел на киевском престоле Князь Всеволод, ты мало знаешь.
Стефан. Все говорят, князь Всеволод Ярославич был добр.
Отец Никола. Да добр к своей семье, и добр к боярам, а те добры к нему, да только не добры к народу. При нем пришли на Русь уж больно много греков. У наших же бояр завелся вдруг обычай - холопов византийцам продавать, потом и смерды в торг пошли. Да так расторговались, что вскорости селенья опустели, да некому пахать ведь даже стало и в ополчение некого набрать. Да что и говорить…
Стефан. А что же ныне?
Отец Никола. А ныне хитростью бесчестья   избежали, в залоги, видишь, княжичей даем! Когда народ бояре продают, князья в залоги княжичей дают.
Входит князь Владимир.
Князь Владимир. Готово ли письмо, Святой   Отец?
Отец Никола. Готово, князь Владимир. Я говорил сейчас, как хорошо, что княжич Святослав счастливо так избег из плена. Здоров ли он? Я за него молюсь.
Князь Владимир. Под утро полегчало Святославу, наш знахарь травы заварил ,примочку сделал. К утру и жар прошел.
Отец Никола. Дай Бог ему здоровья!
Князь Владимир. Давай письмо мне Стефан, сейчас прочту и руку приложу. (Стефан подает письмо князю Владимиру.)
Владимир.( просматривает письмо) Ну что ж, все ладно написали.
  (берет перо ,ставит подпись, и   перстнем   ставит печать.)
Князь Владимир. Тут скоро соберутся все, я всех поздравлю с ратным делом.Так ты,отец Никола, тоже слово   молви.И вот еще. Есть у меня дары для Лавры ,для митрополита. Так надобно свезти их в Киев. Славята отправляется туда с отрядом, и вы со Стефаном оправьтесь вместе с ним. Митрополиту мой поклон нижайший передайте, дары возьмете для него.
Отец Никола. Спасибо ,князь Владимир. Уж год как не был я в Киеве. Молитву вознесу там за тебя, за Святослава, за здравие и за чудесное спасенье.
Князь Владимир. Возьми вот это (подает Отцу Николе кошель),здесь вам награда с братом Стефаном за службу.
Входит Святослав.
Отец Никола. Добро, спасибо за награду князь Владимир, что ты велел исполним.
Владимир.(Святославу)А ,сын!
Отец Никола. Вот и княжич, уж на ногах!
Святослав.(Отцу Николе и Стефану)Утро ,доброе, монахи.
Князь Владимир. Ты, княжич на ногах? Что рана?
Святослав. Повязку знахарь наложил.
Стефан. Княжич, садись сюда(показывает на скамью).
Князь Владимир. Да, да присядь.
Святослав. Пожалуй сяду(садится.).
Входят: Славята,Герчек,Ратибор,Гита,Ольбер.
Гита бросается к Святославу, садится рядом.
Гита. Ах, сын мой Святослав,да ты герой. За люд свой подвергался ты угрозе, не убоялся злобного врага.
Славята. Все ждем выздоровленья Святослава.
Князь Владимир. Да, наши юноши себя бесстрашно проявили. Герой и Ольбер - Ратибора сын, он в половцев десяток стрел вогнал. Тебе, Герчек , особое спасибо, за княжича спасенье. Други, мы отстояли город Переяславль. И к Киеву врагов не допустили. За Переяславлем русская земля, коль город наш падет, откроется дорога степнякам во все уделы. Теперь письмо с тобой, Славята, я отправлю в Киев Святополку, чтоб вел всех нас на половцев. Святой Отец, теперь и ты скажи.
Отец Никола. Господь нас уберег от пораженья, по милости своей простил он прегрешенья наши. Спасли мы княжича, и сами все в сей раз спаслись. Обрушилась десница Божья на поганых, и покарала их за злодеянья. Спаси нас Боже.
Гита. Святой Отец, и ты Владимир, и все, послушайте меня.
Князь Владимир. Скажи нам ,Гита.
Гита. Я Господа   благодарю за то что спас он сына моего. Обет святой дала я,- коль будет Святослав спасен, и будет нам победа, отправлюсь я в Святую Землю, где Гроб Господень. Отец Святой, благослови мой путь.(подходит к Св.отцу Николе под благословение, становится на колени перед ним, целует его руку).
Отец Никола.(растеряно) Благословляю, (благословляет, крестит Гиту)тебя сестра. Пускай Господь тебя ведет в Святую Землю.
Занавес.
КАРТИНА   10
  Занавес   открывается.
Княжеские покои князя Владимира в Переяславле.
На сцене князь Владимир.
Входит Гита.
Гита.Ну, князь Владимир, давай прощаться. В   Устье все готово к отплытию. А где же Святослав?
Князь Владимир.Уже уходишь. А хватит, Гита, ли тебе, двух   кораблей, что у Славяты я купил?
  Гита. Еще один корабль мне дали греки.
Князь Владимир. Греки? Те просто так   и шишку не дадут. Как видно, что-то будут у тебя просить. А кто же будет охранять тебя в походе, те два сакса, что с греками пришли из Цареграда?
Гита. Да греки с нами то идут, на кораблях своих, у них есть войны. И вот еще, сказать тебе должна.
Князь Владимир. Да слушаю.
Гита. Со мной идет Герчек с ним двадцать торков.
Князь Владимир. Герчек? Ему зачем в Константинополь?
Гита. Скажу тебе. Меня молили торки, чтоб Комнина я упросила - дать торкам разрешенье, на поселенье в Византии.
Князь Владимир. Ого! Ну и дела! А чем им на Днепре тут не живется? А впрочем, все понятно. Они на южных вежах и дня спокойно в мире не живут, тревожат половцы их из степи, и Торчежск их пожгли… Ну что ж, препятствовать Герчеку я не буду, коль торки так хотят ,то   дело их.
Гита. Наверное мы не увидимся с тобою больше, князь. Мне весть из Англии пришла,- мне разрешили посетить могилу моего отца и мамы.
Князь Владимир. Ты в Англию, к могиле короля отправишься?!
Гита.В   Константинополь, в Святую землю ,и в Англию затем. Мне слишком часто снятся: отец мой – Гарольд и мать - Элдгита. Как будто в Гринфильде мы в хижине живем…
Князь Владимир. Да,в долгий путь ты собралась. Ты только Святославу не говори, что точно не вернешься, он в надежде, что из Иерусалима ты придешь назад. Потом я сам ему скажу.
Гита.А где он?
Князь Владимир.Сейчас придет. Вот что,Гита. Для императора возьми письмо, в нем я пишу, чтоб оказал тебе он помощь, и о других делах еще. И вот, возьми кошель, в дороге деньги пригодятся.(подает Гите свиток   и кошель.)
Гита. Спасибо,князь Владимир!
Входит Святослав ,опирается на палку.
Гита. Святослав мой, здравствуй.
Святослав. Здравствуй мама.
Гита. Пришла проститься я.
Князь Владимир. Я вас оставлю. Мне надо дать распоряженья кой-какие.
Князь Владимир уходит.
Гита. Ты кажется еще немного нездоров. Быть может сядешь?.
Святослав. Да сяду тут пожалуй (садится на лавку).
Гита.Сейчас отправлюсь в Устье я, там сяду на корабль и поплыву в Константинополь.
Святослав. Так я тебя до Устья провожу.
Гита. Нет в том нужды, да ты и нездоров еще. На корабли погружены   все вещи, мне только сесть, и к морю мы пойдем.
Святослав. Я буду ждать тебя обратно, из Святой Земли.
Гита.Хотела я сказать тебе…
Святослав.А что же?
Гита. Да нет так, ничего, отец твой, князь Владимир, мне денег на дорогу дал.
Святослав. Путь твой не опасен? Там половцы в степи по берегам Днепра.
Гита. На греков половцы не нападут, я с греками иду. Со мной идет Герчек и торки.
Святослав. Тогда спокойным можно быть. Я торкам жизнию своей обязан, и знаю,- не подведут они в бою, Герчек их мудрый воевода.
Гита. Да, что то не идет Герчек , позвать меня, еще немного времени у нас тобой осталось ,чтоб проститься, сын.
Святослав. Знаешь, мама, ты спой мне песню, ту что пела в детстве.
Гита. Родной язык, совсем я позабыла, но песню эту помню.
(Гита садится рядом со Святославом, он   кладет ей голову на колени)
Гита.(Поет)
Those who get up early
Can hear a rustle of sunrise
It's not a poetic symbol
See you? If you are wise!

The sun sends us bright light rays
Through dark space,
                which has the huge size,
And earth can perceive the sounds
      In terrestrial air.
                Sleep and close your eyes!

Гита.Ну ,кажется пора мне, Святослав. Опорой будь тут своему отцу, народ тебя полюбит, ведь для простых людей собой ты рисковал. Он , кажется , уснул как в детстве на моих коленях.(Аккуратно встает чтобы не разбудить Святослава).Прощай мой сын, и помни обо мне (уходит).

Занавес.


Конец.


Рецензии