Мои Педагоги и Учителя

    Во времена СССР наша страна была самой читающей страной мира! И знали об этом все. Образование у нас было бесплатным, всеобщим, и стыдно было быть необразованным.
    В каждой школе висел на стене плакат с лозунгом Ильича - В.И.Ленина:"Учиться, учиться и учиться!" Ещё моя бабушка говорила: "Век живи, век учись!, - а потом добавляла со вздохом,- и всё равно дураком умрёшь." Ну, правильно... Ведь и Козьма Прутков о том же: "Нельзя объять необъятное."
    Моя мама, видимо вполне уяснившая истину Пруткова, постоянно напоминала мне:" Леночка, не очень старайся, а то от многих знаний и с ума сойти можно!"
Опять-таки, вторя Грибоедову и его "Горе от ума".
    Вот такой прессинг был у меня в детстве, абсолютно противоположный по вектору. Таким образом, этот прессинг уничтожал сам себя, и я вольна была выбирать то, что нравится. А выбирала я - учиться.
    Вот теперь о педагогах и учителях...

    В русском языке эти два слова являются синонимами, а для меня эти слова абсолютно разные по смыслу житейскому.
    Ну что есть педагог? Это человек, имеющий педагогическое образование и пытающийся вложить в головы "учеников", а проще сказать - "слушателей" в классе школы, в студенческой аудитории, где-то на курсах усовершенствования или на тренингах по бизнесу то, чему его научили. Ключевое слово тут - "пытающийся". Вот чему  научили  его педагоги, то он и пытается передать дальше. Хорошо, если это будет не "испорченный телефон". Кто-то может помнит эту детскую игру, когда на ушко шепотом говорят слово и передают также тихо дальше по цепочке. Кто недослышал, тот своё передал. Или специально не то слово передают...  Так и педагог. Сами знаете, что педагоги бывают разные. Те, что с любовью к своему предмету и к слушателям, да с интересом - это одни. А если только за зарплату - это другие. Не дай вам Бог попасть к другим.
    Тут, конечно, и от слушателя много что зависит. Если сам слушатель заинтересован в получении информации, то он даже у плохонького педагога что-то да получит. А если с обеих сторон "ни рыба ни мясо" , то на выходе пшик получается...

    
     Учителя - это совсем другое... Да, естественно, они и в школе, и в вузе найдутся, но больше в жизни, ибо школа жизни  сурова и пощады не даёт. И в ней связи и деньги играют малую роль. Она учит постоянно и систематически, опять же по пословице: "Жизнь бьёт ключом и всё норовит по голове."

     Я бы хотела, чтобы каждый вспомнил сейчас своих учителей, пока расскажу вам о моих на дороге моей жизни.

                ...............

   
    В конце лета пошли по домам в нашем городе представители школ, от каждой в своём районе. Пришли и к нам в дом. Записали меня в первый А-класс школы № 23.
До школы ещё почти месяц. Кто это из будущих первоклассников заморачивается мыслями о школе? Лето на дворе! Играем, бегаем, дружим и дерёмся, всё - как обычно.
    Но за две недели до школы я серьёзно заболеваю.  На школьный праздник - Первое сентября я уже в стационаре детской больницы. Плеврит. Это такая "кака", когда в плевральной полости между рёбрами и легкими начинает скапливаться жидкость.
Меня начинают лечить... Жидкость скапливается больше... Лечение усиливают... Уколы каждые три часа в сутки - жидкость понимается выше, левое лёгкое сжимается, дышать нечем, сердце тоже поджимает, я слабею с каждым днём. Мне начинают выкачивать жидкость из плевральной полости - она там уже гноится. Два раза в неделю толстую иглу между рёбер сзади и по пол-литра гноя в банку, а на её место растворы антибиотиков... И так весь сентябрь, октябрь и  ноябрь.  Я всё время в полубессознательном состоянии, на грани между жизнью и смертью, даже приход мамы меня не радует... Мама на пределе сил... Что ей стоило каждый день бывать у меня, когда мой брат один дома?!


    Наконец прошёл кризис, я потихоньку возвращаюсь к жизни. И тут! Ко мне в палату входит мама вместе с чужой женщиной одинакового роста с мамой и даже чем-то похожа на нее. Это ко мне пришла моя первая учительница! Я узнала, как она выглядит и как её зовут. С этого дня Нина Даниловна приходила ко мне в больницу  через день. Она приносила мне тетради и карандаши и учила меня тому, чему учила моих одноклассников в школе, оставляла мне задания, и я старательно выполняла их, несмотря на жуткую слабость и постоянное желание спать... Писала в тетрадях, считала и читала вместе с ней.
    Меня выписали из больницы в середине декабря. А легла я в неё, напоминаю, летом. Каково? Уж почти две четверти учебного года прошло.
    Начала учиться с декабря. Меня должны были отчислить, и я бы пошла в школу на следующий год. Но, благодаря Нине Даниловне, светлая ей память, получила такой вкус к занятиям, что стала полной отличницей.

    Ну не попалась бы мне "Учительница!" - быть бы мне второгодницей!
Я обожала Нину Даниловну, да и не только я одна. Мы, по-детски влюблённые в неё, забываясь, часто назвали её "мама"!

                ..........................

 
    Я - студентка медучилища, куда пошла поступать со своей одноклассницей и подругой Аллочкой. Из школы меня отпускать не хотели, и свои документы я забирала оттуда с боем. Только вот Аллочка не прошла по конкурсу, а меня взяли. И опять у меня дилемма: "Как быть?" Возвращаться с подругой в школу стыдно, столько громких слов было сказано при заборе документов... Осталась с неохотой...
    Но опять "Учительница"! Молодая, красивая, умная Алла Александровна, наша классная Дама. Она по-настоящему была Классная! Она по-настоящему была Дамой, Леди! На неё хотелось походить во всём! Она вела биологию, и биология стала моим любимым предметом...
    А ещё была знаменитая  терапевт Шлёпова Мария Васильевна. Она и её брат, Шлёпов Александр Васильевич, хирург, Герой социалистического труда, почётный гражданин города, стали моими Учителями!
     Как же я горжусь своим Учителями. Каждый из них был не просто профессионал,  ещё и Человек с большой буквы!
Спустя много лет мне посчастливилось по направлению Горвоенкомата быть ассистентом у Шлёпова А.В. у операционного стола. Он вёл операцию по пересадке кожи  ожоговому больному, работал тщательно, не спеша, педантично, а результаты у него всегда были отличными!
    Только благодаря их обучению, я выбрала своей профессией  ранее существующую специальность - врач-биолог, как и космонавт Джанибеков. Правда, спустя время, эту специальность ликвидировали и её уже нигде не получишь, да и мне пришлось переквалифицироваться во врача-лаборанта.

                ..........................

     Потом был Университет, где были замечательные педагоги, но они мне дали только знания и профессиональные умения. Я им благодарна. Многих из них очень уважаю. Особенно своего научного руководителя - Огородникова. Но восхищения нет.

    А потом работа... И опять многие наставники мне помогли стать классным профессионалом. Но Учителями стали Военный хирург - Мария Сергеевна  Тараненко и старший лаборант нашей клинико-диагностической лаборатории, Мария Ивановна Лаштабега. Каждый из них - Человек, давший мне не только умения, знания, понимание вопросов жизни и смерти, понимания сути человеческой, умение "читать" людей, но и часть своей души. Светлая память обеим. Я не буду рассказывать, что я почерпнула от них, это личное. У каждого человека есть то, что на ветер не бросают! Это - внутри моей специальности, но были Учителя другой направленности.
 
   Например, я была довольно взрывным  человеком по натуре, поэтому исподволь училась владеть собой не только по умным книгам, но и наблюдая за старым врачом-рентгенологом Фридман В.П.  Он отлично владел собой. Настолько, что ничто не могло выбить его "из седла".
    Владимир Павлович совсем молодым врачом попал на ВОВ, был начальником санитарного поезда. Там же познакомился с Сашенькой, которая стала его женой. Они прошли всю войну до конца рука об руку, спасая раненных бойцов. Во время своей учёбы в школе я дружила с их дочкой Софьей. Мы вместе ходили тогда в танцевальный кружок и вместе возвращались домой. Потом наши пути разошлись. Она вышла замуж в Ростов.
   Когда я пришла в больницу молодым специалистом, Александра Михайловна была зав. поликлиникой и считалась самым честным человеком в коллективе. Однажды, сидя у нас в лаборатории, Фридман сказал: " Когда я был молодым евреем, мне хотелось так много всего, но у меня не было денег. Теперь у меня много денег, но я уже старый еврей, и мне ничего не хочется". Он был прав... Желания с возрастом меняются, потому что меняются приоритеты в жизни.
   Сохранять хладнокровие в щекотливой ситуации, уметь обосновать свои требования так, что никто отказать не сможет, находить подход к больному с любой психологической окраской, уметь говорит "нет", не обидев человека - это всё мог Фридман В.П. Его советы я буду помнить всегда.

   С замечательным Учителем я встретилась на курсах повышения специализации, которые четыре месяца проходила на рабочем месте в лаборатории Ростовской ОКБ. Кандидат медицинских наук, зав.лаб. ОКБ Максименко. Первые два часа работы меня ждали мазки костного мозга, и он тратил своё время, чтобы ввести меня во все тонкости микроскопирования костного мозга. А потом мне на стол клали стопку мазков периферической крови из гематологического отделения, и Максименко обычно говорил:" Ну а это - чтобы нюх не теряла"...

   Очень приятным мне Учителем была профессор Запорожского государственного института усовершенствования врачей им. М. Горького, наставница нашей группы врачей Нелли Георгиевна. В нашей группе из 25 человек были украинцы, русские от Владивостока до Калининграда, башкирка, татарка, врач из Дагестана, из Казахстана и Калмыкии.  Общаться было очень интересно и познавательно. А учиться - ещё интереснее. Цикл обучения по "Методам функциональной диагностики нейро-эндокринных нарушений" я сдала на "Отлично", благодаря знаниям, полученным от Нелли Георгиевны. 

   
   И, конечно, моим мудрым Учителем до последнего дня была моя любимая мамочка!

   Теперь и я для некоторых Учитель. Они со мною всегда на связи. Я чувствую их любовь и уважение, и, в свою очередь, люблю их.  Теперь передаю им то, что они хотят знать и чем обладать, и это совсем не зависит от профессии или их работы. Это - знания жизни. Таких Учеников у меня мало, как и в своё время у меня Учителей...
 
( на фото: Начало и конец моих школьных лет. А начала я их со второй четверти первого класса).
   


Рецензии