Слобода Большекрепинская - метаморфозы истории!

Степь, поля, степь! Да, в наших местах любоваться прекрасными видами из окна автомобиля редко приходится. Тем более сейчас, осенью. Длинные вереницы оголенных деревьев, сбившихся в непролазные посадки, разрезая землю на неровные прямоугольники; заросшие высоким камышом балочки унылых серо-коричневых оттенков – как розница сей пейзаж от восторженного описания А.П. Чеховым донской степи.

Если б не давняя моя мечта проехать маршрутом, который проделала семья Чеховых в далеком июле 1873 года в слободу Большую Крепкую к дедушке Егору Михайловичу, бывшему тогда управляющим в имении графа Платова, вряд ли когда-нибудь я рискнула посетить эти края.

Конечной целью нашей поездки – группы таганрогских историков и краеведов, ростовского барда и липецкой поэтессы – и было найти место, на котором находился господский дом Платовых, и посещение школьного музея в местной школе.
 
Очередной скрежет по дну нашей новенькой иномарки и вопль улыбчивой поэтессы Танюши вернули меня к действительности. Дорога была ужасной, разбитой в пух и прах. А ведь здесь очень много маленьких поселков. Как живут люди в этих краях? Трасса далеко, около 50 километров. Общественный транспорт отменили. Связь с остальным миром возможна только личным транспортом. Но как же ездить по таким дорогам? Причем если попадалась грунтовая дорога – это счастье, пока нет дождя. Получилось, что каких-то 40 километров от трассы мы плелись полтора часа!

Наконец-то мы в Большекрепинской. Переехав мостик через реку Крепкую, свернули направо к зданию средней школы постройки советских времен. Школа, как оказалось, выстроена на том самом месте, где когда-то находилось имение Платова.

На пороге нас приветливо встретила директор школы Татьяна Викторовна Оноприенко. Войдя внутрь, мы были приятно удивлены. Школа совсем не похожа на простую сельскую. Уют, чистота и простор. Все здание утопает в цветах. Везде выставлены ручные поделки ребят. В просторном холле – портреты коллектива учителей и работников школы, а также самых лучших учеников, отличников и победителей конкурсов, прославивших школу и родное село. Огромное пространство боковой стены занимал стеклянный стеллаж с призами и кубками множественных побед в различных соревнованиях школьников и молодых спортсменов-большекрепинцев.
Удивляло все. И скромный, заботливо украшенный воздушными шариками актовый зал, где проводятся торжественные и праздничные мероприятия. И чудный уголок импровизированного музея старинных бытовых предметов крестьян, заботливо собранных учениками у жителей слободы. И, конечно, музей боевой славы!
Отсутствие свободных помещений заставило музей ютиться в небольшой комнатке, но коллекция материалов и экспонатов, найденных и собранных участниками местного клуба «Патриот» и руководителем музея, учителем Игорем Владимировичем Бойко, достойны глубокого уважения.
 Именно так воспитывается любовь и верность к своей малой и большой Родине! Гордость за свою страну – Россию на примере подвигов отцов и дедов, живущих здесь, совсем рядом, на соседних улочках родного села и погибших в те далекие годы Великой Отечественной войны.

Директор, как заботливая мама, с гордостью рассказывала о своих детях, о том, сколько сделано, о мечтах и планах на будущее. Делилась тревогой о долгожданном ремонте фасадов здания, разрушающего от непогоды. Столько доброты, тепла и решимости все преодолеть исходило от нее! Это вызывало чувство восхищения.
В этом небольшом поселке живут и работают скромные люди, ежедневно выполняющие профессиональный и человеческий долг. Удачи вам, сельчане, в вашем непростом и важном деле – воспитании молодого поколения!

Очень хочется попросить всех, кто может, в том числе Администрацию Родионово-Несветайского района, помочь сотрудникам этой школы. Ведь это такая малость по сравнению с тем великим делом, которое они делают для нашей России!..


Рецензии
Людмила Львовна!
Вы ошиблись? Или это я плохо знаю?
Вы написали, что школа построена на том месте, где находилось имение Платова. Всегда считала, что находилось оно в другом месте. Идти к нему надо по мостику, но по другому, не по тому, по которому ходят к школе.
Я хорошо знаю место, где построена школа, Там была роща, куда мы по ранней весне ходили за подснежниками. Никаких признаков того, что там когда-то было имение, я не видела.
А вот там, в другом месте было очевидно. Я помню здание, большое и видимо когда-то было роскошное, а в моё время в нём было зернохранилище. Рядом находился сад, в основном, росли яблони и по краям немного слив
Была роскошная аллея со смородиной. Мы, детвора, обрывали эту смородину, ходили туда специально, хотя было это и не близко, наверное, километров пять от Долгаливки (это часть Большекрепинской)
С одной стороны на окраине сада среди шелковицы в моё время сохранилось несколько надгробий.

То что там ранее находилось имение Платова, которое впоследствии было приобретено ничем не примечательными разбогатевшими крестьянами (кажется по фамилии Мазаевы) у меня сомнен7ий нет. А вот откуда появилась версия, что имение было в роще?

С добрыми пожеланиями,


Алевтина Крепинская   11.06.2024 03:01     Заявить о нарушении