PROТюмень район Бухарская слобода

Мне все время было интересно, почему так часто в названиях районов Тюмени используют слово «слобода». Вот и сейчас застраивается новый район — «Тюменская слобода»…

Оказывается, слободой назывался вид поселения или района города не только в России, но и Украине и Белоруссии, жители которого имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства.

Таковыми в Тюмени были Ямская, Кожевенная и Бухарская слободы.

Образовываться они стали по мере развития Тюменского острога и торговли.

Купцы и приезжие торговцы основывали свои поселения рядом с торговыми местами, недалеко от острога и посада или в самом посаде. Так образовывались районы.

В этой главе расскажу о Бухарской слободе.

Итак, 424 года назад в Тюмень, представлявшую собой деревянную крепость, прибыл торговый караван купцов из Бухары (надо сказать, торговля со Средней Азией в этих местах велась задолго до появления Тюмени).

Григорий Долгорукий, что в ту пору был тюменским воеводой, шлет царю донесение, в котором сообщает о прибытии бухарских купцов. На что царь присылает грамоту со словами, чтоб с «гостей» таможенных пошлин не взимали, чтоб относились к ним хорошо, без насилия, торговать велели за Турой, возможно для безопасности горожан, не прогоняли, пока не продадут свой товар, чтоб запретили торговать оружием и не позволяли входить с ними в сговор для нападения на сибирские города.

Заодно освободили тех, кто переселится в Сибирь, от оброка и разрешили свободно передвигаться до Архангельска и Астрахани.

И потянулись к нам караваны из Бухары… Уж больно выгодными были условия торговли.

Везли урюк, изюм, орехи, пряности и даже свежие арбузы, что для Тюмени было удивительным.

А еще ткани, шкуры тигров и леопардов, готовую одежду, кожи, луки и ножи, лошадей, скот, китайский фарфор, чай, котлы и металлическую посуду… Вот, думаю, 400 лет назад в Тюмени продавались шкуры тигра и леопарда, а сейчас где-нибудь их вообще продают?..

Караванная торговля с городами Средней Азии велась до середины ХVIII века.

Из Сибири азиатские купцы тоже вывозили товар, который был в диковинку в их краях. В первую очередь — меха, кроме того, ценились рыба, воск, холсты.

Связи с Востоком развивались так успешно, что некоторые купцы из Средней Азии решались навсегда остаться в Сибири.

Пользуясь разрешением, бухарцы ставили сначала свои временные кибитки и лавки, потом постепенно строили постоянные дома. Так и выросло поселение на низком левом берегу реки Туры, заселенное среднеазиатами — Бухарская слобода.

Кто же такие бухарцы? Это узбеки, казахи, киргизы, персы, афганцы, которые приняли российское подданство и перебрались в Сибирь.

В 1609 году к бухарцам переселили несколько татарских семей, живших на руинах Чимги-Туры.

Слобода расширялась, образовывались новые поселения — Юрты
Казаровские, Ембаевские, Тураевские.

Слобода стала называться татаро-бухарской, а при переписи населения жителей слободы записывали как «татар» и «бухарцев».

При советской власти в переписи всех назвали «татарами».

Ниже Татаро-Бухарской слободы на левом берегу Туры выросла Кожевенная слобода.

Это и не удивительно. Выделка кожи всегда была исконно татарским ремеслом. Хорошую кожу называли «булгари». Со временем слободы объединились.

Мастера, обслуживавшие татарскую знать, понемногу приходили к русским. Строительство вокруг и этих слобод крепостной стены стало показателем доверия к татарам.

Это, впрочем, объяснимо: бухарцы и татары стали постепенно принимать крещение.

В ХVII столетии (точно неизвестно, когда) на улице Береговой, аккурат между Бухарской и Кожевенной слободами, появляется деревянная церковь, которая в 1789 году одевается в камень и принимает имя Вознесенской (или Георгиевской).

Позже эта территория получила название Заречье… Но это уже другая история.

Скажу лишь, что, пройдясь по улицам некогда Бухарской слободы, я нашла немало стареньких, но очень крепких домов; да и сейчас потомки бухарцев живут тут, сохраняя целый пласт культуры города и его истории.


Рецензии