Вера

Все верующие знают что такое вера. Вместе с тем можно уверенно утверждать, что ни один верующий вполне не знает, что такое вера. Ведь "знать" - это осмысливать, делать судьёй мнения мысль, логику. А они отрицают веру и не могут иначе, поскольку опыт веры есть опыт эмоционального взлёта, или как говорят - "проявление бескорыстной любви к Богу. Корысть - примешивание "соображений" эго, т.е. опять же участие мысли в мозгу человека, стало быть, чем больше корысти, тем меньше веры. Разумеется, много корыстных верующих, но в основном это ханжи или люди, даже не сознающие свою корысть и считающие свои грешные дела богоугодными. Итак, вера есть эмоция, переживание, любовь и одобрение по отношению к своему предмету, тогда как "холодная" мысль, рефлексия влечёт возможность сомнения в вере. Чтобы избежать этого, вера должна отказаться от самопознания, понятия "истина" и "неистинное" здесь вообще неуместны, эмоция не есть рефлексия. Она антипатия или симпатия к чему-то, но мысль,если и присутствует в эмоции, то не главное в ней, не преобладает, лишь обслуживает эмоцию. Вера,следовательно, есть вера вопреки логической "очевидности". Но вера отказывается от "истины" так, что уверена в своей истинности. Ей не нужны доказательства, она доверяет сама себе: для чувства чувство это всё, высшее, факт психического мира субъекта, атом опыта, который свидетельствует сам о себе как о реальности внутреннего мира личности. Но человек в этом аспекте не вполне различает "внутреннее" и "внешнее". Ведь эмоции формируются в мире, как его субъективное отражение, каждая эмоция связана с внешним, с миром, множеством нитей, мир и определяет специфику эмоции. Предмет эмоции то, на что она направлена, а в религии это Бог, дух,создающий, поддерживающий,направляющий всё материальное в космосе и человеческом мире. Мысль со своей стороны,совершенно отдельно от веры, удостоверяет, что у реальности, какойбы она не была, должно быть общее основание, или,по Аристотелю, "перводвигатель", общая основа, Единое как база Множества. Философы называют такую основу Абсолютом и рефлексия, мысль, здесь преобладают над эмоцией. Строго говоря, в Абсолют верить нельзя, тогда как вере в Бога (очеловеченный Абсолют) достаточно самого наличия веры,т.е. эмоции, первое в которой это "доверие" в отношении себясамой или вера в веру. Важно понять, что Мысль и Эмоция строго разделены в мире и тем не менее они вместе. Более того, нет мысли без эмоционального сопровождения, слабого или сильного. И нет эмоции без частичного осмысления её предмета. Главное - что преобладает,здесь и сейчас. Если преобладает эмоция, мы получаем веру. Такое взаимоотношение двух "реальностей" называют диалектическим. Догматический подход делает акцент на разделении; стороны реальности здесь рядом друг в друге, но не взаимопроникаемы, связи их внешние, или конфликт или содружество. В диалектике же конфликт и содружество могут быть сторонами и этапами развития одного процесса,заключаться в одном явлении. Между верой и мыслью вообще возможны разные отношения, но борьба здесь преобладает и одно начало хочет сделать другое своим инструментом. Вера необходимо возникает на базе некоего знания, пусть даже ложного, на базе определённых представлений, определённой картины мира. Но преобладает в ней эмоция. Мысль тоже базируется на картине мира, но в ней преобладает рефлексия.Теологи и мыслители по разному решали вопрос об отношении "веры" к "разуму" (Мысли,Логосу). Тертуллиан писал - "верю, ибо абсурдно", то есть всякая рефлексия и логика мира лишь оболочка его и главное непостижимая первореальность, которую и открывает через эмоцию любви и доверия вера.Любое знание, исследование не нужны и вредны. Иной позиции придерживался Фома Аквинский. Философию рассматривали то как служанку религии, то как её помощницу и высший язык, проясняющей её откровения, всегда слишком туманные и требующие своего истолкования. Вера как опыт реальность, она формируется в реальности и частично её отражает. Но вера может отражать реальность более правильно или ошибочно. Во втором случае она может выдавать иллюзии за истины, искренне полагая, что "так оно и есть". То, что вера уверена в своей истинности, ещё не делает её таковой, тем более, что вопрос об истине принадлежит другой сфере человеческого опыта - Мысли,Знанию.


Рецензии