Первая педпрактика

      Школа. Как просто и обыденно звучит это слово – школа. И как весело и озорно оно звучит! Школа – это смелое и беззаботное детство. Школа – это очаровательная и неповторимая юность! Память о ней не оставит нас равнодушными. Дети ловят каждое слово учителя, эмоционально реагируют на него. Однажды сказанное учителем слово врезается в сознание и сопровождает нас всю жизнь. На последнем уроке в 9 классе задала своим ученикам такой вопрос: “Какими качествами на ваш взгляд должен обладать современный учитель?” И что я услышала?.. Забота, внимание, доброта, понимание детской и юношеской души, знание своего предмета – вот, что особенно ценят ученики в любимых учителях. Времена изменились, а взаимоотношения учитель-ученик те же, что и раньше.

      У каждого из нас есть свои воспоминания о школьных днях – смешные и грустные. Вот и у меня они есть: я – учитель! Меня часто просят мои, и не только мои, ученики: “Расскажите, что Вам запомнилось из школьной жизни?” Детям нравится, когда учитель говорит с ними “по душам”. Каждому ребенку хочется, чтобы его или ее помнили. В моменты откровения детские души раскрываются, слова проникают глубоко, и, кто может сказать, кто больше обогатился при этом – ребенок или учитель?

      Очень хорошо помню первую свою педагогическую практику. Нас распределили по школам, и мне достался восьмой класс. В 70-е годы 8 класс был выпускной, так же, как сейчас 9-й. Надо сказать, что они были моложе меня всего на 3-4 года. Да и на фото я ничем практически не отличалась от них. Ребята, а их было большинство в классе, видели, что меня проверяет методист, и старались не подвести - отвечали дружно на мои вопросы по теме урока. Думаю, что ученики замечали мое волнение, и это нас сближало. Это уже потом, проработав много лет, я поняла, что дети любят молодых учителей из-за небольшой разницы в возрасте и легкости в общении.

      Первая педпрактика отнимала много времени на подготовку к урокам – опыта никакого, а значит требовалось писать подробный конспект, заучивать вопросы, которые можно задать ученику, и вдобавок знать предполагаемые ответы – верные или ошибочные. Готовилась к урокам тщательно - надо было соблюсти методику и структуру урока, уложиться во времени по всем этапам, уделить внимание каждому ученику, при этом постараться запомнить всех по имени. Однажды после проведения очередного урока, дети столпились вокруг меня, и я не заметила, как мой портфель с книжками и тетрадями исчез. Я стала искать его, но тщетно. Портфеля не было нигде. Тут ребята стали меня успокаивать: “Не переживайте, это Саша Б. взял Ваш портфель. Он принесет его к Вашему дому, вот увидите. Идите домой спокойно”.

      - А зачем он это сделал? – спросила я.
      - Он в Вас влюбился, - ответили ребята.

      Я неуверенно пошла домой, а когда подошла к своему подъезду, то действительно увидела Сашу. Он стоял с моим портфелем и радостно улыбался. Так продолжалось в течение всей моей практики – он помогал мне, а я – ему. Он уже не убегал с портфелем, просто шел рядом. Мы говорили об уроках, об отношении к математике, о том, что ему непонятно.

      Возможно, я забыла бы эту историю, если бы у нее не было продолжения. Прошло три года, я окончила институт, отработала по направлению год в русской школе Бухарской области. Летом приехала к своим родителям. Каникулы – прекрасное время отдыха не только учеников, но и нас, учителей. В своем родном городе я часто ездила с родителями на дачу, которая располагалась на крутом склоне реки Волги. Замечательное место отдыха! Волга очаровывает и притягивает своей величавостью, спокойные ее воды скрывают в себе неимоверную силу. Не зря называют ее “матушкой”. Еду с дачи в переполненном трамвае, кое-как нашла себе местечко у окна, чтобы не “придавили”. Мельком взглянула на людей, что толпой стояли в вагоне. В конце вагона увидела высокого красивого парня с длинными волосами (в 70-е годы это было модно), и улыбнулась - приятно смотреть на красивые лица. Неожиданно этот парень стал пробираться сквозь толпу ко мне, и я в этот момент подумала: “Вот нахал, стоило улыбнуться, он тут же пошел напролом”. Через какое-то время он действительно протиснулся ко мне сквозь толпу, и, глядя пристально в глаза, спросил: “Вы меня узнали????” Я не узнала его, но в тот миг, когда он задал мне свой вопрос, меня как будто осенило: “Да”, - неуверенно пробормотала я. На что он ответил: “А я бы Вас из тысячи узнал!!!”
 
      Эти слова поразили меня своей откровенностью и надолго запали мне в душу. Саша стал рассказывать о себе, что уже окончил школу и поступил учиться в политехнический институт. Мы вспомнили ребят, кто учился в его классе, интересные моменты школьной жизни и мою практику. С улыбкой вспомнился эпизод с портфелем. Разговор получился непринужденным и приятным.

      С той встречи прошло 45 лет. Я никогда больше его не видела, так как вышла замуж и жила в военном городке. Но на всю жизнь запомнила мальчика по имени Саша Б., ученика 8 класса, эту историю, и его слова: “А я бы Вас из тысячи узнал”.


Рецензии
Анна, день добрый!

Мне понравилась Ваша публикация, к тому же - мы коллеги. Поняла, что Вы - математик, а я филолог, хотя училась в математическом классе, и на первом курсе филфака сбегала в инженерно-строительный институт на лекции по высшей математике.Душа требовала точных наук.

Невольно вспомнила свою практику: и школьную, и пионерскую. На школьной комиссия не дала мне развернуться: русский язык зачли за два урока, а литературу - за один урок. Было обидно и мне, и детям.

Зато летняя продолжалась месяц. У меня был первый отряд: 11-10-9 классы. Начальник лагеря хотел меня этим наказать за мой характер, но ничего не вышло: у нас было полное взаимопонимание с детьми. Не знаю, сколько человек в меня было влюблено, но один девятиклассник (детдомовский ребёнок) сказал на весь отряд: "Когда я вырасту, женюсь на Татьяне Дмитриевне". Никто не смеялся, не хихикал. Оставшееся лето он провёл у нас дома, а потом вернулся в детдом учиться дальше. Я вышла замуж, уехала из города, получила от родителей письмо, в котором они сообщали, что "приезжал свататься Коля, его сопровождал старший брат".
Благодарю за интересную публикацию.

С признательностью,



Котенко Татьяна   08.02.2023 13:43     Заявить о нарушении
Татьяна Дмитриевна, какой отзыв вы написали мне великолепный!!! Получилось и улыбнуться, и взгрустнуть - как все мило и дорого в наших воспоминаниях. Спасибо большое, очень приятно. Надеюсь, мы еще пообщаемся, успехов Вам, с уважением,

Анна Логинова Трушкова   09.02.2023 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.