Владимир Лифуншан. Огни над Бией-46-2018

РАЗДАЮЩИЕ СВЕТ СВОЕГО ТАЛАНТА
(статья опубликована в газете "Постскриптум"№43(1269) за 24.10.2018 г.

       В самом начале прошедшей недели вышел из печати очередной 46-ой номер журнала «Огни над Бией», который вместе с номером 47 завершает литературный цикл текущего года. Следующие номера журнала его поклонники увидят теперь уже только в Новом 2019 году.

      Для тех читателей, которые только планируют начать своё знакомство, а возможно и долгую дружбу с этим замечательным изданием хотелось бы уточнить, что на его страницах присутствуют не только разделы поэзии и прозы, но и такие жанры, как публицистика и журналистика в чистом виде. Кстати, открывается сорок шестой номер именно последним жанром – журналистикой.
     Это уже стало доброй традицией, когда член Союза журналистов России Николай Тимохин публикуется на первых страницах журнала - интервьюируя известных и знаменитых людей искусства. Вот и в этот раз на его вопросы отвечали такие звёзды шоу бизнеса, как актриса театра под руководством Армена Джигарханяна, участница «Петросян шоу», молодая и талантливая юмористка – Лана Крымова, известная этно-поп исполнительница, заслуженная артистка России – певица Варвара, артистка и певица работающая в жанре пародии в юмористическом кабаре-дуэте «Не парни» и в «Петросян шоу» - Оксана Невежина.
     Людям всегда была интересна закулисная жизнь популярных артистов и в этот раз, для таких любителей, появилась возможность – чуть-чуть «приоткрыть занавес» на некоторые интересные моменты из жизни звёзд.
      Отдельной строкой стоит раздел – публицистика, представленный сразу тремя авторами, - это Галина Бакшеева, Дмитрий Каюшкин и Яков Шафран. Последние два автора своими публикациями сделали сорок шестой номер журнала не только познавательным, но ещё и достаточно интересным для самой широкой читательской аудитории.
     Если говорить об очень неординарной работе члена редакционного Совета альманаха «Бийск литературный» Дмитрия Каюшкина, то первое, на что обращает внимание любой человек, взявшийся прочитать его произведение «Загадки и тайны ленточных лесов Алтая» - это высокая степень компетентности автора в раскрытии взятой им темы. Прежде всего, поражает объём подготовительной предпечатной работы, которую выполнил Дмитрий, собирая самую широкую информацию для своего произведения.
      Интрига и загадочность начинаются уже с самых первых строчек:
      «Бывает так, что красоты природы подбрасывают нам загадки, ответы на которые, люди ищут десятилетиями и даже столетиями. Спорят учёные и дилетанты, выдвигают теории, версии профессионалы и любители … Но прийти к единому мнению получается не всегда … И мы гордимся именно тем, что необъяснимые природные феномены, сравнимые по своей загадочности, таинству происхождения и красоте с самыми яркими чудесами света, есть и на нашей малой родине».
     А дальше идёт завораживающее авторское повествование, читающееся буквально на одном дыхании. Уже только за одно это стоит взять в руки журнал и уделить на чтение минут пятнадцать-двадцать своего личного времени.
     В разговоре о публицистике  нельзя не упомянуть обзор повести «Враг народа и враг себе» Алексея Яшина, который сделал Яков Шафран, взявший расширенное интервью у автора.
     В своём произведении главный редактор ордена Г. Р. Державина Всероссийского литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори», член Союза писателей России, на примере воспоминаний молодого паренька-студента, рассказывает о том времени, когда советским людям было уже не так просто задурить голову партийными и политическими установками и лжепатриотическими лозунгами. Внутренний конфликт главного героя с образом предателя и изменника Родины, бежавшего на берега Туманного Альбиона – вот основная фабула произведения.
      Великолепный авторский слог и неповторимый, индивидуальный стиль придают при чтении ощущение лёгкости, плавного течения неторопливой реки и непроходящее желание – поскорее узнать, а что же там произойдёт на следующей странице.
     Что же касается интервью, которое даёт Алексей Яшин, то в нём он рассказывает о том, как начинался проект по созданию журнала «Приокские зори» и, как и в каких условиях сегодня живёт это не только всероссийское, но и международное издание.
      В добавление к этому, можно сказать, что произведение «Враг народа и враг себе», к большому сожалению расположено в самом конце журнала, но по своей значимости и талантливости оно, как говорят журналисты, заслуживает того, чтобы быть опубликованным на первой полосе.
      Завершает раздел публицистики небольшой читательский отзыв Галины Бакшеевой о цикле коротких рассказов-фэнтази Владимира Нургалиева, в котором она даёт очень хорошую, творческую оценку автору.
       В нашей газете уже говорилось о том, что главный редактор журнала «Огни над Бией» - Людмила Максимовна Козлова, обладает необыкновенным умением находить и открывать новые имена и новые таланты, как в литературе, так и в поэзии. Не изменила она этому своему качеству и в этот раз. На страницах сорок шестого номера с дебютной публикацией представлена очень талантливая и самобытная крымская поэтесса, из города Феодосии – Светлана Клинушкина-Кутепова. Без всякого преувеличения можно утверждать, что её подборка стихотворений стала поистине настоящим украшением не только раздела – поэзия, но и всего журнала в целом. И в этом, несомненно - большая заслуга главного редактора, сумевшего рассмотреть в заурядном человеке великолепного автора, которого, очень возможно, ждёт большое будущее. И тем более приятно, что свои первые шаги в поэзии Светлана Клинушкина-Кутепова сделала именно в журнале «Огни над Бией».
     Такие её стихотворения, как
«Я сквозь солнце и тень».
«Отражаюсь в непроглядно-мутном озере».
«Как безбожно играла с тобою волна»,
  и ряд других откровенных высказываний в жанре – «Женская лирика», удивляют большой точностью и в то же время талантливой простотой стихотворного творчества. При чтении произведений этой поэтессы – не хочется останавливаться: хочется всё больше и больше окунуться в мир её лирических грёз.
     Особенно сильное впечатление производит стихотворение «Метель», в котором Светлана рассказывает о цирковой лошади, носящей такую кличку и спасшей во время пожара человека. Самой же Метели спасти не удаётся. Финал произведения написан настолько пронзительно и трагично, что при чтении на глаза невольно наворачиваются слёзы жалости к погибшему животному.

«Её звали Метель!.. Белоснежную лошадь,
Приму бедного цирка, что вечно в пути…
И в любом городке оживала вдруг площадь –
Стоило лишь Метель под уздцы провести
Имя было по ней – ведь, подобно метели,
Для которой простор всей Вселенной открыт,
Над землёю она белым вихрем летела
В тесном круге арены не чуя копыт.

     А дальше вот так – строчка за строчкой Светлана проводит читателя через весь трагизм  случившийся ситуации, заставляя поверить в то, что такое событие могло быть на самом деле.

ДЕРЕВНЯ

Не собираю я рецептов древних –
но ворожит знахаркой надо мной
простая подмосковная деревня,
почти случайно ставшая родной!..
Там старый дом, там сказочная печка,
и по дорожкам ползают ужи –
а по утрам приходят на крылечко
колючие пугливые ежи...
В сарае дремлет ласковое сено –
и дразнит ноздри свежая уха...
А наверху, галдя немилосердно,
сороки обсуждают петуха!
Внизу - овраг, ручей и шаткий мостик,
и луг, где так и хочется уснуть!..
Там козочка, задравши белый хвостик,
спешит мне в руки мордочку уткнуть!
Там тишину два караулят стога –
во влажной дымке на краю небес...
И пыльная разбитая дорога
меня уводит в заповедный лес!..
В прохладный лес, где вечные кукушки
считают мои годы, как хотят,
где лисы выбегают на опушку –
и пристально в глаза мои глядят!..
Где по листам в траву стекают капли,
Хоть я не прочь про Турцию послушать –
на берега чужие не хочу!
Свою больную городскую душу
простой деревней русскою лечу!

В разделе "Поэзия" хотелось бы выделить ещё одного автора, члена редколлегии журнала «Огни над Бией» - Ивана Нечипорука, представившего для сорок шестого номера несколько интересных поэтов воюющего Донбасса. Это, прежде всего, Владимир Спектор из Луганска, написавший замечательные строчки о памяти давних, прошедших лет:

«А вы из Луганска? Я тоже, я тоже...
И память по сердцу – морозом по коже,
Ну да, заводская труба не дымится.
Морщины на лицах. Границы, границы...
И прошлого тень возле касс на вокзале.
А помните Валю? Не помните Валю...
А всё-таки, помнить - большая удача.
И я вспоминаю. Не плачу и плачу.
Глаза закрываю – вот улица Даля,
Как с рифмами вместе по ней мы шагали.
Но пройденных улиц закрыта тетрадка.
Вам кажется, выпито всё, без остатка?
А я вот не знаю, и память тревожу...
А вы из Луганска? Я тоже. Я тоже».

Или вот такие размышления поэта:

От прошлого не в восторге.
Что в будущем? Нет ответа.
Разведчик товарищ Зорге
Погиб. И доклада нету.
А радио говорило
И даже предупреждало:
Настанет время дебилов.
Хотя их всегда хватало.

     Вслед за Владимиром представлена Наталия Мавроди из города Луганска. (Не следует зачислять в родство с известным мошенником). Её стихотворение – «Довоенные девчонки и мальчишки», которое она посвятила своим родителям и их сверстникам, которые увидели войну своими детскими глазами, с пронзительной болью перекликается с настоящим временем, показывая пропасть между целыми поколениями.

Довоенные девчонки и мальчишки,
Сколько тягот вам назначено судьбой!
Оккупация, бомбежки, гибель близких –
Поколенье, опаленное войной.
Согревала ветхая одёжка,
Видели навязчивые сны:
Не конфеты снились вам – картошка,
Много хлеба и что нет войны.

     Ещё один автор из Луганска – Марк Некрасовский также поднимает в своих стихах тему войны, но войны, которая идёт сегодня, сейчас, в которой на Украине потомки недобитых бандеровских негодяев убивают простых мирных жителей, своих земляков, не захотевших жить по нацистским законам.
     Особенно это заметно в таком произведении, как «Доброволец стал карателем»:

Добровольно стал карателем.
Добровольно убивал.
А теперь рыданье матери.
Где сыночек мой пропал?
У меня такой сыночек
На войне не забывал
Из Донбасса разных точек
Мне подарки присылал.
Для хорошего солдата
Всё что нравится - трофей.
И добром забита хата
Всё «подарки» от людей.
А теперь пропал безвестно
Не оставил и следа.
Сразу бросила невеста.
Власть забыла - как всегда.
Душу рвут рыданья матери
Плач несётся к небесам.
И гниют, гниют каратели.
По полям и по лесам.

Или вот такое: «Помнишь август»?

Помнишь август?
Взрывы ближе, ближе…
Город наш обстрелами распят.
В дом соседский, улицей чуть ниже,
К нам от «братьев» прилетел снаряд.
Что ни залп, то новые потери.
Боль утраты трудно передать.
После взрыва заживо сгорели
Внучка с бабушкой, отец и мать.
Бывший «брат» твердит, что долг солдата
Город наш от нас же зачищать. –
«Колорады», «террористы», «вата».
Всех под корень надо убивать.
Помним август. Защитили город.
На колени город мой не стал.
Но вчера стучала боль как молот –
В детском парке список прочитал.
В детском парке саженцев аллея
И детей, убитых имена.
Дерево Марины, дерево Сергея…
Не жалеет никого война.

Кроме этого у Марка присутствуют и стихи, наполненные глубоким философским смыслом:
«Когда осядет пыль из-под сапог» и «Трубач», в которых автор показывает своё отношение к веяниям сегодняшнего дня.
     Следующий поэт из Донбасса – Виктор Мостовой также высказывает свою боль из-за того, что сейчас происходит на Украине.

Лютуют «незалежны» и «свидомы»,
Несут и смерть, и слёзы артобстрелы.
Взошла заря, платок накинув вдовий,
И на Донбасс сквозь чёрный дым смотрела.
Мой край, ты искалечен и изранен,
Земля моя в воронках и осколках,
Но выстоит Донбасс, и утром ранним
Взойдёт светло и улыбнётся зорька!

Следует отметить, что практически все авторы, представленные здесь Иваном Нечипоруком, касаются в своём творчестве темы гражданской войны на Донбассе – темы разделения некогда одного, единого народа. Собственно, и сам Иван переживает этот период, как свою собственную трагедию, с сожалением констатируя факт того, что в некогда процветающей стране стал твориться дикий и невообразимый хаос:

Страна уже не может без погромов,
И без маразмов ей уже невмочь…
Саднят истории лукавые изломы:
Живей живых Артёмовск без Артёма,
И маршал Жуков обречённо прочь
Уходит в край обиженных героев,
Оставив пьедесталы для химер… В стране неладно сшитого покроя
Народ увлёкся дикою игрою,
Так и не взяв намеченный барьер

И дальше в продолжение темы:

КТО НЕ СКАЧЕТ

Ещё вчера кричавшие: «Осанна!»,
 Сегодня перекрасились нежданно,
 Благоразумия уже не сохранить,
Когда в загуле и в угаре пьяном,
Злой дух толпы, витая над майданом,
Рождает крик, взывающий: «Распни!»
 И хмурый день становится кровавым.
Народ кричит и требует расправы
 (Найдут виновных, ведь никто не свят)…
Зигуя небу жестом ультраправым,
Толпа, как зверь рычит: «Отдай Варавву!»,
И скачет… Кто не скачет – тот распят.

    Замечательные слова, замечательные строчки – прямо от всей души, от всего сердца вырывается эта пронзительная боль поэта за свою страну и свой народ в самый тяжёлый период времени.
    С большой долей вероятности можно предположить, что все перечисленные авторы из раздела "Поэзия", не останутся незамеченными в самых широких читательских кругах.
 
       В разделе "Проза"  особо хотелось бы обратить внимание читателей на рассказ Виктора Афоничева «Несложившаяся мозаика, в котором автор показывает один из эпизодов жизни молодого человека, живущего в наше время. Произведение читается легко и непринуждённо, без лишней увлечённости и спешки, которой зачастую грешат некоторые авторы. Виктор очень хорошо знает, о чём он хочет рассказать читателям и поэтому раскрытие главной темы у него происходит чётко и точно без каких-либо трудностей и перипетий этого повествования.
      Фабула произведения достаточно простая: молодой человек случайно попадает в Москву и также случайно встречает давнюю подругу своей старшей сестры, которую знал, ещё будучи учеником младших классов. Теперь они оба взрослые, и у них завязываются взрослые отношения. Подруга сестры часто бывает в разъездах, и главный герой в её отсутствие завязывает знакомство в соцсетях ещё с одной девушкой, с которой у него так же начинается интимная связь.
      В этом месте, нисколько не пытаясь обидеть Виктора Афоничева, я хотел бы высказать свою точку зрения на упомянутый рассказ «Несложившаяся мозаика».
      В принципе всё сделано правильно и можно только позавидовать автору, в самом хорошем смысле этого слова, за точно выписанные образы героев их диалоги и описания мест действия. Но в самом конце возникает некоторое, НО… Буквально за минуту до финала совершенно в никуда пропадает вторая героиня рассказа с которой Дмитрий Кураев познакомился в соцсетях. Вот как будто бы и не было её вообще: словно выключили человека, как настольную лампу перед сном.
     Возникает законный вопрос? «А зачем вводить какой-то персонаж, если для него не существует никакого продолжения, кроме непонятного исчезновения?
      Помнится, в шестидесятые годы прошлого века, киностудия «Грузия фильм» выпустила полтора десятка кинофильмов, в которых непонятно почему - внезапно исчезали в никуда или главные, или второстепенные герои, причём, абсолютно без всяких объяснений. Тогда у многих кинокритиков появилось на подобные проявления полушутливое выражение – грузинский конец. Вот и у Виктора Афоничева, как мне кажется при всём уважении к автору, в его рассказе наблюдается точно такая же –  грузинская концовка. Повторяю – это только моя точка зрения и к литературной критике она не имеет никакого отношения.

       Ещё одно произведение в прозе, которое не пройдёт мимо любителей хорошей литературы – это рассказ Николая Леушева «Лодка», написанный в хорошем, самобытном ключе, с большим количеством монологов главного героя, в которых он вспоминает, строя лодку-плоскодонку, о своей прошлой жизни.
      Трагизм судьбы Василия заключается в том, что всех его близких забрала к себе река. И вроде бы жанр, в котором написан рассказ, не является детективом или фантастическим, или каким-то документальным произведением, но на всём протяжении знакомства с тем, как Николай рассказал об этом человеке, всё время не пропадает чувства интриги и здорового интереса. Иначе как очень удачным – этот рассказ назвать нельзя. Можно сказать, что автор с блеском справился со своей работой, которая однозначно будет тепло встречена читателями.
      Если бы журнал «Огни над Бией» можно было оценивать по десятибальной системе, то и Николай Леушев, и Виктор Афоничев, а также Светлана Клинушкина-Кутепова своим творчеством – несомненно, добавили бы несколько баллов до заветной десятки. Это, конечно, не говорит о том, что остальные авторы, не вошедшие в данный обзор, пишут хуже или неталантливо; просто объём одной газетной статьи не позволяет выполнить полный охват всех произведений, опубликованных в номере.
     Абсолютно все те, кто опубликован в этом журнале, являются людьми – раздающими негасимый свет своего таланта, и в этом присутствует определённая душевная красота современной российской поэзии и прозы.
     В заключение, в качестве главного итога, можно сказать, что вышедший в свет сорок шестой номер журнала «Огни над Бией» получился, как никогда, интересным, интригующим, с новыми именами и яркими произведениями. Несомненно – это огромная заслуга всех членов редколлегии и главного редактора – Людмилы Козловой. Огромное Вам, спасибо за это непередаваемое удовольствие – держать в руках один из лучших номеров «Огней над Бией» за последние пять лет!

Владимир Лифуншан
Фото на обложке - Владимир Лифуншан


Рецензии