1. ИМ

ИНСТИТУТ  МАТЕМАТИКИ

№ 1

Из протокола  заседания партийного бюро, 4 апреля 1968 г.

Присутствовали Ширшов, Терсенов, Бокуть,  Литвинов, Сычев, Рубинов, Полищук

Приглашенные: Журавлев, Бицадзе, Загоруйко, Гнатюк, Рубинштейн и преставитель Советского райкома КПСС Баринова.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. О письме сорока шести сотрудников СО АН

СЛУШАЛИ: По первому вопросу информацию сделал секретарь партбюро Терсенов С. А. Он сказал, что сотрудники СО АН СССР обратились с коллективным письмом в Верховный суд  СССР, Верховный Совет СССР и Генеральному прокуратуру, в котором выразили протест по поводу, якобы, имевшего место нарушения процессуальных норм при судебном разбирательстве дела по обвинению советских граждан Гинзбурга, Галанскова, Добровольского и Лашковой и потребовали немедленного отклонения приговора по их обвинению. Двадцать шестого марта радиостанция «Голос  Америки» передала текст письма со своим комментарием, это же письмо было помещено в буржуазной американской газете «Нью Йорк таймс». В числе сорока шести подписавших письмо значатся наши сотрудники Борисов Н. Ф., Акилов Г. П. , Гладкий А. В. , Фет А. И.  1 Третьего апреля с указанными товарищами директором института академиком Соболевым и заместителем директора членом-корреспондентом Ширшовым была проведена беседа, в результате которой установлено, что все они действительно подписали письмо и выражают солидарность по существу его требования. Кроме этого, как выразился Фет, если бы подобное письмо дали ему вторично, то он подписал бы его снова, т. к. считает, что осужденные  антисоветчики привлечены к уголовной ответственности неправильно, а что оно передано по «Голосу Америки» – это не его дело. Назвать же первоисточники  они отказались, а в беседе с одним Акиловым он сказал, что может рассказать, кто собирал  подписи только органам, если это будет нужно. Все названные  сотрудники – беспартийные,  имеющие ученые степени доктора наук и звание профессора. Их титулы переданы по американскому радио, а Борисов назван председателем местного комитета института. Надо полагать, что Борисов возмутился тем, что его фамилия прозвучала в эфире «Голоса Америки», и, как он утверждает, направил туда протестующее письмо, но критиковать капиталистов бесполезно и это будет им только на руку.

Вопрос Сычева Н. Ф. Известно ли было райкому КПСС, что собираются подписи среди сотрудников Академгородка?

Ответ Бариновой Л. К. Райкому партии стало об этом известно позже, но не широкому кругу работников райкома.

Вопрос Рубинштейна Г.Ш. Есть ли на письме подпись с титулами лиц, подписавших его?

Ответ Бариновой Л. К. Об этом ничего не известно.

ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Бицадзе А. В. Я считаю, что опубликование письма за границей и выход его в свет вообще по инициативе научных работников Академгородка есть политическая пощечина не только нам, но и нашей идеологии вообще. Это результат того, что мы очень плохо воспитываем наших работников, что у нас низкая трудовая дисциплина и неправильный подбор кадров. Факт очень нехороший и ему надо придать  политическое значение со всеми вытекающими отсюда последствиями. В числе подписавших письмо есть фамилия Гладкий. Как мне известно, он недавно бросил семью и является одним из организаторов беспорядков среди студентов. Разве может такой человек воспитывать молодежь?  Я предлагаю принять самые острые меры, особенно к Фету и Гладкому. Какие вы примите административные меры, я не знаю, но заявляю, что в НГУ они работать не будут. Считаю также явно несовместимым пребывание на посту председателя профсоюзной организации Борисова и пребывание Акилова в составе местного комитета.

Загоруйко Н. Г. Сам факт выхода в свет этого письма – это далеко идущие цели, которые преследуют наши противники, и, как ни странно, наши работники, подписавшие его, не поняли этого. Нас упрекают в том, что были нарушены правильные нормы судебного разбирательства, но на  самом деле в суд не  пустили только представителей иностранной прессы. Почему это было сделано, надо полагать, каждому из нас ясно. Та наука, которой учит студентов Гладкий, – «большой китайский скачок», ибо применения в настоящее время она еще не находит, и выпущенные университетом студенты вынуждены переквалифицироваться, поэтому  не будет никакой утраты в науке, если Гладкий прекратит работать в НГУ. В отношении Фета я также поддерживаю предложение Бицадзе.

Сычев Н. Ф. Я также считаю, что обсуждаемый на заседании вопрос носит политический характер и его надо рассматривать только с этих позиций. Я также считаю, что в вопросах идеологического воспитания у нас имеются серьезные недостатки, – это явилось следствием того, что люди с учеными степенями и званиями, наши сотрудники, подписали документ провокационного содержания. Философские семинары у нас по существу проводятся регулярно, но весь разговор на них сводится к чисто случайным и производственным делам. Что касается Фета и Гладкого, ничего сказать не могу, а вот Борисов и Акилов, мне кажется, втянуты в эту авантюру. Я поддерживаю предложение  предыдущих ораторов и считаю, что Гладкий и Фет не могут воспитывать нашу молодежь.

Рубинштейн Г. Ш. Как мы должны рассматривать случившийся факт, предыдущие товарищи уже указали. Меня возмущает, как могли люди, казалось бы грамотные, подписать такое письмо. Если человек с чем-либо не согласен, то он может писать в любые инстанции. Я предлагаю обсудить поступок наших работников, подписавших письмо, среди широкой аудитории, но для этого надо хорошо подготовиться. Что касается высказанных предложений по обсуждаемому вопросу, мерам взыскания, то я с ними полностью согласен.

Ширшов А. И. Во время беседы, которая проходила с участием С. Л. Соболева, нельзя сказать, чтобы Фет, Гладкий, Борисов и Акилов раскаялись в своем поступке, а наоборот Фет в полной уверенности в правоте случившегося заявил, что он готов и сейчас подписать подобное письмо. Я предлагаю: 1). Осудить поступок Гладкого, Борисова, Акилова и Фета. 2). Выразить им политическое недоверие и считать недопустимым дальнейшую педагогическую работу с молодежью. 3). Считать невозможным дальнейшее  пребывание Борисова и Акилова в местном комитете.

Журавлев Ю. И. Я полностью согласен с внесенными предложениями предыдущих товарищей.

Бокуть Л. Я разделяю точку зрения со всеми выступавшими. Идеологическая работа среди коммунистов у нас проводится, а вот остальных членов нашего коллектива мы видим только во время торжественных собраний, да и то не всех. Необходимо повысить значение философских семинаров и придать им форму идеологического воспитания.

Полищук Н. С. Я полностью согласен с выступавшими и предлагаю выступить с этим вопросом на общем собрании.

Баринова Л. К. Я считаю, что нет необходимости собирать конференцию, а просто собрать местный комитет и Борисова и Акилова вывести из состава местного комитета.

ПОСТАНОВИЛИ: За проявленную политическую незрелость, выразившуюся в подписании письма провокационного характера:

1. Осудить поступок Гладкого, Борисова, Фета и Акилова.

2. Выразить им политическое недоверие.

3. Считать невозможным пребывание Борисова и Акилова в составе местного комитета.

4. Провести партийное собрание, на котором широко осудить поступок вышеуказанных сотрудников.

5. Считать невозможной дальнейшую педагогическую работу с молодежью 2 .

ГАНО. Ф. П-5423. Оп. 1. Д. 8. Л. 59–63


Рецензии